Исследование брачного поведения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на молодых людей, особенностей их брачного поведения. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Дать социально-психологическую характеристику брачного поведения современных мужчин и женщин.
2. Выявить факторы, влияющие на брачное поведение.
3. Провести исследование среди молодежи методом анкетирования.
4. Обработать и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Изучение факторов, влияющих на брачное поведение студентов 5
1.1 Социально-психологические особенности брачного поведения современных мужчин и женщин 5
1.2 Факторы брачного поведения 9
Глава 2. Исследование представлений студентов о брачном партнере и анализ факторов определяющих брачное поведение студентов методом анкетирования 16
2.1 Основные цели и задачи исследования, выдвижение гипотезы 16
2.2 Формирование обоймы исследуемых переменных для бланка опроса 17
Глава 3. Анализ результатов проведенного исследования 20
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 1 33
Приложение 2 36

Файлы: 1 файл

Кунахова 0720 Курсовая работа по социологии на тему брачное поведение студентов РГРТУ.doc

— 1.68 Мб (Скачать файл)

На вопрос о  том, на ком, по мнению респондента, должны лежать домашние обязанности, ответ «На женщине» дали 55 респондентов (45,8%), среди которых 35 юношей (29,2%) и 20 девушек (16,7%); а ответ «Должны быть распределены поровну» дали 63 респондента (52,5%), среди которых 25 юношей (20,8%) и 38 девушек (31,7%). Большинство юношей имеют традиционные взгляды, где мужчины добывают и приносят в дом средства на содержание семьи, а женщины испокон веков выполняют работу по дому. Смена этих ролей непривычна для нашего общества. Большинство женщин за равноправие, пытаясь разделить домашние хлопоты со своим партнером. Это связано с распространением идей феминизма посредством СМИ и интернета.

 Рассматривая вопрос об основной цели вступления в брак, я получила следующие значимые результаты: 50 респондентов (41,7%), среди которых 13 юношей (10,8%) и 37 девушек (30,8%), из них в возрасте от 16 до 18 лет 6 респондентов (5,0%), в возрасте от 19 до 20 лет 35 респондентов (29,2%), в возрасте от 21 до 23 лет 9 респондентов (7,5%), основной целью назвали рождение детей; 28 респондентов (23,3%), среди которых 22 юноши (18,3%) и 6 девушек (5,0%), из них в возрасте от 16 до 18 лет 8 респондентов (6,7%), в возрасте от 19 до 20 лет 18 респондентов (15,0%), в возрасте от 21 до 23 лет 2 респондента (1,7%) основной целью назвали любовь и сексуальное удовлетворение; 13 респондентов (10,8%), среди которых 11 юношей (9,2%) и 2 девушки (1,7%), из них в возрасте от 16 до 18 лет 2 респондента (1,7%), в возрасте от 19 до 20 лет 5 респондентов (4,2%), в возрасте от 21 до 23 лет 6 респондентов (5,0%) основной целью назвали уход от одиночества; 12 респондентов (10,0%), среди которых 0 юношей (0,0%) и 12 девушек (10,0%), из них в возрасте от 16 до 18 лет 6 респондентов (5,0%), в возрасте от 19 до 20 лет 4 респондента (3,3%), в возрасте от 21 до 23 лет 2 респондента (1,7%) основной целью назвали материальную выгоду; 7 респондентов (5,8%), из них в возрасте от 16 до 18 лет 2 респондента (1,7%), в возрасте от 19 до 20 лет 1 респондент (0,8%), в возрасте от 21 до 23 лет 4 респондента (3,3%) основной целью назвали следование большинству; 10 респондентов (8,3%), среди которых 10 юношей (8,3%) и 0 девушек (0,0%) основной целью назвали желание жить отдельно от родителей. Большинство девушек основной целью вступления в брак считают рождение детей, так как, на мой взгляд, придерживаются традиционных взглядов родительской семьи. Ведь, одна из главных функций семьи – репродуктивная. Возраст респондентов, выбравших данный вариант ответа, колеблется от 19 до 23 лет, думаю, это связано с тем, что это физиологически самый подходящий возраст для рождения детей. Мужчин, выбравших этот вариант ответа, гораздо меньше, потому что многие считают, что детей можно иметь и вне брака (что для многих девушек неприемлимо, из-за страха быть осужденной ближайшим окружением). Мужчины отдают предпочтение любви и сексуальному удовлетворению, даже скорее второму, нежели первому, возможно, из-за того, что это является их физиологической потребностью. Также юноши студенты РГРТУ считают основной целью вступления в брак уход от одиночества. В основном так ответили респонденты более старшего возраста выпускных курсов, поэтому можно предположить, что боязнь одиночества связана с выпуском из университета и сужением круга общения, переходом к самостоятельной жизни вне семьи. Помимо рождения детей, девушки отметили материальную выгоду как цель вступления в брак. В основном это девушки младшего возраста. Это связано с тем, что, как правило, у девушек помладше обычно нет постоянного высокого дохода, а желание жить «красивой жизнью» велико. У десяти юношей студентов РГРТУ основной целью является желание жить отдельно от родителей. Это может быть связано с психологическим стремлением мужчин к независимости и самостоятельности, в то время как многие девушки спокойно чувствуют себя под родительской опекой.

Основываясь на проанализированных результатах, можно сказать, что различия в брачном поведении у юношей и студентов РГРТУ существуют.

 

Заключение

При анализе статистически значимых результатов в Главе 3 была подтверждена гипотеза исследования – различия в брачном поведении студентов РГРТУ на гендерном уровне действительно существуют. Это также подтверждает ряд выводов, приведенный ниже:

  • В брачном поведении девушек студенток РГРТУ, особенно младшего возраста (1-2 курс). нравственные ценности семьи отходят на второй план, в то время как главенствующую позицию занимает материальная выгода.
  • В брачном поведении юноши студенты РГРТУ чаще, чем девушки, поддаются чувствам и сексуальному влечению.
  • Большинство юношей положительно относятся к добрачным связям и отдают предпочтение незарегистрированным союзам, в то время как девушки более традиционны и предпочитают зарегистрированные и церковные союзы.
  • У девушек имеется значительное расхождение представлений о будущем партнере по браку (идеализированный образ) и опыта взаимодействия со сверстниками.
  • В плане распределения власти в семье больше половины юношей придерживаются традиционных взглядов. В отношении ожиданий женщин о распределении власти в семье доминируют феминистические взгляды. Верховенство мужчины в семье предполагает лишь каждая десятая, в то время как соглашается распределить власть на паритетной основе более половины девушек.
  • Тенденция к малодетности находит свое подтверждение в ответах респондентов на вопросы о детях. А более десяти мужчин вообще не хотят заводить детей.
  • Различия с партнером по национальным, этническим и культурным признакам не волнуют юношей, в отличие от девушек.
  • Внешние данные и уровень образования оказывают сильное влияние в выборе брачного партнера. В основном для девушек главным является образованность, а для юношей внешние данные партнерши.

По возрасту также выявлено несколько зависимостей. Различия в ответах по возрасту прежде всего основываются на расхождениях во взглядах на жизнь и жизненном опыте. Чем моложе респондент, тем сильнее на него влияние из вне (например, влияние интернета, ведь в их жизни он появился раньше, чем у старших). Также нужно сказать, что по результатам видно, брачное поведение подвержено современным веяниям (малодетность, незарегистрированные союзы), но также всё ещё сильно влияние традиционных взглядов (муж старше, умнее, главнее).

Данное исследование позволило подтвердить гипотезу, но по некоторым вопросам не дало статистически  значимых результатов. По моему мнению, для устранения этого недостатка необходимо усовершенствовать анкету.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Антонов А.И., Медков В.И. Социология семьи. - М., 2005
  2. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001
  3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: Почему мы ведем себя именно так. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  4. Мид М. Отцовство у человека - социальное изобретение // Семья: Книга для чтения. Кн.1./ Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. - М.: Политиздат, 1990
  5. Замфиреску В. Роль и место молодой семьи в обществе // Феминистская теория и практика. Восток-Запад.-СПб.,2003.
  6. Брачное поведение // Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс] / 2009 - Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z763_page_20.html свободный
  7. Эндогамия // Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / 2013 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E4%EE%E3%E0%EC%E8%FF свободный
  8. Гомогамия // Первоисточник лучшие словари мира [Электронный ресурс] / 2009 - Режим доступа: http://zhmurov.com/word/5779/ свободный

 

 

 

Приложение 1

Анкета на тему: «Исследование брачного поведения у студентов»

Уважаемый участник исследования!

Просим  Вас принять участие в нашем  исследовании брачного поведения студентов  РГРТУ. Выберите 1 вариант ответа. Ваши ответы будут изучаться только в обобщенном виде с помощью компьютера.

  1. Ваш пол:

□  М               □  Ж

  1. Ваш Возраст:

□  16 – 18           □  19 – 20           □ 21 – 23

  1. Где Вы предполагаете встретить своего будущего супруга (супругу)?

□ Ближайшее  окружение, с которым вы контактируете ежедневно

□ Социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины)  

□  Места  проведения досуга                     

□ Интернет

  1. Какого возраста должен быть Ваш партнер?

□ Старше меня          □ Младше меня          □ Ровесник       □ Мне все равно   

  1. Каково должно быть материальное положение Вашего партнера?

□ Материально  обеспечен               □ Стабильная заработная плата

□ На хлеб хватает, и ладно              □ Не важно   

6.      Какими главными качествами должен обладать будущий избранник (избранница)??

□  Любящий (ая)        □ Верный( ая)     □ Искренний (ая)       □ Строгий (ая)

□ Мужественный (женственная)      □ Обладающий (ая) чувством юмора 

                □  Дружелюбный (ая)     □  Другое________________________________    

  1. Какие из этих качеств Вы находите в претендентах из Вашего окружения?

□ Большинство  названных качеств        □  Мало             □ Не нахожу   

  1. Являются ли для Вас преградой для вступления в брак с Вашим партнером различия в национальности или этническом происхождении?

□ Да           □ Нет    

  1. Какими внешними данными должен обладать Ваш партнер?

□ Должен (должна) быть красивей меня       

 □ Хочу  на его (ее) фоне казаться красавицей (красавцем)   

□ Его (ее) внешние  данные должны соответствовать моим

 □ Мне  все равно                  

  1.              Как Вы относитесь к добрачным связям?

□ Положительно            □ Отрицательно             □ Мне все равно   

  1. Какой вид брака Вы предпочитаете?

□ Зарегистрированный                       □  «Гражданский»

□ Церковный                                       □  Это не важно

  1. На кого Вы будете ориентироваться, создавая семью?

□   На семью  родителей                    □ На друзей

□   На семьи  с телеэкранов               □ Не буду ни на кого ориентироваться

  1. Что Вы считаете приоритетным при вступлении в брак?

□ Любовь                                             

□ Материальное положение партнера

□ Социальный статус партнера

□ Женюсь (выйду  замуж) по наставлению родителей

  1. Каким должен быть уровень образованности Вашего супруга (супруги) ?

□ Должен (а) быть умнее меня                              □ Хочу на его (ее) фоне казаться гораздо  умнее

□ Оба должны быть одинаково образованы         □ Это не важно

  1. Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?

□ Мужчина           □ Женщина

□ Семья должна быть основана на равноправии  

16.  Если в семье произошел конфликт, то уступки должны исходить:

 □  От  меня самого                                                          □ От моего партнера

 □  И  я и мой партнер должны измениться                   □  Ни от  кого               

17.  Сколько Вы хотите иметь детей?

 □ Одного                                 □ Двоих

□ Много                                   □ Не хочу иметь детей

  1. Как скоро Вы предполагаете завести ребенка после вступления в брак?

□   Сразу                                   □ Сначала поживем для себя

□   Как  получится                    □ Никогда

  1. Домашние обязанности должны лежать в основном:

□ На женщине         □ На мужчине        □ Должны быть распределены поровну

20. Что  для Вас является основной  целью вступления в брак?

□ Рождение детей                    □ Любовь и сексуальное удовлетворение

□ Уход от одиночества            □ Материальная выгода

□ Следовать  большинству       □  Хочу жить отдельно от родителей

Благодарим Вас за участие в исследовании!

 

Приложение 2

 

 

 

 

1Антонов А.И., Медков В.И. Социология семьи. - М., 2005

6 Брачное поведение // Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс] / 2009 - Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z763_page_20.html свободный

2 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001

3 Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: Почему мы ведем себя именно так. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

7 Эндогамия // Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / 2013 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E4%EE%E3%E0%EC%E8%FF свободный

4 Мид М. Отцовство у человека - социальное изобретение // Семья: Книга для чтения. Кн.1./ Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. - М.: Политиздат, 1990

8 Гомогамия // Первоисточник лучшие словари мира [Электронный ресурс] / 2009 - Режим доступа: http://zhmurov.com/word/5779/ свободный

Информация о работе Исследование брачного поведения студентов