Интергральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура.
2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика.
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика.

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные принципы социологии  П.А. Сорокина, ее предмет и  структура. Теория социальной  стратификации и социальной мобильности,  проблема социального равенства,  реформ и революций.

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода  – русский и американский.

Основные  труды: "Преступление и кара, подвиг и награда", "Система социологии", "Общедоступный учебник социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Современные социологические  теории", "Социальная и культурная динамика", "Социологические теории сегодня".

В 1922г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. В «Системе социологии»  П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что:

1) социология  как наука должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2) социология  должна изучать мир таким, каков  он есть. Субъективное вмешательство  в науку должно быть изгнано  из социологии;

3) социология  должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия  людей, доступные объективному  измерению и изучению;

4) поскольку  социология хочет быть опытной  и точной наукой, она должна  прекратить всякое «философствование»  в смысле создания умозрительных,  не доказанных наукой построений;

5) разрыв  с философствованием означает  и разрыв с идеей монизма,  т.е. сведения любого явления  к одному какому – нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и  руководящие принципы» социологии П. Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями этого  направления. П. Сорокин всегда отстаивал  их и развивал в новых исторических условиях XX века на новом уровне научных знаний.

П. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три  отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его  основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей  и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Социальная генетика содержит в себе социальную аналитику и социальную механику. Практическая социология характеризуется  П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует  теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять  социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает её.

Объектами изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нём процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения социологии. П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями, выделяются социальные группы по одному какому – либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

 

2. Теория социальной стратификации  и социальной мобильности, проблема  социального равенства, реформ  и революций. Социальная динамика.

В историю  социологической мысли Питирим  Александрович Сорокин вошел  как создатель интегрального  направления в современной социологии, теории социальной стратификации и  социальной мобильности, концепции  флуктуации социокультурных систем.

Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли  своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно теории социальной стратификации всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Говоря  об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической  стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом  обогащении или объединении социальных групп в целом; второе выражено в  изменении экономического профиля  группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды.

Политическая  стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной. Высота пирамиды политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды.

Существование профессиональной стратификации вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как  другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации. Профессиональные важнейшие классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен  профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

Меняя профессию или вид  деятельности, своё экономическое положение  или политические взгляды, человек  переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия  и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность  – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно. Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения». При этом люди, принадлежащие к высшему слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоёв одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и между слоями должны существовать некие лифты  и лестницы, то я считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия играет важную роль особенно в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. Мужество и  стратегический талант солдат независимо от их социального положения высоко ценятся в такие периоды. Война  подвергает испытанию и талант простого солдата, и способности привилегированных  классов. В ходе войны эти люди повышаются в звании, прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Армия всегда играла специфическую роль “социальной лестницы”, благодаря которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами, диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже лишались жизни. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Вторым  каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но она выполняет эту  функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. История  христианской церкви подтверждает это. Церковь переместила большое  количество людей с низов до вершин общества: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа Григорий VII – сын плотника; могущественный архиепископ Парижа Морис Саллийский – сын крестьянина. Все они всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился благодаря церковной лестнице. Церковь одновременно была и средством нисходящего движения. Достаточно вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, разоренных и уничтоженных. Известно, что среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов, занимающих высокое социальное положение.

Институты образования и воспитания во все  времена были средствами вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой  социальный лифт, движущийся с самого низа общества до самых верхов. В  обществах, где привилегированные  школы доступны только высшим слоям  населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним  этажам социального здания, перевозящий  вверх и вниз только жильцов верхних  этажей. Но даже в таких обществах  некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься.

Политические  организации, начиная с правительства  и кончая политическими партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший  на должность или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается  при помощи этого лифта, так как  во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по службе с течением времени.

Некоторые из профессиональных организаций также  играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты  и организации. Поскольку вход в  эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал  соответствующие способности вне  зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких  институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, писатели, юристы, актеры, певцы, архитекторы, скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялись  социально благодаря этому каналу.

Следующим каналом являются организации по созданию материальных ценностей. Они  всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному продвижению людей. Такова была ситуация среди дописьменных племен. Такова она и в наше время.

Информация о работе Интергральная социология П.А. Сорокина