Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:17, контрольная работа
Семья – это ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Так, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя множественные социальные функции, она играет не заменимую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого из нас.
1. Введение
2. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века.
3. Социальные проблемы современной семьи.
4. Практическое задание: Американские социологи Э. Берджес и Х. Локк в книге «Семья от института к содружеству», вышедшей в 1945 г., утверждали, что в структуре и функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью были внешние, формальные, такие как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитете главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в стадии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов.» На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласится с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы
Владимирский филиал
Факультет: менеджмента и маркетинга
Специальность: государственное и муниципальное управления
Контрольная работа
По дисциплине: социология
Тема: Институциональный кризис семьи и брака
Романовна
Курс 3
№ зачетной книжки: 10 МГБ 00533
Александровна
Владимир 2012
Содержание:
1. Введение
2. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века.
3. Социальные проблемы современной семьи.
4. Практическое задание: Американские социологи Э. Берджес и Х. Локк в книге «Семья от института к содружеству», вышедшей в 1945 г., утверждали, что в структуре и функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью были внешние, формальные, такие как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитете главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в стадии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов.» На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласится с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы
Введение
Семья – это ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Так, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя множественные социальные функции, она играет не заменимую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого из нас.
Развитие социологии семьи достаточно тесно связано с развитием социологии в целом, но как частная социологическая дисциплина, с периода первой трети ХХ века, она имеет и свою особую историю.
Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века.
В период первой трети ХХ века появляются предпосылки формирования социологии семьи в рамках построения многообразных вариантов общей российской социологии. В это время борьба исторического материализма с иными концепциями и теориями общественного устройства велась на базе основополагающих понятий и принципов общественных наук, поэтому до социологии семьи дело просто не дошло.
Можно лишь отметить «практические приложения революционной науки» в области семейного законодательства, проблем пролетарской и партийной этики, а также ряд эмпирических социальных исследований, касающихся практики сексуального поведения отдельных социальных групп.
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость членов семьи, четкое распределение семейных ролей и статусов, уважительное отношение друг к другу являлись основой стабильности и воспроизводства общества.
Так из столетия к столетию, жила и развивалась российская семья, терпя определенные изменения и преодолевая множество различных трудностей.
Однако веками сложившийся опыт и традиции семейных отношений в России были прерваны Октябрьской революцией 1917 года, задачей которой была – переделать не только общество, но и человека. С победой революции и постепенного строительства советского социализма – человек становится тоталитарным, так как все стороны общественной жизни, в том числе и семья, определяются теперь государством, возводятся в ранг государственной политики. Поэтому в России начинает насильственное реформирование семьи, призывая общество бороться со «старой буржуазной семьей» и выступая за «свободную любовь». В то же время провозглашается добровольность, безрелигиозность, необязательность регистрации брака и упрощенность развода, согласно этому предлагается и идеология. «Семья, - заявляется в семейном праве, - является первичной формой рабства» , утверждается, что вместе с ликвидацией частной собственности и государства происходит отмирание семьи. Семья, подчеркивает А.М. Коллонтай, «должна бить признана не только беспомощной, но и вредной» и утверждает, что «коммунистическое хозяйство упраздняет семью». Такая идеология вела общество не к укреплению, а к разрушению и разложению семьи. Ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств в ходе коллективизации усиливает «пролетаризацию» семьи. Происходят разрывы родственных связей, которые авторитетно оправдываются и поддерживаются. «Если «кровный» родственник является врагом народа, так он уже не родственник, а просто враг и нет больше никаких причин щадить его», - объясняет А.М. Горький.
В обществе широко распространяется идея и проводится соответствующая ей государственная политика, согласно которым при социализме формируется «коллективистская» модель семьи с главной ролью государства, целями и мерами стимулирующего характера, так разрушая традиционные основы семьи, одновременно наносятся удары по религии, вековым обычаям, экономическому укладу, повседневному быту. Расшатывание семейных устоев вызывает у людей раздражение и недовольство. В их сознании все более начинает утверждаться нетерпимое отношение к распущенности в брачных связях.
Здесь можно отметить небольшую статью Питирима Сорокина «Кризис современной семьи». В этой работе он четко выделил основные тенденции развития и изменения семейных отношений в первой трети ХХ века, которые позднее получили многочисленные эмпирические и статистические подтверждения в работах других исследователей: «ослабление» союза мужа и жены, родителей и детей, изменения процесса первичной социализации и характеристик экономической функции семьи и прочее. Тем не менее, прогноз Сорокина оптимистичен: все обнаруженное «…не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы их будут иными».
Так же можно отменить взгляды А.М. Коллонтай о перспективах развития семьи в коммунистическом обществе. Утверждая, что семья при коммунизме сохраниться, она подробно обсуждает вероятные ее изменения, касающиеся отмирания основных функций – бытовой и воспитательной – и делегирования этих функций обществу. По мнению А.М. Коллонтай, в результате указанных прогрессивных изменений возникнет новая семья как форма общения мужчины и женщины, равноправных членов коммунистического общества, связанных взаимной любовью и товариществом. Взамен брачно-семейных уз родства должны будут вырасти новые узы создания коллективной ответственности, веры в коллектив как высшее моральное законодательное начало.
Сходное мнение выражал и А.М. Луначарский, который полагал, что при коммунистическом строе обществу будут безразличны формы любовных отношений между мужчинами и женщинами, а дети будут обеспечены самим обществом. По его умозаключению, течение всего периода должна существовать лишенная своих буржуазных черт, командования мужчины и погребения женщин под бременем домашнего хозяйства, парная семья, что означает длительный союз во имя совместного строительства жизни, рождения и воспитания детей.
Со второй половины 30-х г. начинается процесс «укрепления» семьи, что выразилось в ограничении свободы разводов, запрете абортов. Семья как социальный институт официально реабилитируется и становится институтом государства.
В начале 90-х гг. ХХ века в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, в моральных устоях и ориентациях людей. В обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Этот переход породил глубокий общесистемный кризис.
Кризис стал проявляться в спаде производства, в росте инфляции, в увеличении безработицы взрослых, беспризорности и сиротстве детей, в бедственном положении инвалидов, коррумпированности чиновников и всесилии бандитских группировок, в бездомных и беженцах, в нарастающем вале преступности, наркомании, алкоголизма, болезней, в суицидальном поведении молодежи. После распада СССР, как и после 1917 года, институт традиционной семьи подвергся испытаниям; происходят глубокие изменения в жизнедеятельности семьи, ее роли и функций в обществе. Прежде всего, внутри семьи заметно наблюдается падение уровня жизни, снижение расходов на питание, отдых, жилище. Плоды материальной и духовной культуры, созданные многими поколениями, становятся для большинства людей недоступными, теряются ценностные ориентиры, происходят катастрофическое падение жизненного уровня и маргинализация населения. В итоге обнаружилась депопуляция населения, то есть снижение его численности.
Следует отметить, что в былые времена, семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя детьми.
Семья как институт общества в своем традиционном варианте явно расстраивается, причины этому:
Государство же, которое в недавнем прошлом большую часть семейных функций (экономических, общественно-воспитательных) брало на себя, теперь отстранилось от семьи, предоставив ей полную свободу выйти в открытое социальное пространство и самой решать проблемы собственного воспроизводства и развития.
В обществе провозглашаются
ключевые принципы, согласно которым
семья суверенна перед собой.
Она самостоятельно принимает решения
относительно собственного экономического
и демографического воспроизводства.
Мужчины и женщины в семье
имеют одинаковые права, обязанности
и равные возможности во всех сферах
жизнедеятельности.
Российская семья, попав в такую ситуацию,
оказалась не подготовленной к обозначенному
повороту событий, не способной адаптироваться
к происходящим переменам в обществе.
Ценности, привычные представления, стереотипы,
менталитет, усвоенные людьми в течение
десятилетий и столетий и сформированные
в основном в традиционной семье, вошли
в противоречия с так называемой либеральной
идеологией государства. Эта идеология,
организованная и развитая главным образом
на римском праве и протестантизме, противоречит
традиционным устоям российской семьи,
которые покоились и покоятся на соборных
коллективистских традициях, свойственных
православной культуре.
Социальные проблемы современной семьи
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная с древних философов и кончая современными реформаторами. Это и не удивительно, ведь семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше сорока миллионов семей.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но в силу внутренних процессов своего развития.
Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, другими становятся система власти и подчинение семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей.
Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное, и это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования
репродуктивного поведения
Наряду с традиционными функциями, связанными
с рождением и воспитанием ребенка, с решением
повседневных проблем, семья призвана
быть надежным психологическим «укрытием»,
помогающим человеку выживать в трудных,
быстро меняющихся условиях современной
жизни.