Исследование понятия престижа профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Профессиональное самоопределение занимает центральное место в системе общественных ценностей. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

   Изучение престижа профессий и влияние   социальных различий на отношение к профессиям

Разрешение  проблем, связанных с обретением занятия и статуса молодежью, предполагает учет и объективных  потребностей общества в кадрах по профессиям, и субъективного отношения  к тем или иным видам труда, занятиям, специальностям различных  групп юношей и девушек. Вот почему большое место при анализе  проблем общественного сознания и поведения молодежи уделяется  изучению престижа профессий у юношей и девушек.

Как правило, в основе оценок молодежью престижа профессий лежат их ценностные представления  об обществе, и это является базовым  компонентом интерпретации данных опросов на эту тему.

Специальные исследования свидетельствуют, что  в сегодняшней школе и вузе происходит глубокая социальная селекция. Различия в представлениях обнаруживаются при сравнении оценок престижа массовых рабочих профессий и профессий  специалистов отдельными группами молодежи, отличающимися по социально-профессиональному статусу.

Изучение  влияния социального статуса (социального  происхождения молодежи) на оценки престижа профессий позволяет проверить  гипотезу, в соответствии с которой  чем выше социально-профессиональный статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные с точки зрения жизненной карьеры. Если по категориям профессий наибольшей и высокой привлекательности (то есть тех профессий, которые получили оценки от 6 баллов и выше) сравнить выпускников четырех групп, различающихся по социальному происхождению, — детей руководителей, детей специалистов, детей служащих и детей рабочих, — то окажется следующее. У детей руководителей все профессии (кроме бизнесмена — общего для всех четырех групп), попадающие в эту категорию, предполагают наличие высшего образования. У детей специалистов наряду со всеми профессиями, требующими высшего образования, присутствует в самом конце списка этой категории еще и летчик, у детей рабочих — бухгалтер, а у детей служащих — бухгалтер и повар. То есть у детей из менее продвинутых социальных групп на верху иерархии престижа есть профессии служащего и рабочего.

Та же тенденция просматривается и  в соотношении профессий, требующих  высшего образования, и рабочих  специальностей в группе профессий, которые, по оценкам молодежи, относятся  к категории средней привлекательности (то есть получивших оценки от 4 до 6 баллов). Если в каждой группе молодежи разного происхождения число таких средне - привлекательных профессий принять за 100 %, то среди детей руководителей на профессии высококвалифицированного труда с высшим образованием будет приходиться 41 % от числа профессий этой категории, а на специальности рабочих — 23,5 %. У детей специалистов соответственно 44,4 и 30%, а у детей служащих — 31,8 и 36,4 %, у детей рабочих — 34,8 и 35,8 %. То есть, если для юношей и девушек из семей специалистов и руководителей чаще других в число средне привлекательных профессий попадают специальности, связанные с получением высшего образования, то у детей рабочих и служащих более часто встречающимися в этой категории профессий оказываются специальности рабочих.

Что касается низко привлекательных профессий (получивших оценки ниже 4 баллов), то их список наибольший у детей руководителей (22 профессии), снижается — у детей специалистов (20 профессий), еще меньше — у детей служащих (16 профессий) и наименьший — у детей рабочих (14 профессий), что говорит о росте лояльности к миру труда с понижением статуса по социальному происхождению молодежи. У детей руководителей и специалистов в категорию низко привлекательных попадают даже две профессии, предполагающие наличие высшего образования, — учитель средней школы и агроном. То есть с повышением статуса социального происхождения молодежь проявляет свое отношение к миру труда критичнее и амбициознее. И напротив, чем демократичнее состав опрошенных, тем терпимее установки молодых, тем чаще в сферу привлекательных для них попадают более массовые, в том числе рабочие, специальности.

Как предполагали исследователи, существенным социальным фактором, который может влиять на отношение молодежи к профессиям, должен оказаться возраст. Вот почему важным элементом анализа стало  изучение того, как с годами меняется у молодежи престиж профессий.

В основе отношения к миру профессий в 17 лет, лежит заимствованный опыт —  от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Молодые  люди часто, даже незаметно для себя, впитывают его, руководствуются  им, оценивая различные варианты жизненных  путей, примеряя себя к будущей профессии. Опыт этот обычно абстрактен, ибо он не пережит, не выстрадан. Сознательное или подсознательное ощущение того, что это чужой опыт, рождает  у молодых людей, естественно  стремящихся к самостоятельности  и самоутверждению, определенные комплексы. Они, в свою очередь, выражаются в  максимализме, чрезмерной категоричности суждений. Если профессия «А» хороша, то уже она просто без единой тени, без пятнышка. Если профессия «Б» плоха, то хуже просто не придумаешь. После окончания школы начинается новый этап в жизни молодежи. Юноши и девушки знакомятся с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями. Начинается период интенсивного социального созревания, пересмотра сложившихся стереотипов, проверка и замена заимствованных представлений собственным опытом.

В процессе самостоятельной трудовой жизни  по мере обогащения взглядов молодежи о мире профессий общие, абстрактные  представления конкретизируется. И  эта конкретизация является одним  из важных факторов адаптации молодежи к труду, к потребностям общества

Самые престижные и доходные специальности (исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения)

7 октября Всероссийский центр  изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного восприятию россиянами различных профессий — о каком роде занятий для своих детей чаще всего мечтают россияне и какие профессии кажутся им наиболее престижными и доходными. Результаты этого исследования приводятся в сравнении с данными аналогичного исследования, проведенного в 2006 году.

Рейтинг наиболее престижных профессий  среди россиян по-прежнему возглавляет  работник юридической сферы (20%). На втором месте — врач и экономист (по 12%). Далее следуют такие профессии, как банкир (7%), программист, государственный  служащий (по 6%), еще 6% кажется привлекательным  занятие бизнесом. 5% считают, что  престижно быть рабочим, по 4% — учителем, художником (дизайнером, артистом) и  работником сферы услуг. Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, руководителя, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%). Наименее престижно, с точки зрения опрошенных, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом (по 1%). В течение последних лет мнение жителей страны о престижности тех или иных профессий изменилось. Так, возрос рейтинг рабочих профессий (с 1 до 5%). Напротив, менее престижными стали казаться россиянам профессии юриста (20% против 28% в 2006 году), экономиста (12% против 20% соответственно), банкира (6% против 10%). Меньше стали упоминать россияне и о предпринимательстве (6% против 10%)

Юрист, с точки зрения россиян, является в настоящее время и самой  доходной профессией (такого мнения придерживаются 14%). 13% полагают, что прибыльнее всего  быть предпринимателем, 11% — банкиром. Далее следуют профессии экономиста и государственного служащего (по 8%), врача (7%), работника сферы услуг (5%). По 4% уверены, что наиболее высокие  доходы у военнослужащих, руководителей, нефтяников, рабочих (по 4%), по 3% — у  программистов, строителей, творческих профессий, по 2% — у бухгалтеров, менеджеров. Наименее прибыльно, с точки  зрения респондентов, быть учителем, спортсменом, риэлтором, работником таможни (эти  позиции набрали по 1%). По прошествии трех лет россиянам стали казаться менее доходными профессии юриста (14% против 23% в 2006 году), экономиста (8% против 12%), банкира (11% против 14%), реже стали  упоминать о прибыльности занятии  предпринимательством (13% против 20%). Одновременно, больше стали говорить о выгодности рабочих профессий (с 1 до 4%).

Как и прежде, россияне чаще всего  хотят видеть своих детей работниками  медицинской сферы (21%). На втором месте  — профессии юриста и экономиста (по 12%). 9% желают, чтоб дети занимались предпринимательством. По 7% считают  наиболее привлекательными профессии  военнослужащего и учителя, по 6% — программиста, а также творческие и рабочие профессии. Ниже в рейтинге расположились такие профессии, как инженер (5%), строитель, спортсмен (по 4%), банкир, бухгалтер, менеджер, нефтяник, работник сферы услуг (по 3%), научный работник, государственный служащий и политик (по 2%). Наименьшей популярностью у опрошенных по этому вопросу пользуется работа в качестве переводчика, журналиста, машиниста (по 1%). За прошедшие три года россияне стали выражать большее желание видеть своих детей врачами (с 18% до 21%). Более привлекательной стало казаться также занятие предпринимательством (с 5 до 9%), повысили свой рейтинг и рабочие профессии (6%), о которых в 2006 году опрошенные практически не упоминали. Напротив, россияне стали реже выражать желание видеть своих детей юристами (12% против 17% в 2006 году).

 Отечественные исследования профессиональных и образовательных ориентаций.

Исследование  профессиональных и образовательных  ориентаций в СССР начались с 1962 года. В Новосибирске под руководством В.Н. Шубкина был запущен глобальный проект изучения социальных проблем  молодежи, образования и выбора профессии. Объект изучения - следующие одна за другой когорты школьников. Метод - опрос по стандартизированной анкете. Именно на базе этих исследований - по сути первого глобального социологического проекта в послевоенном СССР - советские  социологи оттачивали свое мастерство в количественных методах. Вслед  за Новосибирскими социологами изучать  профессиональные и образовательные  ориентации начали социологи Прибалтики во главе с М.Х.Титмой (М.И.Тальюнайте, К.А.Пярна), ленинградские вместе с В.В.Водзинской и В.А.Ядовым, социологи из Свердловска (М.Н.Руткевич, Л.Я.Рубина, Ф.Р.Филиппов), украинские социологи под руководством В.Ф.Черноволенко (В.Л.Оссовский, В.И.Паниотто), а также подобные исследования были проведены в Белорусской (В.Н.Тихонов, Я.В.Леверовская), Армянской (Джилавян), Таджикской (Ш.Шоисматулоев), Узбекской (З.Х.Саидов), Туркменской (Г.Н.Джумаева) республиках СССР и в некоторых социалистических странах Варшавского договора. Исследования проводятся и по сей день и не только в странах бывшего социалистического лагеря.

«Пирамиды Шубкина»

Особо можно  выделить работы таких ученых, как  Шубкин В.Н, Константиновский Д.Л и  Чередниченко Г.А. На основании многолетних исследований В.Н.Шубкиным и его сотрудниками была обнаружена диспропорция в социально-профессиональных намерениях молодежи и реальных запросах (и возможностях) общества. Предложенная профессором наглядная картина ситуации оказалась настолько убедительной, что в науке и массовой практике с тех пор прижился термин «пирамиды Шубкина». Смысл этого термина заключается в том, что Шубкин В.Н попытается изобразить предлагаемые обществом реально существующие профессии и профессии, предпочитаемые выпускниками школ, в виде двух перевернутых пирамид. Одна из них — основанием вниз—представляет реально существующие профессии, в ее основании — широко распространенные профессии рабочих, продавца, бухгалтера, кассира, повара и т. д. В вершине — редкие, требующие высокой квалификации и особой одаренности профессии—артистов, космонавтов, диктора телевидения и т. д. Другая — перевернутая пирамида — пирамида престижа, в которой наиболее предпочитаемыми являются наиболее редкие профессии и менее престижными - распространенные профессии из сферы обслуживания и других менее квалифицированных видов труда. Таким образом, оказалось, что чем более распространена профессия, тем менее она престижна и привлекательна в глазах подростков.

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование понятия престижа профессии