Интегральная социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) родился в семье мелкого ремесленника в городе Великий Устюг. После первого курса Петербургского психоневрологического института (негосударственный вуз, в котором функционировала первая в России кафедра социологии) он перевелся на юридический факультет Петербургского университета. В 1917 г. Сорокин – личный секретарь и консультант А. Ф. Керенского, депутат Учредительного собрания. В 1922 г. он был выслан из России в Германию, позднее переезжает в США.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

    Вопрос 1.Интегральная социология  П. Сорокина

 

 

 

       Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) родился в семье мелкого ремесленника в городе Великий Устюг. После первого курса Петербургского психоневрологического института (негосударственный вуз, в котором функционировала первая в России кафедра социологии) он перевелся на юридический факультет Петербургского университета. В 1917 г. Сорокин – личный секретарь и консультант А. Ф. Керенского, депутат Учредительного собрания. В 1922 г. он был выслан из России в Германию, позднее переезжает в США. Питирим Сорокин занимает пост декана социологического факультета Гарвардского университета в течение 12 лет. В 1964–1965 гг. – президент Американской социологической ассоциации.

Творчество П. Сорокина обычно разделяют на два этапа: русский  и американский. В 1920 г. выходит в свет основной труд русского этапа творчества П. Сорокина «Система социологии», в значительной степени испытывавший влияние позитивистской концепции, но отражавший новый подход. Сам автор называл его умеренной формой русского бихевиоризма. Социология понимается как наука, изучающая «жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».

    П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология не ставит перед собой никаких конкретных задач – она лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели. Практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она должна осуществлять афоризм О. Конта: «знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы мочь».

    Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

• социальная аналитика, изучающая строение социальных тел, их структуру и внутреннюю организацию;

• социальная механика, описывающая функционирование социальных агрегатов (групп, социальных институтов);

• социальная генетика, которая изучает развитие конкретно-исторических форм общественности.

    Первичной единицей социологического анализа, согласно П. Сорокину, является взаимодействие. Общество есть только там, где есть взаимодействие. Разлагая взаимодействие на составные части, мы сможем разложить тем самым на части самые сложные социальные явления.

    Предлагаемая схема изучения выделяет три компонента социального взаимодействия:

1) индивиды, два или более, «обусловливающие переживания и поведение друг друга»;

2) действия (акты), посредством которых они эти переживания и поведение друг друга «обусловливают» (влияют). С одной стороны, каждый акт является внутренней реализацией психической жизни индивидов, с другой – раздражителем для окружающих;

3) проводники (символы действия), передающие действие или «раздражение» актов от одного к другому.

    Проводником может быть любой «предмет», не обязательно материальный, наделяемый некоей символической нагрузкой. Проводник передает значимую информацию участникам взаимодействия. Функции проводника могут выполнять, например: язык (в том числе язык жестов, тела), музыка, деньги, цветы и пр. Те или иные предметы становятся проводниками, лишь наполняясь соответствующим смыслом.

Важное значение имеет  понимание П. Сорокиным общества как особого социального пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т. д. Оно может быть изображено в виде обычной системы координат, где каждый индивид или группы индивидов занимают определенное место. Причем это не просто положение индивида (группы), а статус - положение, которое может быть соотнесено с положением других субъектов.

    Развивая идею социального пространства, П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социологии революций.

    Социальное неравенство существовало, и будет существовать всегда. Социальная дифференциация, выраженная в специализации деятельности членов общества, делает необходимой организацию и кооперацию индивидуальных действий. Координация действий невозможна без субординации – иерархического подчинения, которое и воспроизводит неравенство.

    В отличие от К. Маркса, жестко связывавшего классовую принадлежность с экономическими характеристиками, П. Сорокин вводит еще два основных параметра социальной стратификации: политический и профессиональный.

Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности - перемещения людей по позициям социального пространства, вертикальной или горизонтальной.

Завершает социологическое  наследие Питирима Сорокина теория социальной и культурной динамики. Истинным субъектом исторического развития в этой концепции выступает глобальная социальная целостность – «социокультурная суперсистема». Поскольку, по мнению П. Сорокина, фундаментом всякой культуры служит именно ценность, каждая суперсистема имеет аксиологическое (т. е. ценностное) ядро.

Существуют три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный). Базой этой классификации является общефилософское представление о двойственной природе человека. В ней сосуществуют противоположности: «материальное» и «идеальное», «возвышенное» и «земное» и т. п. Отсюда вывод – культура может склоняться к одному из противоположных измерений либо стремиться к их гармоничному сочетанию.

     Если в обществе преобладают материальные и утилитарные ценности, то мы имеем дело с чувственным типом культуры. Принципиально иным является идеациональный тип культуры. Первичным в нем признается потусторонний мир, знание дается человеку свыше – в виде дарованного свыше откровения. Этические принципы рассматриваются как божественные заповеди, а нужды и блага земной жизни являются второстепенными. Интегральный тип культуры – «золотая середина». Он сочетает в себе как эмпирические, так и сверх эмпирические аспекты «истинной реальности – ценности».

    В истории человечества в различных обществах или на разных этапах развития одного общества можно наблюдать доминирование того или другого типа культуры. Но ни один из них не смог утвердиться навсегда.

По мысли П. Сорокина, культура не может развиваться на одном  ценностном фундаменте долгое время, поэтому  чувственная культура сменяла идеациальную, и наоборот. Макропроцесс культурной динамики развивается так же, как  и другие социальные процессы, в  режиме маятника.

Объективно такая позиция  резко отличалась от взглядов большинства  предшественников П. Сорокина, отстаивавших принципы прогрессизма. Общественное развитие в их глазах имеет восходящий характер независимо от того, как назвать  конечную стадию: позитивная стадия, коммунизм, общество потребления и т. п.

     П. Сорокин к концу своей творческой биографии достаточно определенно указывал, что современное общество находится в глубочайшем всестороннем кризисе. Современная чувственная культура исчерпала все свои резервы, умирает и скоро уступит место другой, которую в будущем постигнет та же участь.

   

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.Общая теория социального  действия Т.Парсона.

 

   

   Т. Парсонс (1902-1979  гг.)  родился в Новой Англии  в семье пастора. В начале он проявлял  интерес к биологии,  но  в дальнейшем  обратился  к политэкономии и социологии. Во время учёбы  в  Англии,  в Лондонской  школе экономики, он  познакомился  с  культурно-антропологическим  функционализмом Малиновским.

    Особенное значение для развития мышления Парсонса имело  то,  что  уже Малиновский воспринимал культуру как систему действий. Функционализм  ставит перед собой задачу всестороннего объяснения  биологических,  физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.

  Парсонс выступал  против  натуралистического  позитивизма  и  влияния Спенсера,   что    подразумевало    не    отказ    от    естественнонаучного ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обоснование.

  Т.  Парсонс интересовался социальными  проблемами,   а   не   только теоретическими концепциями, так он  занимался  проблемами:  здравоохранения, системой воспитания, семьёй,  социализацией, проблемой власти  и влияния, религией, расовой.

  В данной работе мы кратко рассмотрим теорию, которую сам Парсонс называл -  "синтезом  трёх  направлений"  –   британской   социальной   антропологии Малиновского и Рад Клифф-Брауна, социологией Дюркгейма  и  теорией  действия Вебера.

 

                            1.  Теория действия

  Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-

научных знаний, руководством  для  исследования  и  базой  для  социализации

социальных наук.

   Общая теория действия представляет собой понятийные  рамки,  связанную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей.  Рассмотрим основополагающие понятия теории Парсонса.

      Действие  – целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из  окружающего мира  (объекты)  и ситуации (деятели и объекты).

      Организм  – биофизические основы поведения  как  деятельности,  которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.

      Деятель  – как Ego – Alter, как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы.

      Ситуация  – часть внешнего мира, значимая  для  анализируемого  в  этот момент деятеля; часть мира из перспективы Ego.

      Ориентация  на ситуацию – значение ситуации для деятеля для его  планов и стандартов.

      Мотивационная  ориентация – те аспекты ориентации деятеля на  ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации  в зависимости  от потребности  деятеля:  когнитивный,   катектический,   иволютивный   способ мотивационной ориентации.

      Ценностная  ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением  норм  и  стандартов;  три  способа  ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.

   Социальная система – система  действий  с  одним  или  большим  числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля  ситуация определяется существованием других  деятелей и происходят  взаимозависимые действия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько  велико согласие относительно общих  целей,  ценностей,  нормативных  и  когнитивных ожиданий.

   Система  личности  –  система,  состоящая  из  совокупности   действий индивидуального деятеля, причем действия  индивида  определяются  структурой его потребностей и организацией целей и ценностей.

      Система  культуры – организация ценностей,  норм  и  символов,  которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность  или социальная система,  а  некая  абстракция  их  элементов;  образцы  культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые  образуют  системы ценностей, системы  верований и системы символов.   Они   институционализированы   в социальных системах и интернализированы в системах личности.

      Личность, социальная система и  система   культуры  представляет  собой перспективу и объект социологического анализа.

      В центре  этого находится ориентация  деятелей  =  эмпирических  систем действия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации,  которая охватывает большое количество участников.

   Понятийная  схема занимается  связями между   "составными   частями «действия в интерактивной ситуации, возникающими  структурами  и  процессами. Для деятелей  ситуация  состоит из  "объектов  ориентации",  которые  можно разделить на:

      1. Социальные  объекты.

      2. Физические  объекты.  Представляют  собой  средства  и  условия  для действия,  социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.

      3. Культурные  объекты. Являются символическими  элементами  культурной традиции:   идеи   и   системы   верований,   символы,   ценностные представления, которые обладают регулярностью и постоянством.

      Действия  включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными  потребностями и  целями.  Деятель  хочет  в ситуации получить "награду".

      Мотив для  теории действия не имеет первостепенного  значения.  Гораздо существеннее опыт деятеля по  определению  ситуаций,  по  организации  своих действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель  не  просто  реагирует,  а вырабатывает систему ожиданий  относительно элементов  ситуации.

      Однако  в  социальных  ситуациях   должны  быть  приняты  во   внимание возможные реакции других участников ситуации –  групп  и индивидов,  и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.

      В социальной  интеракции большую роль играют знаки и  символы,  несущие определённый смысл; они становятся средствами коммуникации  между деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким  образом, и культурный символизм.

      Конкретная  система социального действия – это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т.е.  мотивационные  и  культурные элементы приводятся  в  порядок,  структура  которого  образуется  системами

личности участвующих  индивидов, системой культуры,  которая  пронизывает  их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.

      В   терминологии   теории   действия   личность    определяется    как организованная система ориентации  индивида  в  своих  действиях.  Наряду  с "мотивированной ориентацией" это "ценностная ориентация, «  которая возникает посредством  интернализации  "моделей  культуры",  и  которая  имеет прямое отношение к элементам системы культуры.

Информация о работе Интегральная социология П. Сорокина