Интервьюирование в социологическом исследовании образовательных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. .
Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ …………………………………………….5
Вопрос 2. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
ГЛОССАРИЙ 24
ТЕСТ 25
АННОТАЦИЯ 27

Файлы: 1 файл

_интервьюирование 2.docx

— 65.42 Кб (Скачать файл)

 

 

               МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ  И СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной  дисциплине  «Социология»

 

 

Тема № 7:

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ  В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент группы 5508 1 курса ОЭФ

В.Г. Иванова

 

 

Проверил:

доцент кафедры  политологии и социологии,

кандидат философских  наук

К.А. Мухина

 

 

 

 

 

 

Москва  2013

 

                                                               СОДЕРЖАНИЕ


 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ …………………………………………….5

Вопрос 2. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 23

ПРИЛОЖЕНИЯ 24

ГЛОССАРИЙ 24

ТЕСТ 25

АННОТАЦИЯ 27

                                   

 

        ВВЕДЕНИЕ

Современное общество нуждается  в достоверной и постоянно  обновляемой социологической информации. Усиление взаимосвязи и взаимозависимости регионов и стран, развитие глобальных информационных сетей ускоряют социальные и экономические процессы в мире и в отдельной стране, порождают непрерывные и убыстряющиеся изменения в обществе. Информация становится основным ресурсом общественного развития, информационно-технологическая революция создает информационное общество. Обладание информацией о человеческом сообществе, о состоянии сознания и социальных действиях больших групп людей является необходимым условием успешного самоуправления и управления общественным развитием, придания ему устойчивого характера. Без постоянно обновляющейся информации такого рода невозможно существование эффективных политических и экономических институтов демократического общества. На социологии лежат обязанности по получению достоверной информации о закономерностях общественной жизни, о поведении людей в меняющихся социальных и экономических условиях, обязанности по представлению данной информации общественным институтам для решения практических нужд развития общества. Для российского общества, переживающего период своего развития, модернизации всех сфер его жизни, успешное выполнение социологической наукой своих обязанностей является особенно насущным. Их выполнение требует подготовки профессиональных социологов-исследователей, социологов-аналитиков. Практическая работа социолога невозможна без овладения методологией и методикой социологического исследования. Данный курс носит междисциплинарный характер, выделяется практикоориентированностью и интегрированностью в предметную область отраслевых социологических теорий. Социологическое исследование является одним из основных способов развития социологического знания и видом профессиональной деятельности будущих специалистов-социологов. Во многих социальных науках активно осваивается выработанный социологией арсенал методик и средств анализа, все шире используется социологические понятия и концепции. Институализация социологии в России приобретает всесторонний характер.

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что сбор первичной  социологической информации является важнейшим этапом в проведении социологического исследования. Именно поэтому рассмотрение и изучение интервью как метод  сбора информации, важная и актуальная для изучения тема. 
        В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы о решении этих проблем. Но для рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление о проблемах и их причинах. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.                                          . 
      Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.                      . 
Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.  
      Одним из методов социологического исследования является интервью. Это специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации королевским. Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».                                 . 

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ.

Интервью - это особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии и др.

Интервьюирование имеет  свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное  различие между ними состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону. [5.С.265–268.]

В зависимости от степени  свободы исследователя выделяются интервью:

1. Формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;

2. Полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;

3.Неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

При проведении интервью важно  учитывать влияние внешних помех. Вовремя опроса возможно присутствие третьих лиц (дети, родители, другие родственники, сослуживцы и т.д.), которые не оказывают явного воздействия на респондента, но само их присутствие вносит некоторую напряженность и соответственно влияет на формулировку ответа. От интервью отвлекают теле- и радиопередачи, срочные домашние дела, телефонные звонки и т.д. В таких случаях интервьюерам рекомендуется не слишком их драматизировать. Разумеется, если интервьюер сталкивается с реальной проблемой респондента, которая явно не совпадает с ожидаемой моделью его поведения, он должен изменить стиль опроса и обсудить ситуацию с организатором или научным руководителем.

В зависимости от носителя первичной социологической информации различают опросы:

1. Массовые, когда источником информации являются представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;

2.Специализированные, где главным источником информации являются компетентные в той или иной профессии лица, чья деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют давать достаточно авторитетные ответы. По сути участниками таких опросов выступают эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии наименование таких опросов - экспертные опросы.

Пример экспертного опроса. В 2005 г. агентством «РейтОР» был проведен экспертный опрос «Удовлетворенность работодателей образованием выпускников вузов». Экспертами выступили старшие консультанты и руководители департаментов кадровых агентств, специализирующихся на подборе персонала в различных отраслях, руководители служб персонала крупных российских и западных компаний, входящих в топ-20 в своих сегментах. Всего было проведено 45 глубинных интервью с представителями 15 отраслей экономики.

На основании экспертного  опроса были выявлены недостатки, часто  встречающиеся при подборе молодых  специалистов:

1.Недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний. Многие вузы ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаше всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе по окончании вуза;

2.Несоответствие многих учебных программ современным техническим и рыночным реалиям. Поэтому во многих компаниях приходится обучать молодых специалистов заново;

3.Слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами;

4.Незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом (особенно актуально для технических специалистов, устраивающихся на работу в коммерческие организации);

5.Отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, нехватка коммуникативных, презентационных способностей;

6.Недостаточный уровень языковой подготовки, что часто становится препятствием для трудоустройства даже наиболее подготовленных по профессии молодых специалистов;

7.Нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры, что является одной из основных причин, по которой многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности;

8.Завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке труда.

Рыночная экономика, научно-технический  прогресс предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников  российских вузов. Эти требования обусловливают  необходимость изменений в образовательных  программах, внедрения современных технологий обучения, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретение ими профессиональных навыков, адекватных новым реалиям. [8.С.269–270.]

Таким образом, опрос является одним из основных методов получения данных о состоянии общественного и группового сознания, о мнениях людей и их оценках различных социальных явлений и процессов. Опросный метод представляет собой достаточно гибкий инструмент сбора информации и может быть реализован в различных формах — устной и письменной, очной и заочной и т.д. Опросы незаменимы в тех ситуациях, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению; в таких случаях опрос становится главным методом сбора информации. Как правило, в конкретных исследованиях опросы дополняются методами контент-анализа, наблюдения и эксперимента.

 

 

 

                                                           

 

Вопрос 2. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Интервьюирование, как и  другие методы опроса, представляет собой  своего рода технологию, включающую в  себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая  общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Методические принципы интервьюирования можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач. В данной главе будет подробно описана базовая методика, включая все ее этапы: от подготовки интервью до обработки его результатов. В следующих главах будут описаны некоторые модификации данного метода опроса.

Подготовку интервью принято разделять  на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме. [9.С.225–227.]

Общая подготовка к интервьюированию по сути равносильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров практически не имеют значения.

Качества хорошего интервьюера  складываются из: 1) его индивидуальных способностей, 2) владения методикой, 3) социологической подготовки и 4) подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интервью. Названные группы качеств находятся в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга. [2.С.265–268.]

Индивидуальные способности – это набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков. Как и в большинстве других профессий, способности к интервьюированию колеблются в человеческой популяции в очень широких пределах. По наблюдению автора, есть люди, практически неспособные стать хорошими интервьюерами. Обучение методике им помогает мало, так как они, невзирая на полученные теоретические знания, на практике продолжают реализовать присущие им стили беседы, противоречащие методическим принципам ведения интервью. Наряду с этим есть люди, обладающие высокими способностями к интервьюированию, поскольку их естественный стиль общения оказывается близким к наработанным поколениями социологов методическим принципам проведения глубоких интервью.

Информация о работе Интервьюирование в социологическом исследовании образовательных ситуаций