Институт семьи XXI века: социальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретическая основа изучения института семьи XXI века………8
1.1. Институт семьи как объект социологической науки…………………… 8
1.2. Функции семьи, виды, типология и классификация……………………15
Глава 2. Современное состояние института семьи в Российском обществе…………………………………………………………………………… 26
2.1. Социологические проблемы института семьи в Российском обществе……………………………………………………………………………26
2.2. Перспективы развития института семьи XXI века в Российском обществе…………………………………………………………………………....40
Заключение………………………………………………………………………...42
Список использованных источников и литературы…………………………45

Файлы: 1 файл

Моя Работа03.10.11.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Одним из основных показателей  жизненного уровня, имеющим большое социальное значение и оказывающим непосредственное воздействие на жизнь семьи, является именно обеспеченность жильем и возможность его содержания и приобретения.

Семейные конфликты, неурядицы, как правило, развиваются на почве  неустроенности и проблемы с жильем. Так, неокрепшая молодая семья вынуждена жить с родителями на узком жилищном пространстве, что ограничивает возможности выработки своих принципов и интересов, что в свою очередь подрывает семейную связь.

Исходя из современных  цен на рынке жилья, россиянам предстоит выплачивать за квартиру несколько десятков лет, т.е. расплачиваться за нее 2 - 3 поколениям домохозяйства. В то же время за рубежом на право владения жильем в рассрочку требуется максимум 10 - 15 лет. Вполне очевидно, что решение жилищной проблемы через рыночные отношения в современных условиях оплаты труда и доходов недоступно абсолютному числу россиян, за исключением 5 - 10 % высокодоходных семей. Платежеспособный спрос большинства населения не в состоянии обеспечивать приобретение новых и бывших в эксплуатации квартир.

Многие воспринимают ипотеку как панацею от жилищных бед.17 
Становление ипотеки в России проходит через постепенную замену бюджетного подхода к организации системы ипотечного кредитования рыночно ориентированным. Причем этот процесс происходит как через внедрение рыночных элементов в бюджетные схемы, так и через создание новых рыночных схем, приближающихся к формам классической ипотеки. Недаром в развитых странах мира предоставление жилья в кредит является одним из видов экономической деятельности, приносящего доход бизнеса.

Социальная ипотека  ориентирована на малоимущих граждан. Программы, разрабатываемые в рамках социальной ипотеки, направлены на оказание социально незащищенным гражданам  государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств в пределах установленных социальных норм.

Коммерческая ипотека  призвана решать проблемы граждан, имеющих  достаточный размер доходов для  выполнения обязательств по ипотечному кредитованию, которое осуществляется без участия государства.

Разделение программ социальной и коммерческой ипотеки  все чаще происходит и на законодательном  уровне. Оно нашло отражение и  в федеральной целевой программе  «Жилище», и в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, и в проектах законов, подготавливаемых к принятию.18

Без сомнений, хотя разделение на социальную и коммерческую ипотеку  активно практикуется, точки соприкосновения  у этих программ ипотеки остаются в достаточном количестве. К числу  главных относится то, что социальная ипотека в целом направлена на применение наряду с государственной поддержкой экономических принципов возвратности и платности, а с целью развития коммерческой ипотеки формируются условия для повышения доступности кредитов для населения.

Таким образом, удовлетворение потребностей населения в жилье и в коммунальных удобствах, а также в качестве и эффективности предоставляемых услуг в большинстве областей России, весьма проблемно. Отсталость в развитии жилищно-коммунальной сферы выступает для многих российских семей фактором снижения их социально-экономического потенциала, является, как показывают опросы, объектом недовольства. И напротив, интересам семьи отвечает собственное, просторное, комфортабельное, удобно расположенное жилище, именно на это направлена современная политика российского правительства в области поощрения ипотечного кредитования.

 Проблемы  молодой семьи

Актуальными для семейной политики мы можем выделить особо  проблемы молодой семьи. По многим признакам  молодая семья занимает особое место в кругу проблем современной семьи. Поэтому отношение к ней определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи, которое необходимо рассматривать с позиций не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества. В силу этого система мер социальной защиты в условиях рыночных отношений должна строиться с учетом этих особенностей, то есть, если мы хотим обновить общество, его мышление, отношения между людьми, в том числе семейные, то должны определить для себя «молодую семью как могучий фактор социальных перемен, воспринять ее как социальную ценность особого рода».19

«Молодые семьи - семьи  впервые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста».

 Критериями молодой  семьи являются очередность брака  - первый, продолжительность совместной  жизни – до трех лет и границы возраста супругов - от 18 до 30 лет, нижняя граница при определенных обстоятельствах может быть изменена в сторону уменьшения.20

По своей структуре  современная молодая семья бывает полной, типичной, и семьей социального  риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей и те, где отец проходит срочную военную службу, а также студенческие семьи. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

На положение современной  молодой семьи оказывает воздействие та социальная напряженность, которая свойственна нашему обществу, и кризисные явления в экономике, затронувшие все семьи, в том числе и молодые.

Современная молодая  семья встречается с немалыми трудностями, часть которых определяется объективными причинами.

Современная семья далеко не однородна. Различными могут быть ее социальная принадлежность, интересы и ориентации, типология, но в целом  проблемы, испытываемые семьями в  современной России похожи. Так, для  каждой семьи важны и приоритетны экономическое положение, жилье, здоровье, образование и безопасность.

 

2.2. Перспективы  развития института семьи XXI века в Российском обществе

 

Развитие социального  института в России, как и в  других странах, связанно: во-первых, социальными, экономическими и политическими процессами модернизации обществ; во-вторых, с вопросами стабильности обществ поскольку семья представляется как основной институт трансляции социальных ценностей от поколению к поколению и единственно легитимная социальная норма организации сексуальных практик и воспроизводства. 

В современной России явно наблюдается переход семьи к новым институциальным формам, требующим изучения и понимания. С активным развитием частной жизни, многие семейные традиции, нормы и ценности были утрачены, а новые находятся в стадии формирования. Происходит становление нового социального института с нетрадиционными правилами и нормами, основанными на партнерстве членов семьи. Появление новых институциальных форм семьи, а также приоритетность в жизнедеятельности российских семей функций эмоциональной поддержки и психологической защиты и усеченность функции духовного взаимного обогащения.

В современном российском обществе достаточно остро ощущаются 
проблемы семьи, связанные с обеспеченностью жильем, экономическим и 
финансовым состоянием, наличием психоэмоциональных перегрузок, 
асоциальным поведением взрослых и детей, насилием по отношению к членам семьи. Подобное положение российских семей есть следствие неэффективности семейной политики, проводимой в современной России. Следовательно, крайне необходимо развитие и совершенствование системы социальной поддержки и помощи семье со стороны общества и государства. Поскольку большинство российских семей не может самостоятельно справиться со своими проблемами, растет доверие населения к деятельности социозащитных учреждений.

Совершенствование уже  существующих, формирование новых стратегий семейной политики России и новых технологий социальной поддержки семей в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями, могут стать основой смягчения проявлений негативных тенденций развития института семьи в нашей стране, негативного социального настроения, а также способствовать устойчивости социального благополучия и социальной безопасности семьи как особой социокультурной ценности российского общества.

Объективной необходимостью и одним из основных направлений 
укрепления социального института семьи является профилактика семейного 
неблагополучия, которая может реализовываться через: разработку 
специализированных программ, способствующих полноценному 
функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей; подготовку будущих супругов и родителей на уровне общеобразовательных учебных заведений; развитие социальной рекламы, пропагандирующей ценность семьи.

Созданию федеральных, региональных и муниципальных программ по социальной поддержке отдельных  категорий российских семей должны предшествовать организация мониторинга  и проведение учета различных  категорий семей в зависимости  от степени и качества необходимой помощи. Для укрепления и стабилизации института семьи в нашей стране сегодня важно, чтобы поддержку чувствовали все семьи, проживающие на территории государства, независимо от их социального и экономического положения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты проведенных  исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения  семьи и влиянии на положение  российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий  переходного периода. На функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится более независимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре, состоящих из двух человек.

Динамика числа семей  и семейная структура населения  определяется снижением рождаемости  и уменьшением числа детей  в семьях, ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений.

По таким показателям  уровня жизни, как имущественная  обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Отрицательно влияет на экономический потенциал семей растущий уровень безработицы.

Тем не менее, ценность семьи  и семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, социализации подрастающего поколения.

С принятием указа  Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики»  впервые в нашей стране семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, расширяется сеть учреждений социальной помощи семье и детям.

Существенным шагом  в сфере регулирования брачно-семейных отношений явилось принятие в марте 1996 года Семейного кодекса РФ, который в большей степени отражает новые социально-экономические реалии.

Развитие системы социального  обслуживания семей является необходимым  звеном в целостной системе мер, ориентированных на улучшение сферы социального обслуживания населения. Важнейший шаг в этом направлении - Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Федеральные мероприятия  семейной политики в России дополняются мерами, принимаемыми и реализуемыми на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Необходимость совершенствования  семейной политики на региональном и  местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов и технологий ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, вынуждающих сохранять остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и  реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать  потенциал семьи на основе совершенствования  ее отношений с государством, более  полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

Необходимо разрабатывать  такие меры семейной и демографической политики, которые будут адекватными для разрешения существующих демографических проблем. Иначе семья как социальный институт будет все более и более разрушаться, а население страны - сокращаться в условиях низкой рождаемости.

Информация о работе Институт семьи XXI века: социальные проблемы