Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотрение интеграционной социологии П.А.Сорокина.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотрение основных принципов социологии П.А.Сорокина;
- изучение теории стратификации и социальной мобильности;
- рассмотрение проблемы социального равенства, реформ и революций;
- рассмотрение проблемы социокультурной динамики.
Объект контрольной работы – интегральная социология П.А. Сорокина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……. 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций ………………………………………………….. 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина ……………………………………………………………………….. 12
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение? …………... 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….… 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии 2 вар.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……. 3

1. Основные принципы социологии  П.А. Сорокина, ее предмет и  структура. Теория стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций ………………………………………………….. 4

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина ……………………………………………………………………….. 12

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие  войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение? …………... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Интегральная социология, разработанная  П.Сорокиным, – это интегральная система социологии, предметом которой являются социальные и культурные системы в их структурных и динамических аспектах.

Прошло уже более 30 лет со дня  смерти и более 120 лет со дня рождения выдающегося ученого, и не будет  никаким преувеличением сейчас сказать, что Питирим Александрович Сорокин, пожалуй, самая примечательная фигура в социологии.

На нынешнем этапе, когда возрастает тенденция к переосмыслению развития социологии, усилия Сорокина по созданию интегральной социологии и его деятельность в области широкого социологического образования становятся вновь актуальными.

Цель контрольной работы – рассмотрение интеграционной социологии П.А.Сорокина.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

- рассмотрение основных принципов  социологии П.А.Сорокина;

- изучение теории стратификации  и социальной мобильности;

- рассмотрение проблемы социального  равенства, реформ и революций;

- рассмотрение проблемы социокультурной  динамики.

Объект контрольной работы – интегральная социология П.А. Сорокина.

Предмет работы – основные проблемы интегральной социологии П.А.Сорокина.

 

 

 

 

 

 

1. Основные принципы социологии  П.А. Сорокина, ее предмет и  структура. Теория стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

Основные принципы социологии Сорокина, ее предмет и структура

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. Его социологические воззрения формировались преимущественно под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти. Не случайно первый том задуманного Питиримом Сорокиным многотомного труда «Система социологии» был посвящен его учителям Максиму Ковалевскому и Евгению Де-Роберти. Вскоре вышел и второй том этого труда, который как бы завершал «русский» период научного творчества П. Сорокина. Другими трудами этого периода были: «Преступление и кара, подвиг и награда»; «Общедоступный учебник социологии».

В конце 1922 г. он был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. «Американский» период научной деятельности П. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции»;  «Социальная и культурная мобильность»; «Современные социологические теории»; фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика»; «Социологические теории сегодня» и многие другие. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира» [6, с. 90 - 91].

В «Системе социологии» Сорокин  подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд, или как их по иному называют «основные и руководящие принципы» социологии.

Во-первых, социология как наука  должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.

Во-вторых, социология должна изучать мир  таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии.

В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.

В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений.

В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм [6, c. 91].

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую  строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

3. социальную генетику, изучающую  развитие социальной жизни, ее  отдельных сторон и институтов.

Практическая социология изучает  явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Практическая социология, по Сорокину, включает в себя социальную политику. Сорокин писал: «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям» [1].

Объектами изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и  деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объясняются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности [6, c. 92].

В учении о строении общества П.А. Сорокин показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.) [1]. Это явление имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого». Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные более или менее сложные общественные явления [6. c. 93].

П.Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп  – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы [6, c. 93].

 

 

Теория стратификации и социальной мобильности

 

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация –  совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных групп, слоев и общностей.

Теория социальной стратификации  изучает вертикальное строение общества. Понятие «стратификация» произошло из геологии от латинского stratum – «слой, пласт» и factio – «делаю», где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Таким образом, «стратификация» используется для обозначения процесса и результата расслоения общества.

Страта – группа людей, объединенная какими-либо общими признаками и находящаяся  на одном уровне в общественной системе. Это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем критериям (шкалам) стратификации: доход (измеряется в рублях, долларах и других денежных единицах), власть (количеством людей, на которых распространяется управленческое решение индивида), образование (количеством лет, проведенных в учебных заведениях различного уровня) и социальный престиж (указывает значимость социальных объектов на основе определенной системы ценностей).

К основным формам социальной стратификации  Сорокин отнес экономическую (наличие экономического неравенства), политическую (наличие неравенства в политической власти) и профессиональную (разделение по видам деятельности и профессиям) [7].

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности [6, c. 93-94].

Существует 2 основных типа социальной мобильности:

- горизонтальная – изменение  положения индивида в пределах  одной страты, т.е. движение на  одном уровне. Обычно это связано с географическим перемещением;

- вертикальная – перемещение  из одной страты в другую, вверх  или вниз по социальной лестнице.

Формы вертикальной мобильности:

- восходящая – социальный подъем, переход в социальный слой, расположенный выше по иерархической лестнице;

- нисходящая – спуск по иерархической  лестнице, понижение социального статуса.

Сорокин ввел «каналы вертикальной циркуляции», имея ввиду перемещение индивидов вверх и вниз возможно в обществе, если между слоями существует определенное отверстие – лестницы (лифты), функции которых выполняют различные социальные институты, попадая в сферу действия которых индивид и социальные группы совершают гарантированное восхождение по социальной лестнице: армия, церковь, школа, экономические и профессиональные организации, банки, финансовые учреждения, политические институты, семья и брак и .т.д. Указанные каналы действуют не отдельно, а в сочетании друг с другом [7].

Говоря о факторах, влияющих на вертикальную циркуляцию индивидов, Сорокин в качестве наиболее константных выделяет: демографический, различие между родителями и детьми, динамику антропосоциального окружения. Так, к примеру, по его мнению, низкая рождаемость или высокая смертность в высших стратах приводит к «социальному вакууму», который постепенно заполняется представителями низших страт, иными словами, происходит как бы круговая циркуляция внутри элиты общества [3].

 

Проблема социального равенства, реформ и революций

 

Большое значение П.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага - избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести [6, c. 94-95].

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности, инстинкта самосохранения, потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе.

В работе «Листы из русского дневника» (1924) П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: «Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ. Эта начальная стадия лучезарна своим настроением, её правительство гуманистично и милостиво, а его политика мягка, нерешительна и часто бессильна. Но вот в людях начинает просыпаться «наихудший из зверей». Краткая увертюра подходит к концу и обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все ещё жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп. Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична... Постепенно революция вступает в свою третью, конструктивную фазу, начинает создавать новый социальный и культурный порядок. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения тем самым гармонизируют со старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности». Первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую — революционной диктатурой, третью — реакцией.

Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина