Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель- выявление факторов влияющих на процесс формирования и развития социальной активности иностранных студентов, их индивидуального и группового поведения в новой социальной среде
Задачи:
Установить наличие или отсутствие дискриминации по религиозным и этническим признакам в городе и в вузе
Выявить конфликты межгруппового и межличностного общения в ходе учебной и внеучебной деятельности. Определить целевые установки на обучение и на жизнь в многонациональном общежитие
Выявить наличие или отсутствие дружественной взаимосвязи иностранных студентов с другими иностранцами, а также их взаимоотношения с различными категориями местного населения
Определить как влияет незнание языка на интеграцию в обществе
Введение
Глава 1: Теоретико-методологические подходы к исследованию
Глава 2: Интеграция и социальная адаптация иностранных студентов в КГМУ на базе интервью и анкетного опроса
Заключение
Библиографический список
Приложения
На третьем этапе адаптация может достигнуть критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться в новой среде студенты «выходят из нее» – возвращаются домой раньше положенного срока. Однако намного чаще студенты получают социальную поддержку окружения и преодолевают культурные различия – изучают язык, знакомятся с местной культурой. В этом им помогают российские студенты и преподаватели ВУЗа. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.
Пятый этап характеризуется полной – или долгосрочной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и мы можем говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации индивида на родине.
Продолжительность адаптации студентов определяются многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа относятся:
1. Индивидуальные различия
– демографические и
Достаточно сильно влияет на процесс адаптации возраст. Быстро и успешно адаптируются маленькие дети, но я в своей работе рассматриваю студентов в возрасте 17-27 лет, а для них процесс часто оказывается мучительным, так как они должны во всем походить на своих сокурсников – и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями.
2. Обстоятельства жизненного опыта индивида.
Немаловажное значение имеет готовность мигрантов к переменам. Студенты в большинстве случаев восприимчивы к изменениям, так как обладают мотивацией к адаптации. Так, мотивы пребывания за границей иностранных студентов достаточно четко ориентированы на цель – получение диплома, который может обеспечить им карьеру и престиж на родине. Ради достижения этой цели студенты готовы преодолеть разнообразные трудности и приспособиться к среде обитания. 13
На «приживаемость» мигрантов благоприятно сказывается наличие доконтактного опыта – знакомство с историей, культурой, условиями жизни в определенной стране. Первым шагом к успешной адаптации является знание языка, которое не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить уважение «хозяев». Благотворное влияние на адаптацию оказывает знакомство с этикетом, пищей, традициями.
Одним из важнейших факторов, благоприятно влияющих на процесс адаптации, является установление дружеских отношений с местными жителями. Так, иностранцы, имеющие друзей среди местных жителей, познавая неписаные правила поведения в новой культуре, имеют возможность получить больше информации о том, как себя вести. Но и неформальные межличностные отношения с соотечественниками могут способствовать успешной «приживаемости», так как друзья из своей группы выполняют функцию социальной поддержки. 14
Среди влияющих на адаптацию групповых факторов прежде всего необходимо выделить степень сходства или различия между культурами.
Чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Для оценки степени сходства культур используется индекс культурной дистанции, который включает язык, религию, структуру семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пищу, одежду и др.15
Не менее важное влияние на интеграцию иностранных студентов оказывает следующее:
Межкультурный контакт и интеграцию иностранных студентов можно рассмотреть по схеме Дж.Берри. По его мнению, у индивидов и групп имеется выбор из четырех стратегий, которые он назвал стратегиями аккультурации:
Успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой. Это даже не только – и не столько – социальное и эмоциональное приспособление к новой среде, так как человек может быть хорошо приспособленным к жизни в новом обществе, удовлетворяя все потребности внутри своей этнической или культурной группы. Адаптация представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной.
И.В. Ширяева определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы». Трудности адаптации иностранных студентов отличны по содержанию от трудностей российских студентов (преодоление дидактического барьера), зависят от национальных и региональных характеристик и изменяются от курса к курсу. В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокультурной и учебной среде таковы: 1) вхождение в студенческую среду; 2) усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения; 3) формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление «языкового барьера», усиление чувства академического равноправия.17 По мнению М.А. Ивановой и Н.А. Титковой, факторами, детерминирующими успешность адаптации иностранного студента, являются, в первую очередь, психологическая атмосфера в учебной группе и социометрический статус преподавателя высшей школы.18
В исследованиях по адаптации личности отечественные социологи используют ряд апробированных методик, таких как шкала социальной дистанции Богардуса и семантический дифференциал Осгуда, тест на социальное самочувствие (на внутреннюю и ситуативную тревожность). В качестве интегрального эмпирического показателя адаптации (или дезадаптации) Н.А. Свиридов принимает позитивно-негативные оценки респондентами различных условий своей жизнедеятельности: материальной обеспеченности, социальной защищенности, возможностей получения желаемой профессии, условий для отдыха и досуга, свободы, социального самочувствия.
Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д. Основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями высшей школы. Для успешной адаптации иностранные студенты должны обладать следующими качествами:
В качестве критериев социальной адаптации личности выступают:
1) способность правильно понимать условия, проблемы и требования окружения, свои шансы в нем.
2) наличие знаний и умений, соответствующих основным требованиям среды.
3) осознание сопричастности и солидарности с обществом, в котором живешь, ответственности за существующий порядок.
4) умение контролировать свои потребности и исполнять принятые на себя разумные социальные роли, несмотря на осознание противоречий между собой и социальной средой.
Глава 2:
На этом было основано мое исследование «Интеграция и социальная адаптация иностранных студентов в КГМУ». Цель исследования заключалась в выявлении факторов влияющих на процесс формирования и развития социальной активности иностранных студентов и их поведения в социальной среде.20 Анкета была направлена на выявление факторов влияющих на адаптацию иностранных студентов, позволила определить характер межличностного общения студентов между собой, наличие конфликтов в процессе общения иностранцев с российскими студентами и местным населением. Также я использовала формализованное интервью, которое помогло более полно понять проблемы с которыми сталкиваются иностранцы в процессе обучения и жизни в многонациональном общежитие. Интервью показало, что студенты особенно первых курсов очень плохо владеют русским языком, что вызывает у них сложности в учебе и общение. По словам иностранцев, они выбирают наш город так как здесь легче учиться на врача. Многие студенты отмечают, что именно в нашем городе исповедают мусульманскую религию, что для них является очень важным, так как примерно 52% опрошенных- мусульмане.
Я провела интервью не только со студентами, но и с инспектором по вопросам виз и приглашений Черепановой Людмилой Ивановной и с председателем студенческого совета общежития №4 Байрамовым Иреком Тагировичем.
Я провела
анкетирование среди иностранных студентов,
живущих в общежитии. В моем исследование
приняли участие 87 человек. В результате
мне удалось выяснить, что по приезде в
Россию труднее всего иностранцы привыкали
к погоде (57%), т.к. холодная зима, которая
удивила даже местное население, многих
студентов, приехавших к нам из теплых
стран, привела в потрясение. Чуть меньше
(54%) тех, кто испытал сложности в процессе
общения. Большинство из иностранных студентов
не знали русского языка, когда приехали
в Россию. После первого курса многие студенты
отмечают, что уровень языковой компетентности
значительно повышается, но он все равно
недостаточен для нормальной учебной
деятельности. Практически все опрошенные
отметили, что им трудно работать с учебной
литературой, слушать лекции, выступать
на семинарах. Также большинство студентов,
не довольны проживанием в общежитии (82%).
Иностранные студенты живут, как правило,
в общежитии. Это непросто даже для иногородних
российских студентов, а для иностранцев
– настоящее испытание. Прежде всего потому,
что большинство студентов ухудшает свои
жилищные условия при переезде, а кроме
того, это не только временное место жительство
на долгие годы учебы, но и место для самостоятельных
занятий в комнате, где проживает еще 1-2
человека. В качестве негативных моментов
указывается густонаселенность, трудно
найти место чтобы уедениться и сосредоточиться
на подготовку к занятиям. Жаловались
на наличие тараканов в комнате, и на отсутствие
горячей воды, что отнимает много времени
по утрам, т.к. нужно нагревать воду, что
бы умыться. Еще отсутствие горячей воды
вызывает много проблем со стиркой и уборкой.
Но не смотря на все неудобства 54% иностранных
студентов отметили, что, попав в общежитие,
они впервые стали жить самостоятельно,
и что сама идея общежития помогает им
преодолеть процесс адаптации. Студенты
из Индии жалуются на отношение к ним окружающих
(15%), выходя на улицу, они чувствуют негативное
отношение к ним со стороны местного населения,
особенно старшего поколения. Студенты
первых курсов привыкают к отсутствию
родственников (22%). Многие из них впервые
так далеко от дома и первое время они
очень скучают по своей семье. К особенностям
русской кухни привыкли только (12%), в основном
иностранцы готовят себе сами, соблюдая
свои традиции и обычаи.
Большинство
иностранных студентов сталкиваются с
трудностями как физиологического, так
и социального характера. Всего 7% отвечавших
на вопросы анкеты отметили недоброжелательное
отношение к ним со стороны профессорско-
Незнакомая социальная среда, в которую попадает иностранный студент, и ее освоение – очень трудный процесс. О психологическом дискомфорте сообщили 74% опрошенных, столкнувшись с бескультурьем на бытовом уровне (на рынке, в магазине, в транспорте). В этой ситуации студент ищет возможности сохранить привычный образ жизни, и так, чтобы не входить в противоречие с существующим у нас укладом, пытается принять чужую культуру, уважать наши обычаи и традиции. Такую точку зрения высказали 67% иностранных студентов.
На основании полученных в результате анкетирования данных можно выделить основные особенности адаптации иностранных студентов в нашем университете:
Было бы крайним упрощением считать, что негативные стереотипы могут быть разрушены директивными указаниями, а знакомство с непривычными образом жизни, обычаями и традициями не вызовет неприятия. Увеличение межличностного общения может привести и к усилению предубеждений. В процессе обучения нужно стараться создавать благоприятную обстановку для общения между представителями разных стран и народов, которая будет наименее травмирующей и порождать доверие.
Библиографический список:
Информация о работе Интеграция и социальная адаптация иностранных студентов в КГМУ