Инвалидность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидами признаются либо люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния человека, либо страдающие заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Файлы: 1 файл

Инвалидность.docx

— 45.09 Кб (Скачать файл)

Инвалидность – социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности  понимается полная или частичная  утрата лицом способности или  возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидами признаются либо люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния  человека, либо страдающие заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных  сферах так, как это делают здоровые люди.
 Все инвалиды делятся на  несколько групп:

-по возрасту – дети инвалиды, инвалиды – взрослые;

-по происхождению  инвалидности: инвалиды с детства,  инвалиды войны, инвалиды труда,  инвалиды общего заболевания;

-по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные.

Инвалиды  I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах),  инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);

-по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида реализуется  в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, т.е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определённого возрастными и личностными особенностями ребёнка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация  субъекта.+

Комплексная реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цель – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, интеграция.

Интеграция – предоставление инвалидам равных со всеми другими гражданами РФ возможностей в реализации своих прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

 

Социально-реабилитационная деятельность – целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

 

Характеристики социально-реабилитационной деятельности: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность

 

Формы организации социальной  реабилитации

Основная  форма организации социальной реабилитации детей - реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Осуществляется в индивидуальной и групповой формах Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, вырастает уверенность в себе.

При индивидуальном взаимодействии быстрее снимаются  психологические барьеры, которые  могут возникать у ребёнка  в присутствии других детей. Однако оно не эффективно при выработке  навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказания взаимодействия в условиях группы  - выраженная эмоциональная  возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребёнка, трудный характер, низкий уровень  интеллектуального развития. Реабилитационные занятия могут проходить в виде тренинга, учебного занятия.

В социально-реабилитационной практике используются и другие формы:  кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и др.

 

Модели социально-реабилитационной деятельности

Модель  взаимодействия с клиентом – алгоритм работы, характеризующийся определённой продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих  видов помощи. Выбор модели зависит  от специфики проблем клиента.

Выделяют:

- Кризисинтервентная,

- проблемно-ориентированную,

- психосоциальную модели.

Кризисинтервентная модель предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, т.е. обусловленной изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими событиями. Кризисный период, как правило, ограничивается 6-7 неделями.

Вмешательство специалистов в этот период очень  эффективно, поскольку люди в этот период осознания и прояснения кризисной  ситуации особо чувствительны к  помощи. Минимальное усилие может  дать максимальный эффект, а соответствующим  образом направленная помощь может  улучшить ситуацию эффективнее, чем  более интенсивная помощь в периоды  меньшей эмоциональной восприимчивости. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, внимание фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах её преодоления. Используются внешние формы помощи и внутренние ресурсы клиента.

Задача социального педагога:

– путём  оказания непосредственной эмоциональной  поддержки смягчить воздействие  стресса и мобилизовать усилия клиентов на преодоление кризиса.

- Важно  достичь снижения тревожности,  зависимости, психического дискомфорта,  а также сформировать новое  понимание возникшей проблемы, развить  адаптивные реакции.

- Помочь  родителям преодолеть первоначальную  реакцию подавленности и растерянности,  в дальнейшем занять активную  позицию в реабилитации ребёнка,  сосредоточить усилия не только  на лечении, но и развитии  личности ребёнка, на поиске  адекватных способов социализации  и достижения оптимального уровня  адаптации в обществе. Для этого  социальный педагог оказывает:

- образовательную помощь (предоставляет информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребёнка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах).

- выступает   в качестве посредника между медицинским персоналом и семьёй. Помогает семье преодолеть кризис и начать действовать.

Т.о. через образовательную и посредническую помощь социальный педагог достигает эффекта психологической поддержки. Семья также может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации, редко становится необходимой глубокое психотерапевтическое воздействие. Ранний контакт со специалистом (1-2 сутки)  способствует  физическому и моральному восстановлению семьи.

Выделяются  неблагоприятные периоды, в которые  возникают психолого-педагогические проблемы:

- 3 года  – процесс формирования основных  индивидуально-психологических качеств  личности и создания социально-нравственных  качеств;

- 7-8 лет  – адаптация к социальному  статусу школьника, установление  отношений с учителем, детским  коллективом;

- 12-17 –  период самоутверждения, изменения  отношений с родителями и миром  взрослых в целом;

- 18-21 –  социальное определение. В эти  моменты семья нуждается в  большей поддержке, причём с  учётом имеющихся физических  или психических особенностей, обусловливающих  отставание в развитии, эти периоды  могут не совпадать с реальным  возрастом ребёнка.

 

Проблемно-ориентированная модель

Также относится  к краткосрочным технологиям  работы, продолжительность которых  не превышает 4 месяца и предполагает 12 контактов с клиентом.

Направлена  на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, т.е. в центре модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие  помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал  клиент и над которой готов  работать.

Идея  проблемно-ориентированной модели основывается на том, что в определённых условиях большинство проблем люди могут решить (лил уменьшить их остроту) сами. Задача профессионала  – создать соответствующие условия.

Внимание  заостряется не столько на внутренних особенностях индивида, сколько на ситуации, породившей проблему; совместно  с подопечными формулирует конкретные, достижимые цели.

Такая модель ориентирует на совместное решение  проблемы, при этом поддерживаются и стимулируются способности  клиента в решении собственных  трудностей. Определяются препятствия, используются средства, способствующие их преодолению.

Эта модель применяется как в индивидуальной, так и групповой терапии. При  работе с семьёй, воспитывающей ребёнка  с ограниченными возможностями, социальный педагог в рамках этой технологической модели соединяет  методы работы с отдельным индивидом (одним из родителей, ребёнком), с  семьёй, её ближайшем окружении.

Работа  с семьёй необходима в случае, если проблема связана с особенностями  взаимодействия между членами. К  таким проблемам относятся деструктивное  отношение к ребёнку, неверный стиль  воспитания, неудовлетворительный психологический  климат семьи и др.

Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление контракта (договора) между профессионалом, оказывающим  помощь, и клиентом – семьёй или  отдельным её представителем (см. распечатку).

Психосоциальная модель

Идея  этого подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установить причинно-следственные связи, найти  выход из положения.

Цель  работы – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющие на его жизнедеятельность.

При диагностике  анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, важная роль отводится анализу личностных особенностей членов семьи, ценностных ориентиров и  др.

Клиенту отводится пассивная роль, роль пациента, где поощряется самоанализ.

Задачи  психосоциального подхода:

- изменять  клиента – семейную систему,  адаптируя её к выполнению  своей специфичной функции (реабилитация  ребёнка-инвалида);

- изменять  ситуацию – другие системы,  оказывающие влияние на семью;

- воздействовать  на то и другое одновременно.

Используется  в случае, когда есть возможность  установить долговременные контакты, которые позволяют глубже исследовать  семейную систему, наблюдать её динамику и влиять на неё.

К сожалению, наблюдается низкая мотивация клиентов к продолжительному сотрудничеству, возможно из-за удалённости проживания многих семей от специализированных реабилитационных центров. Чаще многие семьи обращаются с вопросами  социального характера, например касающимися  материальных выплат т.д.

 

Формы социально-реабилитационной деятельности

Формы работы с семьёй: патронаж, консультация, психологический тренинг.

Патронаж  - одна из форм работы, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Это профессиональная деятельность, которая позволяет  индивидам, семьям идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное  воздействие.

Патронаж  даёт возможность наблюдать семью  в её естественных условиях, что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Периодические  контакты с семьёй позволяют не терять связь с семьёй, своевременно замечать неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их. Патронаж требует  соблюдения этических принципов:

- самоопределения  клиента; 

- добровольности  принятия помощи;

- конфиденциальности;

Поэтому следует находить возможность информировать  семью о предстоящем визите и  его целях.

Патронаж  может иметь следующие цели:

- диагностические  – ознакомление с условиями  жизни, изучение возможных факторов  риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся   проблемных ситуаций;

- контрольные  – оценка состояния семьи и  ребёнка, динамика проблем; анализ  хода реабилитационных мероприятий,  выполнения родителями рекомендаций  специалистов и т.д;

- адаптационно-реабилитационные  – оказание конкретной образовательной,  психологической, посреднической  помощи.

Важно, чтобы  семья при этом ощущала пользу от визита, а не чувство подконтрольности и зависимости.

Информация о работе Инвалидность