Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:36, контрольная работа
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура.
2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика.
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира.
Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки. Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса.
Сорокин выделяет её функции: «… она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они также показали : что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».
В нормальные, бескризисные времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства, являя собой поверхностно религиозное и моральное большинство. Однако, во времена «…великих кризисов… это большинство имеет тенденцию к поляризации…. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов». Причем «Обычно негативная поляризация превалирует над позитивной начальный период бедственных времен, в то время как позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе критического
периода и после его завершения, при условии, что общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе».
Также необходимо
отметить, что силы положительной
религиозной и моральной
Сорокиным
закономерность о превалировании негативной
поляризации в начальные
Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени, потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.
Исходя
из того, что человеку свойственно
желание самовыражения, реагировать
на происходящее вокруг него и адаптироваться
к новым условиям, во времена больших
катаклизмов происходит переоценка
всех ценностей (а может и создание
новых) и переформировка общества, за
счет сплочения социальных групп
для выживания в новых
Из всего
вышесказанного можно сделать вывод
– закон справедлив, более того
он будет работать в рамках современного
общества, т.к. в обществе и по сей
день, наличествует огромное число
людей с выдающимися
Список используемой литературы:
1)Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992.
2)Сорокин П.А. Системы социологии. М., 1993.
3)Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
4)Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
5)Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм. /Социологические исследования.1992.
6)Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка./Социологические исследования. 2000.
7)Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени./Социологические исследования. 1999.