Интернет и высшее образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В наш развитый век информационных технологий, получить высшее образование через Интернет стало возможным. Сегодня можно получить образование дистанционно, используя лишь сеть Интернет. В связи с этим, образование может стать доступным практически всем слоям населения. 1
Цель реферата:
Изучить как связаны Интернет и высшее образование.

Содержание работы

Введение ..............................................................................................3
1. Высшее образование. Нужно ли сегодня его иметь?.....................5
2. Интернет. История возникновения.................................................10
3. Дистанционное образование...........................................................14
4. Плюсы и минусы дистанционного образования............................17
Заключение...........................................................................................19
Список используемой литературы......................................................20

Файлы: 1 файл

Internet_i_vysshee_obrazovanie_rtf.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

        ARPANET прекратило работать в 1990 г.  к тому времени эта сеть  уже внесла весомый вклад в  развитие Интернета, который тогда  уже

10

финансировался Национальным фондом науки (NSF) – эта сеть использовала единый протокол TCP/IP, впрочем идея была в объединении региональных университетских  центров по всей стране. Всем университетам  предлагалось получить доступ к пяти суперкомпьютерам, которые были в  основе сети NSF на скорости в 56 килобайт/сек. Сам термин Интернет уже употреблялся, еще с 1983 года, как обозначение  взаимокоммутируемых сетей. К тому времени были сформированы основные положения относительно сети Интернет, а именно, то, что все сети подключаемые к Интернету должны оставаться индивидуальными  и не переделываться. Шлюзы и маршрутизаторы не должны хранить информацию про  данные, которые проходят в сети, но они должны связывать эти сети, при всем этом единой глобальной системы  управления быть не должно. Но правительство  больше не хотело иметь дело с этой системой сети университетов и архитектура  была изменена радикальным образом, то есть была дана возможность взаимодействовать  кому угодно между собой через  коммерческие частные сети посредством  точек доступа в сеть NAP. Уже  в 1994 году было построено четыре таких  точки NAP, по сути, к началу 1995 году опорная  сеть NSF уже оказалась закрыта, тогда  как архитектура NAP и стала Интернетом. Основу интернета составляет открытый протокол, то есть единый стандарт для  условий коммутации и этой системой управления передачей данных или  интернет- протоколом стал TCP/IP и он не способен использоваться во всех компьютерных системах.

       В итоге  Интернет начал разрастаться  с середины 1990-х с неимоверной  скоростью, поначалу взаимодействие  шло между университетами, государственными  учреждениями, военными, но потом  подключились самые разные организации  и частные лица. Все сети в  Интернете связаны между собой  маршрутизаторами, мостами и коммутаторами.  Маршрутизаторы отправляют данные  – посылают все пакеты по  нужным адресам, как бы

11

маршрутизируя данные в нужном направлении, чтобы эти пакеты данных собрались вновь вместе у нужного  компьютера. Мостами соединяют какие-либо сегменты сети, а коммутаторы замыкают и размыкают цепи.

       Всемирная  паутина изначально была ориентирована  на текст, но в начале 1990-х  ей пользовались только ученые  исследователи и интересующиеся  энтузиасты, однако, с появлением  операционных систем семейства Windows, которая была доступна рядовым пользователям и с ростом компьютеризации населения Интернет также набирал популярность. Первый интернет-браузер способный отображать не только текст, но графику разработала группа студентов из штата Иллинойс весной 1993 г. и он назывался Mosaic (мозаика). Конечно, визуальные возможности отображения информации заинтересовали многих обывателей и чем более совершенными и дешевыми становились компьютеры, тем больше частных пользователей оказывалось во «всемирной паутине».

       В России  Интернет также начал развиваться  в университетах в начале 1990-х.  Федеральная государственная научная  сеть RUNNet начала работать в 1995 году по каналам спутниковой  связи, но постепенно жители  крупных городов, за счет акционерных  обществ, начали также подключаться  к Рунету, таким образом, уже  в 1996 г. появился Rambler, а еще  через год Яндекс, которые сейчас  являются ведущими поисковиками  рунета. Примечательно, что в том  же 1996 г. появилась и ICQ, а в  1998 г. был осуществлен первый  перевод денег по интернету,  тогда же появился термин «электронная коммерция». В 2000 году количество сайтов во всем мире было уже более 20 млн. и в 2001 году 10% населения мира оказалось пользователями сети Интернет. Все больше людей без каких-либо специфических знаний начинало пользоваться интернетом, так как доступ в него все более упрощался, а удобство использования совершенствовалось и в 2003 г. в сети было уже больше 100 млн. сайтов.

12

       Итак, Интернет - это телекоммуникационная сеть, которая стала глобальной и  является основой для Всемирной  паутины, а в 2008 году пользователей  интернета было более 1.4 млрд. человек, то есть примерно четверть  населения Земли. Интернет не  бесплатен, но его неограниченная  возможность обмена информацией  привлекает всех, потому многие  платят деньги за доступ в  интернет, через посредников: провайдеров.  Интернет не имеет собственника  и его вообще нельзя выключить,  так как нет единого центра  управления, потому это теперь  относительно свободная сеть, в  которой у многих есть свои  интересы, но все они, в любом  случае, основаны на обмене разного  рода потоками информации в  виде текста, аудио, видеоматериалов  и т. д.

       Интернет  способствует развитию различных  субкультур и коммуникации людей  из разных стран мира, он уже  давно имеет социальный аспект  и характер развития и это  напрямую связано с популярными  протоколами общения по сети  Интернет, например, такие как Skype. Также популярны протоколы обмена  файлами типа BitTorrent, но с этим  много проблем по части плагиата, так как информация в интернете  распространяется мгновенно и  относительно бесконтрольно. Собственно XXI век – это новая информационная  эра и новые возможности коммуникации, во многом благодаря сети Интернет.3

 

 

 

 

 

13

Дистанционное образование

       С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования. Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. Система дистанционного образования - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

       Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным .

       Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является

14

требованием времени. По утверждению  специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных  технологий, к концу обучения в  вузе знания выпускника будут в большинстве  своем уже устаревшими. Как следствие - необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого  образовательного пространства.

        Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

       Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, 12% выпускников средних учебных заведений, в которых преподается информатика, не имеют представления об интерактивном общении через Интернет, 11,5% абитуриентов вуза никогда не пользовались Интернетом, 12,5% никогда не работали с электронной почтой. Однако, несмотря на это, дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным. Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40 - 50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю

15

дистанционного обучения.

        Дистанционное  обучение  - технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радиокурсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т. д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. 4

 

 

 

 

 

 

 

16

Преимущества  и недостатки дистанционного образования

Преимущества:

1. Свободный график.

Вы сами решаете, в какое  время вам учиться. Вы сами составляете  себе расписание занятий и можете легко подстроить его под темп своей жизни. Вы учитесь с той  скоростью, которая удобна вам.

2. Мобильность.

Вы не прикованы учебой к определенной местности. Не надо ехать  далеко от дома в ВУЗ, чтобы послушать  лекции, читаемые там. Вы можете заказать интересующий вас курс лекций и читать/слушать/смотреть его дома.

3. Учеба в удобной атмосфере.

 Обучаясь дома, вы сами  выбираете не только расписание  занятий и их темп, но и атмосферу,  в которой эти занятия будут  проходить.

4. Технологичность.

В процессе обучения вы используете  современные высокие технологии и параллельно приобретаете навыки, которые будут полезны вам  в будущем.

        Но  у каждой монеты есть две  стороны. Кроме преимуществ у  дистанционного образования есть  ряд недостатков.

Недостатки:

1. Отсутствие личного  контакта с преподавателем 

Исчезает эмоциональная  составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т.д.

 

17

2. Мотивация и самоконтроль

В домашней обстановке легко  расслабиться, прежний запал перегорает и студент теряет интерес к  учебе. Нужно иметь жесткую самодисциплину, чтобы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А  на такое способен далеко не каждый.

3. Нехватка практики.

К сожалению, "удаленный  студент" зачастую лишен регулярных практических занятий, что не идет на пользу качеству получаемого образования.

4. Техническая независимость.

Для постоянного доступа  к источнику знаний учащийся должен быть хорошо оснащен технически. Как  минимум нужно иметь ноутбук  и доступ в Интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить.

5. Предпочтения работодателей.

       Несмотря  на то, что многие дипломы дистанционного  образования признаются наравне  с дипломами очников, работодатели  отдают предпочтение претендентам  с привычными "корочками" очного  отделения.5

 

 

 

 

 

 

18

Заключение

       Таким образом, на основе изложенного мы выяснили, как связаны Интернет и высшее образование. Поставленные нами задачи выяснены: мы выяснили историю возникновения сети Интернет, узнали, стоит ли в современном мире получать высшее образование, также мы выявили преимущества и недостатки дистанционного образования.

       Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная.  Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.     

        Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

 

 

 

 

 

19

Список используемой литературы

Информация о работе Интернет и высшее образование