Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотрение интеграционной социологии П.А.Сорокина.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотрение основных принципов социологии П.А.Сорокина;
- изучение теории стратификации и социальной мобильности;
- рассмотрение проблемы социального равенства, реформ и революций;
- рассмотрение проблемы социокультурной динамики.
Объект контрольной работы – интегральная социология П.А. Сорокина.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……. 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций ………………………………………………….. 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина ……………………………………………………………………….. 12
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение? …………... 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….… 18
Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.
Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:
- любая реформа не должна
принижать человеческое
- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
- каждая реформа должна
В истории социологии трудно найти другого ученого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных методологических проблем этой науки – ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П.А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам.
Сорокин подробно разъясняет научные принципы социологии, объект изучения неопозитивистской социологии; он разработал учение о строении общества; деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности.
Мимо внимания П.Сорокина не прошли и такие проблемы, как проблема социального равенства, реформ и революций.
2. Проблема социокультурной
С 1937 по 1941 г. выходит главное детище Сорокина четырехтомная «Социальная и культурная динамика». Именно в ней былые интегралистские настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель [3].
Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики.
Наиважнейшим фактором кардинальных социокультурных изменений (т. е. динамики в подлинном смысле понятия) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы — «идеациональной» («ideational»), «идеалистической» («idealistic»), «чувственной» («sensate»). Первый характеризуется доминантой интуиции, второй - господством рационального мышления, третий – преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса. Все внимание концентрируется на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы: как, почему и когда происходят те или иные социокультурные изменения [3].
Что понимает П. Сорокин под социокультурными типами?
«Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальностей и ценностей нет другой реальности и нет реальных ценностей».
«Идеациональная культура и общество средних веков» базировались на том основном принципе, что истинная реальность и ценность — это сверхчувственный и сверхрациональный Бог и его Царство...».
Третий тип культуры и общества — интегральный: «Его основной принцип гласит, что истинной реальностью-ценностью является Неопределенное Многообразие, которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой...».
Каждый из трех социокультурных типов периодически сменяет друг друга; эти колебания можно назвать социокультурными циклами [4].
В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни [2].
Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами: ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (Истина); ценности эстетического удовлетворения (Красота); ценности социальной адаптации и морали (Добро, Добродетель); и, наконец, конституирующая все остальные ценности в единое социальное целое — ценность Пользы [3].
В начале 60-х Сорокин предлагает на суд читателей свою версию конвергенции СССР и США (как идеально-противоположных социокультурных типов) к смешанному социокультурному типу, высказанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон «не сомневалась» в абсолютной правильности своего пути развития и совершеннейшей порочности системы оппонента. Согласно логике мысли, высказанной в эссе, наблюдается два параллельных процесса — упадок капиталистической системы (в смысле разрушения первооснов капиталистического уклада), и неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Приход Сорокина-интегралиста к конвергенции вполне логичен. Он не видит исторической уникальности в коммунистической идеологии и экономической системе, рассматривая их как одну из разновидностей тоталитарных режимов, в различных видах господствовавших в прошлом и появляющихся сейчас. Тип экономики и идеологии не является чем-то постоянным, а непрерывно «качается между полюсами тоталитаризма и строго, свободных режимов». И если в будущем, продолжает Сорокин, удастся все-таки преодолеть великие катаклизмы, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы неизбежно будут приходить в упадок.
Но речь у Сорокина идет не только о политическом сближении, экономических переменах. Он утверждал, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, образовании, науке, спорте, искусстве и т. п., а также во взаимном, хотя и неосознаваемом движении мысли стран в направлении друг к другу. Конвергенция, заключает Сорокин, безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же и во всей человеческой вселенной» [3].
Среди концепций П.Сорокина центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе.
Наиважнейшим фактором социокультурных изменений, как считает ученый, является распад доминантной культурной сверхсистемы. Сорокин выделяет три социокультурных типа: идеациональный, идеалистический, чувственный.
Центральной категорией в концепции социокультурной динамики Сорокина являются ценности.
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
Сорокин создал теорию социального изменения и исследовал влияние социальных потрясений на поведение личности. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, «нормальному» распределению.
Непременно содержание закона Питирима Сорокина находит подтверждение с позиций современного общества.
У многих людей в условиях социальных изменений в обществе развивается состояние психической дезадаптации (растерянности, тревожности), невротические и психосоматические (от греч. psyche — душа и soma — тело) расстройства.
Социальные катаклизмы приводят к изменению общественного сознания, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием «коллективной травмы» (то есть воздействия на всё население). Такие расстройства обусловлены индивидуальным нарушением психического здоровья, но они всегда в силу вызывающих их обстоятельств отражают состояние общественного психического здоровья.
Социально-стрессовые расстройства отмечаются у большинства жителей при изменении укоренившегося массового сознания, образа жизни, привычных стереотипов поведения. В отличие от посттравматических расстройств (после тяжёлой личной драмы) и острых стрессовых реакций жизненная катастрофа в этих случаях, как правило, растягивается во времени, необходимом для осознания происходящего. Расстройства, связанные с социальными переменами, становятся основой для развития собственно неврозов и различных телесных заболеваний.
При этом материальные затруднения и бедность оказывают меньшее влияние на снижение качества жизни человека и на развитие социально-стрессовых расстройств, чем душевное неблагополучие. Человек реагирует на окружающее более бурно, чем требует даже незначительная травмирующая ситуация. Нередки и другие серьёзные проявления нарушения психики. Каковы же основные причины социально-стрессовых расстройств?
Экономическая и политическая нестабильность (например, Мировой экономический кризис); терроризм; гражданские войны (например, войны в Чечне), экологическая ситуация в мире и другие.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод – закон находит подтверждение в рамках современного общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории социологии трудно найти другого ученого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных методологических проблем этой науки – ее сущности, специфики, структуры и предназначения.
П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
Разработанные П.А. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности являются общими теориями и занимают одно из ведущих мест в структуре научного знания.
Большое значение П.А. Сорокин придавал проблеме социального равенства. Он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам».
П.А. Сорокин изучал проблемы революций и реформ. Он утверждал, что революция превращается в ужасающий шквал, а альтернативой разрушительной стихии революции является изменение общества путём реформ.
Среди основных теоретических концепций Сорокина центральное место занимает теория социокультурной динамики.
Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами.
Среди выделенных Сорокиным типов культур, большое внимание уделяется интегральному типу. «Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» - пишет Сорокин.
Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барри В. Джонстон: «Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина» Режим доступа:
http://read.newlibrary.ru/
2.Концепция социокультурной
3.Осипов
Г.В. История социологии в
4.Осипов
Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В.
Перспективы социокультурной
5.Поколодин
В.В. Социнтегрум, 2004. Режим доступа: http://www.socintegrum.ru/
6.Социология. Учебник для вузов./ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.;
7.Курс лекций Смехновой Г.П. 2012.