Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотрение интеграционной социологии П.А.Сорокина.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотрение основных принципов социологии П.А.Сорокина;
- изучение теории стратификации и социальной мобильности;
- рассмотрение проблемы социального равенства, реформ и революций;
- рассмотрение проблемы социокультурной динамики.
Объект контрольной работы – интегральная социология П.А. Сорокина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……. 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций ………………………………………………….. 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина ……………………………………………………………………….. 12
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение? …………... 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….… 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии 2 вар.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало  сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

- любая реформа не должна  принижать человеческое достоинство,  не должна сопровождаться противостоянием  с базовыми потребностями людей;

- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

- каждая реформа должна проводиться  исключительно конституционными методами [5].

 

В истории социологии трудно найти  другого ученого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных методологических проблем этой науки – ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П.А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам.

Сорокин подробно разъясняет научные  принципы социологии, объект изучения неопозитивистской социологии; он разработал учение о строении общества; деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности.

Мимо внимания П.Сорокина не прошли и такие проблемы, как проблема социального равенства, реформ и революций.

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема социокультурной динамики  – центральная тема в творчестве П. Сорокина

 

С 1937 по 1941 г. выходит главное детище Сорокина четырехтомная «Социальная и культурная динамика». Именно в ней былые интегралистские настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель [3].

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики.

Наиважнейшим фактором кардинальных социокультурных изменений (т. е. динамики в подлинном смысле понятия) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы — «идеациональной» («ideational»), «идеалистической» («idealistic»), «чувственной» («sensate»). Первый характеризуется доминантой интуиции, второй - господством рационального мышления, третий – преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса. Все внимание концентрируется на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняются вопросы: как, почему и когда происходят те или иные социокультурные изменения [3].

Что понимает П. Сорокин под социокультурными типами?

«Чувственная форма культуры и  общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальностей и ценностей нет другой реальности и нет реальных ценностей».

«Идеациональная культура и общество средних веков» базировались на том основном принципе, что истинная реальность и ценность — это сверхчувственный и сверхрациональный Бог и его Царство...».

Третий тип культуры и общества — интегральный: «Его основной принцип гласит, что истинной реальностью-ценностью является Неопределенное Многообразие, которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой...».

Каждый из трех социокультурных  типов периодически сменяет друг друга; эти колебания можно назвать социокультурными циклами [4].

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни [2].

Центральная категория в концепции  социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами: ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (Истина); ценности эстетического удовлетворения (Красота); ценности социальной адаптации и морали (Добро, Добродетель); и, наконец, конституирующая все остальные ценности в единое социальное целое — ценность Пользы [3].

В начале 60-х Сорокин предлагает на суд читателей свою версию конвергенции СССР и США (как идеально-противоположных социокультурных типов) к смешанному социокультурному типу, высказанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон «не сомневалась» в абсолютной правильности своего пути развития и совершеннейшей порочности системы оппонента. Согласно логике мысли, высказанной в эссе, наблюдается два параллельных процесса — упадок капиталистической системы (в смысле разрушения первооснов капиталистического уклада), и неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Приход Сорокина-интегралиста к конвергенции вполне логичен. Он не видит исторической уникальности в коммунистической идеологии и экономической системе, рассматривая их как одну из разновидностей тоталитарных режимов, в различных видах господствовавших в прошлом и появляющихся сейчас. Тип экономики и идеологии не является чем-то постоянным, а непрерывно «качается между полюсами тоталитаризма и строго, свободных режимов». И если в будущем, продолжает Сорокин, удастся все-таки преодолеть великие катаклизмы, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы неизбежно будут приходить в упадок.

Но речь у Сорокина идет не только о политическом сближении, экономических переменах. Он утверждал, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, образовании, науке, спорте, искусстве и т. п., а также во взаимном, хотя и неосознаваемом движении мысли стран в направлении друг к другу. Конвергенция, заключает Сорокин, безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же и во всей человеческой вселенной» [3].

 

Среди концепций П.Сорокина центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе.

Наиважнейшим фактором социокультурных  изменений, как считает ученый, является распад доминантной культурной сверхсистемы. Сорокин выделяет три социокультурных типа: идеациональный, идеалистический, чувственный.

Центральной категорией в концепции социокультурной динамики Сорокина являются ценности.

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного  закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Сорокин создал теорию социального  изменения и исследовал влияние  социальных потрясений на поведение личности. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, «нормальному» распределению.

Непременно содержание закона Питирима Сорокина находит подтверждение с позиций современного общества.

У многих людей в условиях социальных изменений в обществе развивается состояние психической дезадаптации (растерянности, тревожности), невротические и психосоматические (от греч. psyche — душа и soma — тело) расстройства.

Социальные катаклизмы приводят к  изменению общественного сознания, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием «коллективной травмы» (то есть воздействия на всё население). Такие расстройства обусловлены индивидуальным нарушением психического здоровья, но они всегда в силу вызывающих их обстоятельств отражают состояние общественного психического здоровья.

Социально-стрессовые расстройства отмечаются у большинства жителей при  изменении укоренившегося массового сознания, образа жизни, привычных стереотипов поведения. В отличие от посттравматических расстройств (после тяжёлой личной драмы) и острых стрессовых реакций жизненная катастрофа в этих случаях, как правило, растягивается во времени, необходимом для осознания происходящего. Расстройства, связанные с социальными  переменами, становятся основой для развития собственно неврозов и различных телесных заболеваний.

При этом материальные затруднения  и бедность оказывают меньшее  влияние на снижение качества жизни человека и на развитие социально-стрессовых расстройств, чем душевное неблагополучие. Человек реагирует на окружающее более бурно, чем требует даже незначительная травмирующая ситуация. Нередки и другие серьёзные проявления нарушения психики. Каковы же основные причины социально-стрессовых расстройств?

Экономическая и политическая нестабильность (например, Мировой экономический кризис); терроризм; гражданские войны (например, войны в Чечне), экологическая ситуация в мире и другие.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод – закон находит  подтверждение в рамках современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории социологии трудно найти  другого ученого, кто уделил бы столь  пристальное внимание выяснению  исходных методологических проблем этой науки – ее сущности, специфики, структуры и предназначения.

П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал  создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

Разработанные П.А. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности являются общими теориями и занимают одно из ведущих мест в структуре научного знания.

Большое значение П.А. Сорокин придавал проблеме социального равенства. Он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам».

П.А. Сорокин изучал проблемы революций  и реформ. Он утверждал, что революция превращается в ужасающий шквал, а альтернативой разрушительной стихии революции является изменение общества путём реформ.

Среди основных теоретических концепций Сорокина центральное место занимает теория социокультурной динамики.

Центральная категория в концепции  социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами.

Среди выделенных Сорокиным типов  культур, большое внимание уделяется интегральному типу. «Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» - пишет Сорокин.

Питирим Александрович Сорокин  вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ века.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барри В. Джонстон: «Экзистенциальная  феноменология и социология Питирима Сорокина» Режим доступа:

http://read.newlibrary.ru/read/dzhonston_barri_v_/page5/yekzistencialnaja_fenomenologija_i_sociologija_pitirima_sorokina.html, свободный. Загл. с экрана. – (дата обращения: 16.09.2012);

2.Концепция социокультурной динамики  по Сорокину. Социология. Режим доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1282, свободный. Загл. с экрана. – (дата обращения: 16.09.2012);

3.Осипов  Г.В. История социологии в Западной  Европе и США 2001. Глава 20. Интегральная социология Питирима Сорокина. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/osipov_istorija/14.aspx, свободный. Загл. с экрана. – (дата обращения: 16.09.2012);

4.Осипов  Г.В.,  Кузык Б.Н., Яковец Ю.В.  Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций 2007. Режим доступа: http://www.kuzyk.ru/upload/objects/docs/1203579965_Perspektivee_civilizacij.pdf, свободный. Загл. с экрана. – (дата обращения: 09.10.2012);

5.Поколодин  В.В. Социнтегрум, 2004. Режим доступа: http://www.socintegrum.ru/Sorokin.html, свободный. Загл. с экрана. – (дата обращения: 13.10.2012);

6.Социология. Учебник для вузов./ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.;

7.Курс лекций  Смехновой Г.П. 2012.


Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина