Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидами признаются либо люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния человека, либо страдающие заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.
Инвалидность – социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
-по возрасту – дети инвалиды, инвалиды – взрослые;
-по происхождению
инвалидности: инвалиды с детства,
инвалиды войны, инвалиды
-по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные.
Инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);
-по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Индивидуальная программа
Программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация субъекта.+
Комплексная реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Цель – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, интеграция.
Интеграция – предоставление инвалидам равных со всеми другими гражданами РФ возможностей в реализации своих прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
Социально-реабилитационная деятельность – целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Характеристики социально-
Формы организации социальной реабилитации
Основная форма организации социальной реабилитации детей - реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Осуществляется в индивидуальной и групповой формах Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, вырастает уверенность в себе.
При индивидуальном
взаимодействии быстрее снимаются
психологические барьеры, которые
могут возникать у ребёнка
в присутствии других детей. Однако
оно не эффективно при выработке
навыков общения и
В социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и др.
Модели социально-реабилитационной деятельности
Модель взаимодействия с клиентом – алгоритм работы, характеризующийся определённой продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели зависит от специфики проблем клиента.
Выделяют:
- Кризисинтервентная,
- проблемно-ориентированную,
- психосоциальную модели.
Кризисинтервентная модель предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, т.е. обусловленной изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими событиями. Кризисный период, как правило, ограничивается 6-7 неделями.
Вмешательство
специалистов в этот период очень
эффективно, поскольку люди в этот
период осознания и прояснения кризисной
ситуации особо чувствительны к
помощи. Минимальное усилие может
дать максимальный эффект, а соответствующим
образом направленная помощь может
улучшить ситуацию эффективнее, чем
более интенсивная помощь в периоды
меньшей эмоциональной
Задача социального педагога:
– путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стресса и мобилизовать усилия клиентов на преодоление кризиса.
- Важно
достичь снижения тревожности,
зависимости, психического
- Помочь
родителям преодолеть
- образовательную помощь (предоставляет информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребёнка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах).
- выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьёй. Помогает семье преодолеть кризис и начать действовать.
Т.о. через образовательную и посредническую помощь социальный педагог достигает эффекта психологической поддержки. Семья также может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации, редко становится необходимой глубокое психотерапевтическое воздействие. Ранний контакт со специалистом (1-2 сутки) способствует физическому и моральному восстановлению семьи.
Выделяются
неблагоприятные периоды, в которые
возникают психолого-
- 3 года
– процесс формирования
- 7-8 лет
– адаптация к социальному
статусу школьника,
- 12-17 –
период самоутверждения,
- 18-21 – социальное определение. В эти моменты семья нуждается в большей поддержке, причём с учётом имеющихся физических или психических особенностей, обусловливающих отставание в развитии, эти периоды могут не совпадать с реальным возрастом ребёнка.
Проблемно-ориентированная модель
Также относится к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает 4 месяца и предполагает 12 контактов с клиентом.
Направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, т.е. в центре модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал клиент и над которой готов работать.
Идея
проблемно-ориентированной
Внимание
заостряется не столько на внутренних
особенностях индивида, сколько на
ситуации, породившей проблему; совместно
с подопечными формулирует
Такая модель ориентирует на совместное решение проблемы, при этом поддерживаются и стимулируются способности клиента в решении собственных трудностей. Определяются препятствия, используются средства, способствующие их преодолению.
Эта модель
применяется как в
Работа
с семьёй необходима в случае, если
проблема связана с особенностями
взаимодействия между членами. К
таким проблемам относятся
Ведущим
методом проблемно-
Психосоциальная модель
Идея этого подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установить причинно-следственные связи, найти выход из положения.
Цель работы – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющие на его жизнедеятельность.
При диагностике анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, важная роль отводится анализу личностных особенностей членов семьи, ценностных ориентиров и др.
Клиенту отводится пассивная роль, роль пациента, где поощряется самоанализ.
Задачи психосоциального подхода:
- изменять
клиента – семейную систему,
адаптируя её к выполнению
своей специфичной функции (
- изменять ситуацию – другие системы, оказывающие влияние на семью;
- воздействовать на то и другое одновременно.
Используется в случае, когда есть возможность установить долговременные контакты, которые позволяют глубже исследовать семейную систему, наблюдать её динамику и влиять на неё.
К сожалению, наблюдается низкая мотивация клиентов к продолжительному сотрудничеству, возможно из-за удалённости проживания многих семей от специализированных реабилитационных центров. Чаще многие семьи обращаются с вопросами социального характера, например касающимися материальных выплат т.д.
Формы социально-реабилитационной деятельности
Формы работы с семьёй: патронаж, консультация, психологический тренинг.
Патронаж - одна из форм работы, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Это профессиональная деятельность, которая позволяет индивидам, семьям идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Периодические контакты с семьёй позволяют не терять связь с семьёй, своевременно замечать неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их. Патронаж требует соблюдения этических принципов:
- самоопределения клиента;
- добровольности принятия помощи;
- конфиденциальности;
Поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может иметь следующие цели:
- диагностические
– ознакомление с условиями
жизни, изучение возможных
- контрольные
– оценка состояния семьи и
ребёнка, динамика проблем;
- адаптационно-реабилитационные
– оказание конкретной
Важно, чтобы семья при этом ощущала пользу от визита, а не чувство подконтрольности и зависимости.