Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на молодых людей, особенностей их брачного поведения. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Дать социально-психологическую характеристику брачного поведения современных мужчин и женщин.
2. Выявить факторы, влияющие на брачное поведение.
3. Провести исследование среди молодежи методом анкетирования.
4. Обработать и проанализировать полученные результаты.
Введение 3
Глава 1.Изучение факторов, влияющих на брачное поведение студентов 5
1.1 Социально-психологические особенности брачного поведения современных мужчин и женщин 5
1.2 Факторы брачного поведения 9
Глава 2. Исследование представлений студентов о брачном партнере и анализ факторов определяющих брачное поведение студентов методом анкетирования 16
2.1 Основные цели и задачи исследования, выдвижение гипотезы 16
2.2 Формирование обоймы исследуемых переменных для бланка опроса 17
Глава 3. Анализ результатов проведенного исследования 20
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 1 33
Приложение 2 36
Во все времена вступление в брак для молодых супругов означало установление некоторой стабильности в их материальном положении. Зачастую, обычаи предполагали демонстрацию своего достатка, перед тем как вступить в брак. Основная нагрузка в таком случае ложилась на мужчину. В настоящее время материальный достаток не является определяющим в брачных отношениях. Семью может содержать, как женщина, так и мужчина, либо на равных условиях. Однако, сохраняется стереотип, заложенный на генетическом уровне, заключающийся в том, что мужчина должен быть добытчиком, а потому подсознательно в большинстве случаев женщины стремятся вступить в брак с обеспеченным мужчиной
Представленные выше «классические» факторы оказывают влияние на брачное поведения с древнейших времен. Теперь обратимся к моментам, касающихся брачного поведения в современном обществе.
Семейная ориентация значительной части современной молодежи не сопровождается установкой на рождение детей, основной причиной являются социокультурные изменения, ведущие к смене приоритетов в представлениях о семье, когда дети не включаются в ценностный состав основ проектируемой семьи.
Отсюда, следует полагать, что главной детерминантой процесса брачного поведения людей является искаженная система установок, представлений и стереотипов и о семье и партнере по браку, сформированная под влиянием социокультурных и прошлых демографических особенностей России. В этой связи можно предположить, что брачное поведение имеет тендерные особенности и обуславливают специфику принятия решения юношами и девушками о заключении брака.
Самостоятельность и свобода становятся отличительными направлениями, сопровождающими все ценностные ориентации добрачного поведения. И для мужчин, и для женщин, выходящих на брачный рынок, представляется трудной задача выбрать того спутника жизни, который бы в полной мере соответствовал их ожиданиям и представлениям об идеальном партнере.
Итак, выделим основные факторы, оказывающие влияние на брачное поведение в современном обществе:
Несколько десятилетий назад зарегистрированный брак повсеместно был единственной признанной обществом формой супружеского союза. В последние десятилетия ХХ века в индустриальных странах семья претерпела глубокие изменения.
На глазах расширяется выбор вариантов брачного поведения. Широко распространились разводы. Новые социально признанные и становящиеся массовыми формы поведения включают различные виды незарегистрированных союзов, причем некоторые из них в большей, а другие в меньшей степени соответствуют понятию "гражданский брак", которое предполагает совместное проживание и субъективное отношение к нему как к стабильному союзу. Супружество более не обязательно предполагает совместное проживание, совместное проживание возможно без заключения брака, деторождение далеко не всегда происходит в браке и на место стандартной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей.
Система ценностей феминизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере "модернизации" становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма"5.
В принципе два данных фактора имеют общее начало во влиянии в первую очередь на молодежь извне (т.е. установки поступают не от родителей и родственников), которое в последние десятилетия только усиливается. И происходит это по двум причинам. Во-первых, при переходе от аграрного общества к индустриальному (в Росси с 1930-х годов) родители вынуждены вследствие своей занятости часть воспитательных функций передавать государству (например, детские сады). В семьях, в которых работают полноценно оба супруга, ребенок предоставлен сам себе. Во-вторых, с развитием массовых коммуникаций и Интернета, возрастает информационное давление на подверженных влиянию детей и молодежь.
Переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
Интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи на протяжении всей письменной истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности) разводимости и падения брачности, поскольку нет никаких биологических и стихийных социальных "защитных механизмов", останавливающих эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне.
В XXI в. все исторические тенденции, свойственные модернизации общества, сохранили свою направленность, углубились и расширились в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности, исчезновения семейного производства как преимущественного, последствия элиминирования семейной экономики, ослабления посреднической роли семьи и ее положения среди социальных институтов и во взаимоотношениях с институтом государства.
Цель моего исследования: выяснение гендерных различий и особенностей брачного поведения студентов РГРТУ.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
7. Обработать и проанализировать полученные результаты.
В качестве места
проведения исследования я выбрала
Рязанский государственный
Гипотеза моего исследования – существуют различия в представлениях о будущей семье у юношей и девушек студентов РГРТУ.
В качестве метода исследования я выбрала метод анкетирования. Анкетирование - наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом.
Выбирая этот метод для своего исследования, я исходила из следующих отношений:
- существенная экономия времени и средств,
- оперативность проведения,
- возможность проведения, как в узкой, так и в широкой аудитории.
Составленная мной анкета состоит из 20 вопросов, позволяющих выявить основные представления о брачном партнере и будущей семье студентов РГРТУ.
Первые два вопроса позволяют узнать пол и возраст респондента. Дальнейшие вопросы посвящены непосредственно выяснению представлений о будущей семье юношей и девушек студентов РГРТУ в возрасте от 16 до 23 лет, а также выяснению их предпочтений в выборе спутника жизни.
Фактору пространственно-
Фактору преобладания тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками соответствуют вопросы № 4, 9, 14 (Какого возраста должен быть Ваш партнер? Каким уровнем образованности должен обладать Ваш будущий супруг(а)? Какими внешними данными должен обладать Ваш супруг(а)?). Данные вопросы позволяют выявить предпочтения студентов в отношении социальных, психологических или физических характеристик предполагаемого партнера. Анализируя и сравнивая ответы респондентов мужчин и женщин на данные вопросы можно будет определить степень совпадения характеристик респондента с характеристиками его партнера. Варианты ответов на вопрос построены таким образом, что позволяют оценить характеристики респондента относительно характеристик партнера, например «старше чем…», «умнее чем…», «такой же как...» и др.
Фактору стремления получить материальную выгоду, вступив в брак соответствуют вопросы № 5, 20 (Каково на Ваш взгляд должно быть материальное положение Вашего партнера? Что для Вас является основной целью вступления в брак?). Данные вопросы позволяют выявить отношение студентов к финансовому положению партнера, а также как влияет материальный достаток на желание студента вступить в брак. Степень влияния фактора зависит от уровня концентрации внимания на первых двух вариантах ответов в 5 вопросе («материально обеспечен», «стабильная заработная плата»), а также если респондент назовет основной целью вступления в брак материальную выгоду (20 вопрос).
Фактору формирования идеальных представлений о партнере под влиянием современной массовой культуры соответствуют вопросы № 6, 7 (Какими главными качествами должен обладать будущий избранник (избранница)? Какие из этих качеств Вы находите в претендентах из Вашего окружения?). Данные вопросы позволяют выявить приоритетные качества в выборе партнера. Для создания крепкой семьи важно, чтобы идеалы совпадали с реальностью. Степень их совпадения выясняет вопрос № 7. Если образ будущего избранника идеализирован и не находит отражения в реальной жизни респондента, то это может стать существенным препятствием брачных намерений.
Фактору социокультурного принуждения, заставляющего индивида действовать в брачном выборе определенным образом, в частности, фокусируя внимание на этнических и культурных сходствах и различиях соответствует вопрос № 8 (Являются ли для Вас преградой для вступления в брак с Вашим партнером различия в национальности или этническом происхождении?). Данный вопрос позволяет выявить для какого количества юношей и девушек студентов РГРТУ различия с партнером в культурном воспитании играют важную роль в заключении брака. Отвечая на 8 вопрос «да» или «нет», респонденты демонстрируют степень воздействия фактора.
Фактору распространения
новых социально признанных форм
поведения (включающих различные виды
незарегистрированных союзов, причем
некоторые из них в большей, а
другие в меньшей степени
Фактору сосредоточения внимания современной молодежи на мораль своего поколения в условиях повседневной жизнедеятельности (в то время как образ родителя противоположного пола менее значим) соответствует вопрос № 12 (На кого Вы будете ориентироваться, создавая семью?). Данный вопрос позволит, выяснить чей брачный опыт сильнее всего отразится на создаваемой семье студента РГРТУ. Фактор найдет свое подтверждение в том случае, если респондент выберет в качестве ориентира друзей или будет полагаться на самого себя. Если его выбор будет в пользу родителей, это значит, что он ориентируется на ценности и традиции старшего поколения.
Фактору формирования новой системы ценностей и приоритетов в современном восприятии семьи под влиянием СМИ, Интернета и массовой культуры, в том числе распространение идей феминизма соответствуют вопросы № 13, 15, 16, 19, 20 (Что Вы считаете приоритетным при вступлении в брак? Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи? От кого должны исходить уступки, если в семье произошел конфликт? Что для Вас является основной целью вступления в брак? На ком в основном должны лежать домашние обязанности?). Данные вопросы позволяют выяснить как сильно идеи феминизма проникли в современное общество, а также как изменился статус мужчины и женщины в семье. Ответы на приведенные выше вопросы построены таким образом, что респондент может выбрать приоритетную роль своего партнера в том или ином вопросе, например, поставить партнера на роль главы семьи или «скинуть» на него домашние обязанности. Подтверждение распространенности идей феминизма может быть найдено в преобладании ответов, в которых главенствующую роль играет женщина.
Информация о работе Исследование брачного поведения студентов