Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:40, реферат
Профессиональное самоопределение занимает центральное место в системе общественных ценностей. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Введение
Профессиональное
Предыстория и образовательных ориентаций (понятия: профессиональная ориентация, образовательная ориентация, престиж, профессия, престиж профессии).
Прежде, чем перейти к описанию существующей теории и методологии в изучении профессиональных и образовательных ориентаций необходимо определить круг используемых понятий. Профессиональная ориентация - направленность, более или менее устойчивый комплекс установок в отношении различных сторон той или иной профессиональной деятельности. Поскольку выбор профессии (и всякий другой выбор индивида) социально обусловлен, то речь идет о включении профессиональной ориентации в более широкое понятие социальная ориентация. Собственно в чистом виде профессиональной ориентации не существует, есть социально-профессиональная ориентация. Собственно родовое понятие социальная ориентация определяется как направленность интересов личности (группы) на вхождение в ту или иную социальную (социально-профессиональную) группу. Аналогично образовательная ориентация также полностью входит в понятие социальная ориентация. Образовательная ориентация - это направленность личности на получение определенного вида и качества образования, в соответствии со своими потребностями (способностями и возможностями) и в большей степени с оценкой социальной ситуацией, мнением социального окружения. Важным в данном случае является понятия социального престижа и производных от него престижа профессий и престижа образования. Понятие социального престижа появилось в рамках различных теорий социальной стратификации. Одним из первых о нем заговорил Дюркгейм. Он пишет, что в начале индустриальной эпохи произошло разделение труда, рабочим приходилось выполнять относительно узкоспециализированную работу. У работников возникли некоторые знания о том, какая специальность привилегированнее, какая лучше оплачивается, какие группы работающих авторитетнее. Представления о статусе того или иного специалиста, о профессиональных обязанностях сложились в сознании рабочих в некоторую субъективную картину иерархии профессии, основанной на статусе. Позже представления такой иерархии назовут престижем профессии. Еще с М.Вебера престиж (статусные почести) определяют как один из показателей социальной стратификации, наряду с легко фиксируемым доходом и образованием. Применительно к социальному субъекту престиж (индивид, профессиональная группа, социальный институт) - это сравнительная оценка его значимости, показатель его социального положения, закрепленный общественном мнении. Престижная оценка осуществляется на основе соотнесения с определённой системой ценностей и культурных стандартов, существующих в данном обществе. В основе престижа лежит образ жизни и некоторые принципы престижного поведения социальной (социально-профессиональной) группой. Профессия – есть институт, который воспроизводит нормы, культурные стереотипы, правила поведения (в т.ч. и престижное поведение) в отдельно взятой профессиональной группы. Престиж профессии – феномен общественного сознания, в котором опосредствованно отражается существующая в обществе иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него образования, уровнем его оплаты и др.
Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности.
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-педагогическую.
Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность. Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать, прежде всего, с позиций социального заказа общества.
Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени.
Медико-физиологическая функция - эта реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая функция - это, прежде всего выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников.
Так же при выборе профессии важны такие аспекты, как интересы и склонности и профессиональная пригодность.
Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность - это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом. Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности.
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. До сих пор значительная часть юношей и девушек, заканчивающих среднюю школу, избирают профессию, не соответствующую их возможностям и способностям, не имеет достаточно полного представления о современных видах труда. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Процесс профессионального самоопределения.
Результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов
Перед молодым человеком
лежит множество путей
Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.
Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.
Процесс профессионального
самоопределения – длительный процесс,
завершенность его можно
Профессиональный выбор молодежи
Проблема вступления молодежи
в самостоятельную жизнь
Начать взрослую самостоятельную жизнь с пособия по безработице – вряд ли об этом мечтают нынешние студенты высших учебных заведений России. По официальной статистике, 90% выпускников школ получают высшее образование. Эта же статистика гласит о том, что 36% безработных, зарегистрированных на бирже, не старше 30 лет. Каждый третий – с высшим образованием.
Каким-то образом помочь молодым людям найти работу? Как выяснилось, проблема даже не в отсутствии работы. Ее как раз достаточно, во всяком случае, для того, чтобы трудоустроить молодежь. Главная проблема в том, что имеющиеся вакансии не всегда устраивают молодых людей: или работа не престижная, или за нее мало платят.
Таким образом, еще одной важной проблемой формирование престижа профессии является уровень его оплаты. Будет логично предположить, что при выборе специальности общая масса людей руководствуется принципом материальной обеспеченности, которую данная специальность принесет. В основном, лишь те, кто не имеет возможности оплатить учебу или иным способом попасть на факультеты престижных специальностей, выбирают другой путь. Кроме того уровень доходов определяет социальный статус человека в обществе, атрибуты высокого статуса (дорогой автомобиль, золотые украшения, дача и т. п.) Позволяют выделить человека среди других, отнести ее к определенному слою населения. Как правило, уровень доходов позволяет воспользоваться услугами престижных фирм, способствует высокому жизненному уровню. В наших тяжелых экономических условиях большая часть населения может только мечтать о такой жизни, но каждый стремится его. Очень часто в семье собираются значительные средства только для того, чтобы дать престижное образование детям, обеспечить, таким образом, их будущее. Следовательно, уровень дохода, который приносит профессия, напрямую влияет на ее популярность и престиж.
Наиболее востребованными среди молодежи являются профессии менеджеров по туризму, рекламе, связям с общественностью, инженеров-экологов и event-менеджеров. Как показало исследование проведенное порталом SuperJob.ru, осваивать новые профессии в первую очередь спешат молодые. Неудивительно, что больше всего молодежи можно наблюдать среди представителей относительно новых для России специальностей, пришедших к нам вместе с рыночной экономикой.
Так, более 80% специалистов 1980-90 годов рождения активно осваивают область маркетинговых и финансовых исследований, брендинг и управление персоналом. Не страшит молодежь и андеррайтинг (оценка финансовых рисков страховых компаний). В этих специальностях россияне до 30 лет представлены в количестве более 70%.
Молодым людям, не обремененным узами
брака и воспитанием детей, проще
добиться успеха в профессиях, предполагающих
большое число разъездов, командировок
и ненормированный рабочий
Интернет-бизнес и компьютерные технологии – это также преимущественно территория молодых. База резюме системных администраторов, программистов РНР и Java, веб-дизайнеров, инженеров технической поддержки и менеджеров интернет-проектов более чем на 70% состоит из анкет соискателей моложе 30 лет.
«Нашествию» на рынок труда выпускников строительных факультетов вузов способствует развитие строительной отрасли, индустрии дизайна и ремонта помещений, а главное, перспектива хороших заработков. На сегодняшний день среди архитекторов и инженеров-проектировщиков преобладает молодежь (67% и 78% соответственно), однако в этой сфере достаточно и специалистов со стажем.
«Перекос» в российской системе
образования привел к переизбытку
экономистов, юристов и нехватке
представителей рабочих специальностей.
Сегодня среди экономистов и
корпоративных юристов доля специалистов
моложе 30 лет составляет более 76%, в
то время как рабочие
Экономические трудности
не повлияли на выбор школьниками
будущей профессии: они все также
хотят стать банкирами и
Кризис не повлиял на предпочтения подростков - самыми популярными остаются профессии, связанные с управлением. Популярность же рабочих профессий остается низкой, хотя повсюду развешаны объявления с призывом бесплатно учиться на рабочих с последующим гарантированным трудоустройством.
Так Канников Ф.К и Трунькина О.В рассматривают в своей статье престиж такой профессии как инженер. Они пишут, что по результатам исследований популярность специальности инженера претерпела значительные изменения. «Начиная с 1996 года, когда она возглавляла список популярных профессий, наблюдалось снижение популярности на протяжении трех лет. С 1998 года интерес к данной специальности возрастает вновь. На сегодняшний день можно констатировать, что специальность инженера снова возглавляет список популярных профессий, однако популярность ее не столь высока, как несколько лет назад. Средняя успеваемость тех, кто выбирает профессию инженера, ниже 4-х баллов. Ранжирование специальностей в зависимости от средней успеваемости респондентов показывает, что наиболее высокие показатели успеваемости у будущих экономистов и менеджеров. Будущие инженеры на 3-тьем месте»
А Демин П.С рассматривает военное образование. В своей статье он констатирует относительный рост престижности военного образования, что связано с возможностью получения бесплатного высшего образования по высоко котирующимся в гражданской жизни специальностям. «Рост престижности и привлекательности военного образования – факт положительный. Однако социальная мотивация престижности военно-профессионального выбора среди выпускников школ в основном определяется прагматическими критериями. Стремление получить бесплатное высшее образование отмечено у 36% опрошенных. Возможность приобрести престижную специальность, необходимую «на гражданке», назвали 34% респондентов и столько же – возможность материального обеспечения себя и своей семьи. Анализируя ценностные ориентации и установки будущих офицеров, Демин утверждает, что сегодня для курсантов вузов получение высшего образования и престижной профессии является непременным условием их будущей служебной деятельности. Вместе с тем наличие приемлемых жилищно-бытовых условий и денежного довольствия, обеспеченность материальными благами будут определяющими при решении ими вопроса о перспективах службы в Вооруженных Силах»