Интернет как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:56, реферат

Описание работы

На сегодняшний день, как известно, миром правит информация. Невозможно представить современное общество без глобальной сети Интернет, к молниеносному развитию которой привели достижения в области новых технологий. С каждым годом количество пользователей Интернета стремительно растет(согласно данным Фонда «Общественное мнение» за 2012 год, доля активной аудитории составляет 40% населения старше 18 лет (46,8 млн человек)[1]). Причем последние исследования показывают не только количественные, но и качественные изменения, одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а так же становится основной формой виртуального общения.

Содержание работы

Введение 3
1. Интернет как средство массовой коммуникации 5
2. Общение в Интернете, его формы и особенности 9
3. Плюсы Интернет–коммуникации 14
4. Перспектива развития интернет-общения 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

социология!!!! ППЦ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           На сегодняшний день, как известно, миром правит информация. Невозможно представить современное общество без глобальной сети Интернет, к молниеносному развитию которой привели достижения в области новых технологий. С каждым годом количество пользователей Интернета стремительно растет(согласно данным Фонда «Общественное мнение» за 2012 год, доля активной аудитории составляет 40% населения старше 18 лет (46,8 млн человек)[1]). Причем последние исследования показывают не только количественные, но и качественные изменения, одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а так же становится основной формой виртуального общения.

 

Актуальность исследования.

Выбранная тема является актуальной, потому как данный вид общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникаций в современном мире. Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в жизни общества, прежде всего, в  молодежной среде. Интернет как коммуникативная среда, с одной стороны, -оказывает положительное влияние на мировое сообщество, поскольку позволяет передавать информацию в любую точку мира; способствует укреплению связей между людьми, изменяет стиль отношений в современном обществе; с другой стороны, необходимо отметить, что отношение к Интернету должно быть объективным, поскольку информация, содержащаяся в нем, может оказывать и негативное влияние на личность, тем более на молодежь.

 

Степень изученности темы.

Теорию информационного общества и особенности информационно-коммуникационного пространства Интернет рассматривал канадский философ, филолог, литературный критик М.Маклюэн.

Объект исследования - Интернет как коммуникативная среда

Предмет исследования - функционирование и развитие Интернета как средства коммуникации.

Цель исследования – оценить роль Интернета в жизни общества, как средства коммуникации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие Интернету как средству массовой коммуникации,
  • установить особенности и формы общения в интернете,
  • выявить достоинства интернет-коммуникации,
  • определить перспективу развития интернет-общения.

 

Цель и задачи работы, а также специфика материала обусловили применение нескольких методов исследования: индуктивного метода, описательного метода и его приемов (обобщения, обработки, интерпретации), сравнительно-сопоставительного метода.

 

 

 

 

 

 

1. Интернет как средство массовой коммуникации

 

Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобретает массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи, характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. К исходу 20 века количество радиоприемников и телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических изданий газет и журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продолжают расти. Поистине информация правит миром. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Массовая коммуникация становится не только «магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», через которую идеи проникают в наше сознание. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит известная схема «адресант - передача информации - адресат».

Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).

Интернет вынуждает переосмыслить классические определения и категории коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения - определение зависит от ситуации.

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории [2] :

1. асинхронная коммуникация «один  на один» (электронные письма);

2. асинхронная коммуникация «многих  с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

3. синхронная коммуникация «один  на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся  вокруг какой-либо конкретной  темы, например, ролевые игры, чаты;

4. асинхронная коммуникация, где  обычно пользователь пытается  разыскать сайт для получения  определенной информации и здесь  можно встретить коммуникацию  «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа - Интернет имеет  возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты  других СМИ, цена пересылки письма  по электронной почте гораздо  ниже пересылки с помощью обычной почты.

2. Персонализация - Интернет обеспечивает  необходимой информацией на любом  уровне заинтересованности индивидуумов  или групп людей; в данном случае  доставка может быть обеспечена  согласно предпочтению пользователей  через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность - Интернет предполагает  диалог, а не монолог, который  подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная  связь между сотнями пользователей  возможны через электронную почту, информационные табло, форумы, чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников - Интернет  дает возможность прямого доступа  правительства к населению и  наоборот, населения к власти, без  вмешательства и манипуляции  со стороны СМИ.

В современном глобализованном мире и медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством  Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.

Хотя исследования СМИ с точки зрения теории использования и вознаграждения не были в последнее время особенно распространены в литературе, посвященной коммуникации, они могут оказаться весьма полезными и стать основой для анализа Интернет-коммуникаций. К такому же выводу пришли американские ученые Д. Уолтер и С. Рафаели. Теория использования и вознаграждения основывается на функциональном анализе, который «берет начало из социологических и психологических основ потребностей, которые приводят к различным образцам внешнего и внутреннего воздействия СМИ, приводящему к другим последствиям, в большинстве случаев к таким, которые не были предусмотрены заранее». [3]

К. Розенгрен усовершенствовал данный подход, отмечая, что под «потребностями» нужно понимать проблемы, а также возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые сама аудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней, как одной из составляющей Интернета.

Данная концепция должна быть обязательно включена в изучение Интернет коммуникаций, наряду с некоторые другими концепциями, которые можно применить к изучению Интернета как средства массовой коммуникации (теория критической массы, теория социального присутствия, теория «богатства» СМИ, сетевой подход и т.д.). Реконцептуализация Интернета с данной точки зрения позволит исследователям использовать традиционные методы изучения СМИ, а также разрабатывать новые способы их изучения.

В целом, представляется, что именно анализ процессов в сфере массовой киберкоммуникации и коммуникативных технологий в российском контексте может стать перспективным направлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике в ближайшем будущем.[3]

 

2. Общение в Интернете, его формы и особенности          

    

Так что же собой представляет общение в Интернете? Отвечая на этот вопрос,

следует дать полную характеристику всевозможным способам общения в Интернете.

Итак, способы общения:

1.      Электронная  почта

2.      Форумы

3.      Чаты

Остановимся подробнее на каждом из них и дадим характеристику.

1.          Электронная почта. Представляет собой аналог хорошо

известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах с указанием

места назначения и данных адресата, отличающаяся при этом тем, что письмо

существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера

адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый

ящик.

Как и  бумажной, электронной переписке свойственны некоторые особенности.

Такое общение, как правило, носит чаще межличностный или групповой характер, но иногда может быть и массовым (в случае отправки одного письма большому количеству получателей). Форма, как и на бумаге, письменная, но если общение идет с помощью звуковых речевых файлов, прикрепленных к письмам, то такую форму можно назвать устной.

     Преимущества электронной почты по сравнению с бумажной:

  • мизерные затраты времени (как адресантом для отправки, так и адресатом

для получения и ответа);

  • не требуется материальные затраты на пересылку;
  • меньшее количество требуемых данных для успешной доставки;
  • возможность отправки вместе с письмом звуковых материалов;

 

  • существование возможности одновременной отправки одного письма нескольким адресатам;
  • возможность переадресации писем;

     Недостатки:

  • необходимо наличие компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, а также элементарных знаний по управлению программным обеспечением ПЭВМ;
  • при отправке большого числа прикрепленных файлов, либо файлов большого размера (от 25 MB) бывает целесообразнее воспользоваться услугами обычной почты;

2.  Форумы. Ещё один способ общения в Интернете. По сути, является

симулятором данного мероприятия в привычном понимании этого понятия, т.е.

организацией обмена информации и общения между большим количеством

собеседников, которым небезынтересна тема того или иного обсуждения.

Отличие состоит в том, что при организации Интернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников – ими могут стать практически любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников.

Существуют различные по тематике, контингенту участников и преследуемым целям форумы: одни являются действительными Интернет аналогами ранее проводившихся собраний по каким-либо темам, требующим дальнейшего обсуждения, но больше не способным проводиться из-за возможных трудностей, препятствующих проведению их в привычном виде, другие же чаще существуют для организации общения людей (как правило имеющих дружеские отношения вне Интернета), по разным причинам не способных собраться в определенном месте для живого общения.

Форумы первого типа обычно имеют научную или социально-политическую тематику и преследуют соответствующие цели в качестве которых может выступать решение каких-либо проблем, связанных с этой тематикой. Таким форумам присущи некоторая официальность и официально-деловой, научный или научно-публицистический стиль речи.

Форумы второго типа отличаются прежде всего тематикой – обсуждаться могут

различные бытовые сферы жизни, общественные события или же работы творцов в области искусства (в т.ч. музыки, живописи, поэзии и прозы и т.д.), а также

Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации