Институт семьи XXI века: социальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века………8
1.1. Институт семьи как объект социологической науки…………………… 8
1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация……………………15
Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе…………………………………………………………………………… 26
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе……………………………………………………………………………26
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе…………………………………………………………………………....40
Заключение………………………………………………………………………...42
Список использованных источников и литературы…………………………45

Файлы: 1 файл

Моя Работа03.10.11.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего   профессионального образования

Казанский Государственный  Технологический Университет

Высшая школа  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

 

                      по дисциплине:     Социология

 

        тема:   Институт семьи XXI века: социальные проблемы

 

 

 

 

 

                         Выполнил: ст. гр. 3203-2в        Кутлиахметова Т.Э.

 

                                Научный руководитель: к.с.н., доц. Ибрашева Л.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2011

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века………8

1.1. Институт  семьи как объект социологической  науки…………………… 8

1.2. Функции  семьи, виды, типология и классификация……………………15

Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском          обществе…………………………………………………………………………… 26

2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе……………………………………………………………………………26

2.2. Перспективы  развития института семьи XXI века в Российском обществе…………………………………………………………………………....40

Заключение………………………………………………………………………...42

Список использованных источников и литературы…………………………45

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

 

Семья считается одним  из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.

На протяжении своей  жизни человек входит в состав  множества самых разных групп  – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить  ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семейно-брачные отношения  прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. Как археологические находки, дающие представления о жизни наших предков 15 - 20 тысяч лет назад, так и этнографические наблюдения за бытом примитивных племен, время от времени находимых в глухих уголках нашей планеты, показывают, что уже в неолите, с которым связано становление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, рожавшие и воспитывавшие детей и почитавшие старейшин.

В глубинной подоснове  семьи лежат физиологические  потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности  семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

При всех различиях, зафиксированных  в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что  объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально - биологическую природу. Функции современной семьи, каждую из них в отдельности, с большим или меньшим успехом можно осуществлять и вне семьи. Но в совокупности в ней все они реализуются наилучшим образом.

В научной литературе под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение  лиц, связанных между собой личными  и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Исходя из ее функций, семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т.п.).

В семье протекает  воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код  нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.

Таким образом, семья  является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных.

 

Степень разработанности  проблемы.   

Взгляд на семью как  на социокультурный феномен и  основной социализирующий фактор общества воспроизводится в современных  работах известных  социологов семьи  М.С. Мацковского, А.Г. Харчева.1

Неоценимый вклад в  историю изучения семьи внес П.Сорокин, который, анализируя институциональные  характеристики семьи, рассматривал семью  как элементарную и изначальную  социальную группу, являющуюся базовой  структурной единицей общества.2

- в области  проблематики  семьи как объекта социальной  политики, освещенные в работах  А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, А.Г. Вишневского, С.В. Дармодехина,  В.В. Елизарова, Л.П. Кукса, М.С.  Мацковского, В.М. Медкова, Н.М.  Римашевской и др. 3

В ХХ веке институт семьи становится объектом изучения социологической и психологической науки. Он анализируется такими зарубежными исследователями как Э. Берджесс, Э. Вестермарк, Э.  Гидденс, У. Джемс, К.  Дэвис, М. Кастельс, Б.  Малиновский, М.  Мид, Дж.  Мэрдок, Р.  Мертон, Т.  Парсонс, Ж. Пиаже, Ф. Ле Пле, Н. Смелзер, А. Тоффлер, З. Фрейд, Р. Хилл, К. Циммерман, Я. Щепаньский, К. Юнг и другие авторы.

В настоящее время  предметом пристального внимания отечественных  социологов, демографов, психологов, философов  является развитие и стабильность института семьи и форм семейно-брачных отношений

 

Объект изучения – институт семьи - как социальное явление.

Предмет изучения – основные проблемы семьи в современном Российском обществе.

Цель работы – выявить особенности социальных проблем  в Российской семье.

Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:

         1. Изучить теоретические основы института семьи в Российском обществе.

2. Рассмотреть институт  семьи как объект социальной науки.

3. Проанализировать понятия  и функции семьи.

4. Выявить современное  состояние института семьи в  Российском обществе.

Теоретическую основу работы составили труды:

- теории А.И. Антонова, В.М. Медкова, А.Г. Харчева о  зависимости функционирования института семьи от состояния общественной среды.

- теории становления и функционирования социальных институтов в обществе, разработанные в трудах Э.Гидденса, Г.Спенсера, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, Н. Смелзера;

- положения теорий исторического развития семьи И.Я. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса, М.М. Ковалевского, касающиеся изменчивости форм социального института семьи в ходе истории, при сохранении своей специфической сути;

- концепция изменения  функций семьи под влиянием урбанизации 
Э.Дюркгейма;

- положения теории О.Конта о значении социального института семьи в жизненном становлении каждой личности;

- положения теорий П.А. Сорокина и У. Гуда о взаимосвязи традиций и новаций в процессе развития брачно-семейных отношений.

Структура работы соответствует  цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и  литературы.

 

 

 

Глава 1.  Теоретическая  основа изучения института семьи XXI века 

    1. Институт семьи как объект социологической науки   

Специфика социологического изучения семьи заключается в  том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает  как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

По оси социальной структуры семья рассматривается как подсистема общества, социальный институт, осуществляющий взаимодействие с другими социальными институтами и с обществом в целом. Структурный подход устанавливает место семьи в иерархии институтов, фиксирует функции семьи, которые важны для ее понимания в обществе. В то же время семья рассматривается как источник социальной принадлежности. 

Горизонтальная ось  фиксирует внимание на изменениях семьи, социокультурной динамике. Анализ по динамической оси позволяет совместить межличностные видоизменения с изменениями семейной жизни в процессе смены поколений.

Данная схема характеризует  устремленность социологии семьи на соединение трех подходов в изучении семьи: социально-структурного; культурологического; социально-психологического. Такой подход предлагают социологи А. И. Антонов, В. М. Медков (Рисунок 1).4


 

 

 


 



 


 


 

 

 

 

Рисунок 1. Соединение трех подходов в изучении семьи.

 

Социальный  институт семьи, будучи включенным в  нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.

В современной жизни  она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?

Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение.

Таким образом социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования.

Для этого следует  провести строгое разграничение  между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той  или иной науки всегда выступает  определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Таким образом, объект социологической  науки – это часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются  только данной наукой, а предмет  науки – это результат исследовательских действий.

Считают, что объектом социологического познания является вся  совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социальное явление  или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого  индивида или их группы - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Информация о работе Институт семьи XXI века: социальные проблемы