Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:44, контрольная работа
Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
Введение………………………………………………………………………...…2
1. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90 годы ХХ века………………………………………………………………….3
2. Социальные проблемы современной семьи………………………………….9
3. Практическая часть……………….…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………..
Обращает
на себя внимание снижение уровня рождаемости,
рост малодетных и неполных семей. Для
простого замещения поколения родителей
их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент
составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости
ведет к малочисленности семей. Прогнозы
специалистов показывают, что в ближайшие
десятилетия действующая ныне тенденция
уменьшения численности населения в России
сохранится.
Как свидетельствуют исследования, на
репродуктивный выбор супругов влияют
прежде всего такие факторы как внутрисемейные
отношения, материальные возможности,
жилищные условия, национальные традиции,
здоровье супругов. Говоря о сокращении
рождаемости нельзя не сказать о том, что
данный процесс сопровождается ростом
внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных
рождений уже сегодня превысила этот показатель.
В республике резко возросло число детей,
рождающихся больными.
Не может не тревожить общественность
большое количество разводов. Без преувеличения
можно сказать, что происходит катастрофический
рост разводов. Основными причинами разводов
являются злоупотребление спиртными напитками,
бытовая неустроенность супругов, супружеская
неверность, проблема распределений домашних
обязанностей, психологическая несовместимость.
Увеличение разводов повлекло за собой
значительное увеличение числа детей,
оставшихся без одного из родителей.
Ослабляется
роль родителей в воспитании. Это
происходит в силу трудовой занятости,
перегруженности бытовыми проблемами,
потери нравственных ориентиров, переоценки
ценностей, а нередко неумения и
нежелания заниматься с детьми, особенно
отцов. За последнее десятилетие еще больше
обострились проблемы социального сиротства,
увеличилось количество детей, брошенных
родителями или отобранных у них по закону.[2]
Растет число детей, убегающих из семей
вследствие жестокого обращения с ними
или отсутствия взаимопонимания. Все больше
появляется малолетних бомжей, бродяг,
попрошаек, растет и феминизируется подростковая
и детская преступность.
Не могут не тревожить негативные тенденции
в социокультурной сфере, системе воспитания,
которые наметились в последние полтора
десятилетия. Размыты идеалы и нравственные
ценности, резко сокращен выпуск отечественной
детской литературы и произведений искусства,
экраны телевидения и кинотеатров заполнены
зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими
жестокость, насилие, порнографию, уменьшается
число детских библиотек, внешкольных
учреждений эстетического направления,
многие из них функционируют на платной
основе. В качестве первоочередных мер,
стоящих перед теми, кто занимается проблемами
семейных отношений, являются следующие:
во-первых исследование вопросов положения
семьи в современном обществе, ее функций,
образа жизни и разработка конкретных
рекомендаций по оказанию помощи семье,
совершенствованию семейных отношений
в целом; обеспечить выполнение федерального
закона РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации». Добиваться
выполнения правительством РФ и местными
органами власти законодательства, федеральных
и местных программ, направленных на оказание
помощи семье, защиту прав и интересов
детей; добиваться полного бюджетного
финансирования на федеральном и региональном
местном уровнях всей социальной инфраструктуры
детства: образования, здравоохранения,
культуры и отдыха.
3. Практическая часть
С данным подходом можно согласиться. Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию социальных институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.
Прогрессистская
идеология утверждает, что семья-институт
будет сменена семьей-
Заключение
Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.
Основой
семьи является брак. Под институтом
брака, как правило, понимают социально-правовые
аспекты семейно-родственных
Список
используемой литературы:
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 1998.- 349с.
2 Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2010.- 224 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 352с.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%