Интегральная социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) родился в семье мелкого ремесленника в городе Великий Устюг. После первого курса Петербургского психоневрологического института (негосударственный вуз, в котором функционировала первая в России кафедра социологии) он перевелся на юридический факультет Петербургского университета. В 1917 г. Сорокин – личный секретарь и консультант А. Ф. Керенского, депутат Учредительного собрания. В 1922 г. он был выслан из России в Германию, позднее переезжает в США.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

                      1.1.  Ролевые концепции личности

      Парсонс  различает пять  "типовых   переменных  действия",  т.е.  парных понятий, которые определяют полярные  типы  ориентации  в  ситуациях,  между которыми должен выбрать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными   смысловыми  связями.  В социальной  интерактивной  ситуации  они  представляют   собой   определение взаимных ролевых ожиданий  и  служат  для  описания  ценностных  ориентацией деятелей.

         1. Эффектность – нейтральность. Здесь речь идёт о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по-разному,  в зависимости от того, берётся за исходный пункт система культуры,  личность  или  социальная система. Эффектность / нейтральность в системе  культуры  указывает  на нормативный образец, который предписывает  немедленное получение удовольствия  или контроль над аффектом. В системе личности  это означает предрасположенность индивида  в  определённой  ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать  их.  В  социальной системе этим обозначаются  соответствующие ролевые ожидания.

       2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив.  Так  обозначается дилемма между собственными интересами  и  обязательствами  перед группой / обществом, между личными и  общественными  интересами. Она определяется как норма и как ролевое ожидание в определённых ситуациях.

         3. Универсализм – партикуляризм.  Речь идёт о проблеме,  проявляются  ли  в определённых  ситуациях общепринятые  нормы,   стандарты потребностей и ролевые ожидания или же  рассчитывают  на  особые отношения между субъектом и объектом.

         4.  Достигнутое  –  приписываемое.  В  каждой  ситуации  существует альтернатива, следует ли придавать  качествам  объекта  или  его "достижениям" больше значения, т.е. должно ли  быть  важно,  что он,  собственно  говоря,  есть  или  что   он   делает.   Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.

         5. Специфичность - диффузность.  Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу  только  специфическими аспектами объекта или же "непредубежденно" предоставляет объекту возможность  действовать  и  в  зависимости   от   необходимости реагирует на  это.  Нормы,  потребности  и  ролевые  ожидания  в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать  выбор  между  ними,  и  его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия.

      Парсонс   сформулировал   компоненты  социального  действия  как  часть системы; они сами  также  обладают  системными  свойствами,  т.е.  личность, культура  и интерактивная структура представляет  собой  не  неразделимые единства,  а  организованные  ценности  с  внутренней  структурой,  которая, однако, важна лишь до тех пор, пока между её элементами и частями  структуры других систем существуют процессы обмена. Структурные  элементы  формируются как подсистемы вышестоящих систем, т.е. системы личности,  системы  культуры и социальной системы действий.

      Действия  складываются  из  ряда  взаимозависимых  и   взаимосвязанных элементов, однако вовне выступает как  целое и как таковое выступает во взаимодействие с окружающим  миром.  Поэтому само  действие  можно считать системой.

      Теперь  перейдём к теории общества  как социальной системе.

                           2.  Теория общества как социальной системы

      Система  для Парсонса в общих чертах  характеризуется взаимозависимостью частей. На основе упорядоченного  характера  взаимозависимых  вариантов система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно  именуется  равновесием системы,  если  один  элемент  не  вписывается  в  этот  порядок,  то   либо происходит исключение элемента, либо другие части системы  приспосабливаются к нему.

 

      Систему  личности и социальную  систему  Парсонс считал  эмпирическими системами, которые настолько разнятся друг  с  другом,  что не  могут быть сведены   друг   к   другу.   Тем   не   менее,   между   ними    существует взаимопроникновение, т.е. невозможно себе представить систему  личности,  не включённую в социальную систему, и социальную систему, которая не  является составной частью системы личности.

      Социальная  система  представляет  собой  в  тоже   время   подсистему действий, поскольку каждое "отдельное действие" складывается  из  элементов, как системы культуры,  так и системы личности,  организма  и  социальной системы.  Социальная  система  возникает   через   интерактивные   процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия.

      Социальная  система   состоит   из   отношений   между   деятелями   и интеракциями, определяемыми её структурой.  Мельчайшей  единицей  социальной системы является роль, т.е. тот структурный отрезок из  ориентации  деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном  процессе  на основании   дополнительных   ожиданий.   Роли   определяются   общепринятыми ценностями  представлениями,  они  являются  частью  институтов,   где   они «осуществляют"  распределение власти  и престижа;  они   основываются   на процессах  дифференцирования  и  распределения,  которые,  в  свою  очередь, делают необходимым интегративные процессы.

      Проблемы  интеграции касаются сохранения и развития коллективности  как таковой, и определяется переменными  ориентации  на  себя  /  ориентации  на коллектив и их соотношением.  При  этом  речь  идёт  о солидарности  группы внутри общества и о солидарности всего общества как такового.  Интегративная стратегия  социальной  системы  –  это  институционализация.   Интегративный аспект институтов может, провялятся,  с одной  стороны,  в нормах,  которые ограничивают частные интересы, а с другой стороны, в позитивном  акценте  на коллективность.

      Парсонс  различает:

           -  "институты  отношений"  –  которые  касаются   дифференциации деятелей и ролей, их распределение в системе;

           - "регулятивные институты"  –  регулируют  распределение  средств производства и вознаграждения;

           -  "культурные  институты"  –  охватывают  идеологию,   религию, символы и приводят  их  в систему  культуры   и   институты» интегративной структуры",  которые  непосредственно  касаются проведения  коллективных  интересов  и  выражения   социальной системы как коллективности.

      Интерактивные  системы должны решать четыре функциональные задачи:  они должны приспосабливаться к миру в  любой  ситуации,  достигать  поставленных перед ними целей, сохранять  свою  структуру и преодолевать  напряжённость между своими членами, сплотить группу  в  единое  целое.  Итак,  они  должны выполнять   адаптивные,  инструментальные,  экспрессивные  и   интегративные функции. Эти четыре функциональные проблемы  Парсонс  затем  проецировал  на четырёхмерное  пространство, как его  четыре  измерения.  Концепция  системы действий  была  объединена  с   пространственным   представлением,   которое позволило перенести физические законы на системы действий.  Главным  законом является сохранение границ системы, и отсюда  –  интеграции  системы.  Закон инерции обуславливает тенденцию к сохранению структуры; принцип  действия  /противодействия  и  равновесия  сил  свидетельствует  о  присущей  элементам системы тенденции к приспособлению, а принцип ускорения – о потоке  энергии в  системе,  которая  приводит  в  движение  процессы  в  системе   действий указывает цели и средства для их достижения. Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в  отношении системы и  некоей  ситуации  и  являются  функциональными  требованиями  для сохранения границ системы.  Тем  самым  четыре  функциональные  проблемы,  с которыми  сталкиваются  малые  группы,  были обобщены  и переосмыслены   в функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и изменения систем действий.

        Четырёхмерное  пространство поделено двумя осями,  осью  ориентации цели  –  средство  и  осью  отношений  система  –  окружающий  мир.  Функции структурируют систему на подсистемы.

      Подсистема  А обеспечивает непрерывное структурное  изменение в  системе и в отношениях  с внешним миром. Подсистема  G  определяет  цели  системы  и

средства для  их  достижения  и  применяет  их.  Подсистема  L  действует  в направлении  сохранения   структуры   системы   и   преодолевает   возникшие противоречия  и  напряжённость.   Подсистема   I   осуществляет   интеграцию системообразующих   единиц.   Таким   образом,   каждой   части    структуры соответствует определённая функция, которая должна выполнятся системой.

      Парсонс   определяет  общество   как,   социальную   систему,   которую характеризует высшая  степень  само равновесия  относительно  окружающего её мира, другими словами,  степень  открытости  социальной  системы  "общество" мала. Общество – это сложная социальная система, как с вертикальным, так и  с горизонтальным дифференцированием.

      Социальная  общность –  это  стержень  общества;  его  внутри социальной средой  является:  система  ценностей  (сохранение  институционализированных культурных  структур),   политическая  общественность   (форма   правления), характер экономики. Внесоциальной средой является система культуры,  системы личности и формы действия.

                         Структура системы общества

|Подсистемы                           |Функции                              |

|Социальная общность                  |Интеграция (I)                       |

|Система ценностей                    |Сохранение структуры и преодоление   |

|                                     |напряжений (L)                       |

|Политическая общественность          |Осуществление цели (G)               |

|Экономика                            |Приспособление (A)                   |

 

      В своих  работах Парсонс  дополнить   статистический  анализ  социальных систем  анализом  протекания  процессов.  Процессы  в  социальных   системах вначале  представляют  собой  интеракции.   Поскольку   социальные   системы являются системами действия, интеракции  происходят  с  помощью  языковых  и неязыковых символов, становятся коммуникациями.

      Понятие  функции объединяет структуру  и процесс с точки зрения системы. Общественное   развитие   рассматривается   как    процесс    функциональной дифференциации в подсистемах и как процесс  интеграции  в  целях  сохранения границ  социальной  системы,  а  также  её  подсистем   как   функциональной специализации.  В  таком  плане  Парсонс  анализирует   развитие   процессов дифференциации в обществе  и  связанных  с  ними  процессов  приспособления, интеграции и обобщения ценностей.

      Функции   социальных  систем  не  только  могут быть  привлечены   как инструменты   для   установления   структурных   элементов,   но   и    сами рассматриваются как  процессы:  поскольку  они,  в  общем,  формализованы  в направлении  постоянно  растущих   дифференциации   и   специализации,   они представляют собой принципы эволюционного развития.

      Общественная  эволюция интерпретируется Парсонсом  как  кибернетические коммуникационные процессы между  обществами, вызванные ростом  способности приспособления. Результатом  этого  становится  изменения  типа  общества  с точки зрения формы  экономики,  режима,  общественной  структуры  и  системы ценностей.

      Ведущею  роль в эволюции общественной  системы Парсонс  отводит  системе культуры, поскольку в кибернетической иерархии  она имеет наивысший ранг. Таким  образом,  он  считает культурно-институциональные  факторы  наиболее самостоятельными и независимыми.

      Парсонс  считает  нормативные  элементы  более важными для изменения социальных   систем,   чем   материальные    интересы.    Парсонс    придаёт первостепенное значение  "общественному  объединению"  и  трактует  это  как нормативно-институциональную систему,  в контексте  исторического  анализа это понятие.

      Развитие  системы современных  обществ   шло  по  пути  трёх  революций: промышленной,  демократической,  образовательной.  Эти   революции   вызвали прогрессивные   изменения    в    принципиально    эволюционном    развитии. Образовательная революция последовала за  промышленной  и демократической революциями и дополнила их. Главным её аспектом является  равенство  шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на  свободу  и  равенство.  В центре этой революции  находится  –   университет.  Поэтому  образовательная

революция  привела  к  изменению  основ  общественного  расслоения,  которое опирается не на власть  и  богатство  как  таковое,  а  является  следствием способностей и образования.

      Структурный   функционализм  выдвигает   особую  концепцию   обоснования социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в  ходе их эволюционного развития.  Она  является  выражением  определённого  уровня эволюции, типа общества и его функциональных требований.

 

                                Заключение

      В заключении  хотелось отметить критическое отношение Парсонса к своей теории и неприемлемости некоторых его постулатов к современности.  Для его теории были характерны абстракция и формализм. Парсонс  это  связывал  с развитием  современных  обществ,  особенно   с   тенденциями   американского общества,  и  считал,  что  его  теоремы  могут  предложить   альтернативную интерпретацию  этих  явлений.  Он  объясняет   изменение   в   отношении   к религиозным организациям  не секуляризацию и падение  религиозности,  а  как дифференциацию; он также признаёт за масс-медиа интегративную функцию, в  то же время негативно оценивает массовую культуру.

Информация о работе Интегральная социология П. Сорокина