Интервью, как метод сбора первичных данных в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 11:40, реферат

Описание работы

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………2
1. Интервью, как метод сбора первичных данных в социологическом исследовании ……………………………………………………………...3
2. Интервьюирование ………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………...19
Список литературы ……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Интервью, как метод сбора первичных данных в социологическом исследовании (социология)+.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем. 

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. 

Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться: 

  • однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал); 
  • в межличностной (интервьюер - респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов). 

Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только социологам экстра-класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В социологии, по моему, сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.

Большинство социологов, занимающихся исследованиями (особенно с помощью методов наблюдения и интервью) не уделяют должного внимания изучению невербального поведения. А ведь зачастую по поведению, мимике и жестам можно понять правдиво ли человек отвечает на вопросы, понял ли он их суть, и вообще готов ли он к интервью. И если социолог правильно реагирует на данные виды невербального поведения и понимает их, то результаты данного исследования будут более достоверными и неискаженными.

Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).

В ходе опросов именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество результатов исследования. От добросовестной работы и ответственности интервьюера зависят полнота и точность учета мнений различных групп населения.

Интервью создает немалые организационные проблемы, которые не позволяют считать его универсальным методом. Совершенно очевидно, что интервью не подходит для массовых опросов, которые проводятся со строгим соблюдением правил (критериев) выборки и охватывают более 1000 человек. Поэтому такой вид техники чаще применяют как дополнительный метод социологического исследования для уточнения информации, полученной в ходе массового опроса. Кроме того, учитывая непосредственный контакт исследователя и респондента, особое значение приобретает личность интервьюера, которая может способствовать, а может и препятствовать установлению контакта и положительной установки испытуемого. Таким образом, «эффект интервьюера» может быть и положительным, и отрицательным. В случае анкетного опроса подобной проблемы либо не существует вовсе, либо ее значимость существенно снижается, так как социолог если и вступает в непосредственное общение с респондентом, то только для того, чтобы вручить ему анкету, а позже принять ее у информанта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. М.: КДУ, 2006.
  3. Здравомыслов А. Г.  Социология : теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов ; Российская акад. наук, Ин-т социологии Москва: Наука, 2008
  4. Кравченко А. И.  Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2012.
  5. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2009.

 

1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

 

2 Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. М.: КДУ, 2006.

 

3 Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2009.

 

4 Кравченко А. И.  Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2012.

5 Здравомыслов А. Г.  Социология : теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов ; Российская акад. наук, Ин-т социологии Москва: Наука, 2008

 

 


Информация о работе Интервью, как метод сбора первичных данных в социологическом исследовании