Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:40, доклад
Поскольку экономическая наука стремится к строгости и точности своих выводов, то она абстрагируется от многообразия мотивов и качеств людей, оставляя лишь те, которые прямо связаны с экономической деятельностью [1]. В результате в модель "экономического человека" обычно включают такие характеристики:
- стремление получить максимальную прибыль при имеющихся средствах производства и доступных ресурсах;
- способность к рациональному расчету доходов и издержек;
- постоянное желание улучшить свое благосостояние;
Исчезновение экономического человека. Человек потребляющий в телевизионной рекламе.
Поскольку экономическая наука стремится к строгости и точности своих выводов, то она абстрагируется от многообразия мотивов и качеств людей, оставляя лишь те, которые прямо связаны с экономической деятельностью [1]. В результате в модель "экономического человека" обычно включают такие характеристики:
- стремление получить
- способность к рациональному расчету доходов и издержек;
- постоянное желание улучшить свое благосостояние;
- стремление свести к минимуму риск, неизбежный в экономической деятельности.
Иногда утверждается, что отмеченные характеристики "экономического человека" являются универсальными, присущими людям во все времена и во всех культурах. Действительно, стремление к богатству или, по крайней мере, к материальному благополучию можно считать родовой чертой человека. Однако это стремление может реализовываться разными путями: через спекуляцию, обман, подчинение других людей и т.п. А может - через рационально организованную экономическую деятельность. История показывает, что подобная деятельность стала достаточно распространенным явлением лишь с возникновением капиталистического общества.
Многие исследователи
Человек потребляющий рассматривается
нами как некий конструкт, образованный
несколькими взаимными
Образ Человека Потребляющего, репрезентируемый
телевизионной рекламой, интересен
не только сам по себе. В постиндустриальную
эпоху механизмы
В ТВ-рекламе мир Человека Потребляющего состоит из двух планов:
1) Первого плана, т.е.
2) Второго плана, образованного вещенаполненной средой и смоделированными повседневными жестами (в широком смысле) и социокультурными практиками, составляющими фон рекламируемого объекта; здесь вещи существуют изначально, их происхождение не обсуждается – они есть и все.
Итак, Человек Потребляющий, прежде всего , – это человек пьющий… пиво и соки (поскольку реклама алкоголя на ТВ запрещена), немного реже – кофе, газированные напитки, чай; изредка молоко и какао. Компот, квас и кисель в этом мире не пьют.
С каждым из упомянутых выше напитков связан особый ритуал. Пиво пьется мужской взрослой компанией в кафишке или трактирчике, а смешанной молодежной компанией – в баре, на пляже или на вечеринке. В процессе распития пива предполагается проявление множества шумных эмоций.
Кофейный ритуал предписывает пить кофе в одиночестве, в основном женщине, или влюбленной паре. В кофейный ритуал входит романтическая задумчивость, уход в себя.
Сок, вообще, несет некоторый сакральный оттенок, он связан с ситуацией чудесного дара, перередачи добра (сок “Добрый”) или силы к победе, правда, в основном над собой, своей физической немощью (соки “Чемпион” , “J7”). Сок в мире Человека потребляющего предстает как своего рода “живая вода”, он часто появляется на фоне яблоневого сада (сок “Любимый”, аллюзия на молодильные яблоки), иногда вписан в сказочный сюжет о красной девице и добром молодце или средневековой ярмарке с заморскими факирами (сок “Добрый”). Сок один из немногих объектов вещного мира, который одушевляется и персонифицируется (сок “Я”).
Чай – напиток, в первую очередь, семейный. Пьется дома всеми вместе за столом. Чай – это также напиток добрых соседей и хороших друзей (“Беседа”). Он и сам как друг: приободряет утром с трудом проснувшегося холостяка (“Brook Bond”) и усталого работника днем (“ Lipton”).
В основное меню Человека Потребляющего входит, прежде всего, подсолнечное масло, майонез, кетчуп (т.е. акцент делается на вспомогалтельных продуктах); довольно много съедается макарон, бульонных супов, йогуртов, чипсов, шоколадных батончикови печенья. Среди этих продуктов йогурт имеет наибольшую символическую ценность: он не только вкусный, нежный, но и дает жизненную силу и даже связан с областью чудесного. Это своего рода российский аналог западного шпината.
Изредка встречаются пельмени и колбасы. Рыба в рацион Человека потребляющего практически не входит. Картофель потребляется только приготовленным во фритюрнице. Другие гарниры весьма редки и целиком принадлежат второму плану. Таким образом, пища первого плана – это скорее “перекус”, а не полноценный обед. Со второго плана в мир Человека Потребляющего приходят салаты, настоящие (не консервированные) супы, яичница и жаркое. Фрукты сами по себе в этой культуре носят некоторый характер неполноценности, которая компенсируется или соками, или витаминами.
Человек Потребляющий одержим идеею чистоты – личной и бытовой. Это даже уже перераствает в навязчивую страть.
Телесность Человека Потребляющего
– вообще особая сфера его интереса.
Знаковыми элементами, отсылающими
к мифу о красоте, являются зубы,
волосы, ресницы и губы. Символический
цветовой стандарт красоты приобретает
следующий вид: белые зубы, черные
ресницы, губы разных оттенков красного
и волосы разных цветов. Символически
красота заключается в
Все обосновывается научно, с подробными
графиками кислотности и
С перхотью, прыщами и критическими днями Человек Потребляющий, похоже, уже почти справился – эти проблемы занимают его теперь значительно меньше, чем несколько лет назад, теперь в повседневый обиход обязательно входят ежедневные прокладки и дезодоранты.
Человек Потребляющий все время смотрит в зубы себе и другим. Все силы брошены на чистоту и белизну зубов – их чистят, чистят и чистят. О них говорят. Их блеск демонстрируют. Их показывают не только стоматологу, но и лучшим подружкам. Подробно объясняют, что с зубами происходит, какая паста защищает их “с утра до вечера”, как каждая ворсинка и изгиб зубной щетки вносят свой вклад в спасение зубов от кариеса, который как Домоклов меч висит над Человеком Потребляющим.
Вообще, у Человека Потребляющего
из всех пяти чувств ведущим является
обоняние. Именно поэтому для Человека
Потребляющего так важно “
Не менее развито осязание, которое направлено в первую очередь на волосы (шелковистось, пышность, отсутствие перхоти) или их отсутствие (эпиляция) и кожу (ее гладкость). И потому еще один предмет заботы Человека Потребляющего – волосы. Теперь волосы моются, и по всей видимости, каждый день ради их шелковистости и пышности. Удовольствие от этого действа порой однозначно приравнивается к сексуальному удовлетворению. Не менее часто принимается душ или ванна, что еще раз характеризует климат, в котором живет Человек Потребляющий, как тропически жаркий. Волосы периодически окрашиваются особыми красками.
Символическое достоинство
кожи – ее гладкость и чистота.
- дезодоранты избавляют ее от
потливости, которая у Человека
Потребляющего необыкновенно
- различные кремы избавляют кожу от существующих и, что гораздно важнее, от будущих морщин. Примечательно, что кремом от морщин пользуются в этом мире весьма молоденькие девушки. С помощью кремов кожу также защищают от мороза, от солнечных лучей, и, наоборот, украшают ее загаром в солярии;
- с помощью элиляторов с кожи (в основном, ног) удаляются волосы, которые лишают ее гладкости.
Что касается как ресниц, так и губ, то главное их достоинство – объемность и стойкость цвета.
Человек Потребляющий очень много
стирает в стиральной машине с
помощью разнообразных
Однако, несмотря на чудо-продукты, почти стерильную чистоту в доме и активный образ жизни (о чем речь пойдет ниже), Человек Потребляющий довольно много болеет. Головные и желудочные боли мучают его каждый день. Очень часты боли в суставах. В осенне-зимний сезон Человек Потребляющий мучается простудами с тяжелейшим насморком, кашлем, болью в горле и часто жаром. Витамины принимаются в больших количествах. Мужчину довольно сильно донимает снижаение потенции. Многих, даже студентов, волнуют проблемы частичной потери памяти. Иногда возникают проблемы с сердцем и лишним весом.
III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ (Второй план)
Необходимо констатировать, что Человек Потребляющий – это по преимуществу Человек Играющий, развлекающийся, веселящийся; досуг занимает большую часть времени.
Повседневность становится тождествена праздничности. Сама повседневная жизнь переживается как “праздник, который всегда с тобой”. Это праздник личный (релаксация или наоборот самореализация, в основном в спорте) или праздник твоей кампании (вечеринка, семейное застолье). Всеобщие (государственные) праздники, за исключением Нового Года, проходят практически не заметно.
Среди любительского СПОРТА
несомненные фавориты –
КНИГ практически никто не читает. Только бабушка или дедушка иногда читают внучатам сказку на ночь. Журналы и газеты предлагаются в очень ограниченном ассортименте, на втором плане присутствуют пассивно (например, журнал летит, подхваченный ветром).
Художественные МУЗЕИ и
Посещаемость классических КОНЦЕРТОВ
и спектаклей немного выше, но по
преимуществу “развязка” оказывается
макаронной. В крайнем случае это
осознается как “тревожный факт” (пиво
“Толстяк”). Высокий статус из всех
сценических представлений
Игра на музыкальных инструментах в мире Человека потребляющего явление весьма редкое: на фортепиано на вечеринке, гитара у костра (возможна, однако, и маргинальная ситуация – девушка в колготках играет на саксофоне).
Детский досуг. Игрушки в основном представлены макдональдовскими сериями или из Киндер-сюрприза. Куклы (за исключением Барби), мишки, машинки – очень редки. Нет кубиков, конструкторов и т.п. Дети почти не рисуют, не лепят и т.п. Практически нет детских игр типа пряток, пятнашек, недавно исчезли качели, прыгалки и пр.
Подростковый досуг – футбол, рэп, перемена в школе в основном посвящена еде. Школьники не коллекционируют, не конструируют, не вышивают и т.п. (Одинокое исключение: две девочки, вырезавшие аппликацию из дедушкиной жилетки.)