Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:07, практическая работа
Цель - выявление типа темперамента у исследуемого человека.
Для достижения поставленной цели нам необходимо реализовать следующие задачи:
1) Выбрать предмет исследования (испытуемого);
2) Составить схему наблюдения;
3) Провести наблюдение;
4) Составить и провести анкетирование;
5) Провести тест Айзенка;
6) Использовать проектный метод.
7) Сопоставить результаты;
8) Подвести итоги;
9) Определить ведущий тип темперамента.
Введение..............................................................................................3
Наблюдение.........................................................................................6
Анкетирование..................................................................................10
Тестирование.....................................................................................11
Проектный метод..............................................................................12
Сопоставление результатов и выводы............................................13
Заключение........................................................................................14
Приложение.......................................................................................15
9 день
1) Встреча |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
2) Прощание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
3) Общение по мобильному |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
4) Взаимодействие с коллегами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
5) Конфликтные ситуации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 день
1) Встреча |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
2) Прощание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
3) Общение по мобильному |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
4) Взаимодействие с коллегами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
5) Конфликтные ситуации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
На основании проведенного наблюдения нами было выявлено следующее: в течение 10 дней Валентина ни разу не была увидена нами в плохом или раздраженном настроении; в конфликтных ситуациях защищала свои интересы, но при этом не принижала позицию оппонента; при получении сложного задания в течение учебного процесса, не падала духом и с оптимизмом готовилась его сделать; много общалась по мобильному телефону, в том числе переписка в социальных сетях; в кругу коллег общалась довольно эмоционально, но сдержанно.
Таблица №2. Сведение результатов наблюдения.
Ситуации наблюдения |
Темп |
Громкость |
Паузы |
Эмоции |
Интонация | ||||||||
Быс |
Ум |
Мед |
Гром |
Тихо |
Обыч |
Есть |
Нет |
Эмоц |
Безэм |
↑ |
↓ |
→ | |
Встреча |
5 |
4 |
1 |
3 |
2 |
5 |
7 |
3 |
7 |
3 |
5 |
2 |
3 |
Прощание |
2 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
6 |
6 |
4 |
5 |
2 |
3 |
Общение по мобильному |
4 |
5 |
1 |
2 |
5 |
3 |
2 |
8 |
3 |
7 |
3 |
6 |
1 |
Взаимод-е с коллегами |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
5 |
2 |
3 |
Конфликтные ситуации |
3 |
6 |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
7 |
7 |
3 |
5 |
1 |
4 |
Нами были соотнесены невербальные проявления Валентины в течение 10-дневного наблюдения с типами темперамента, и на данной стадии исследования мы полагаем, что наша гипотеза верна.
Анкетирование
Для продолжения исследования по выявлению типа темперамента Валентины Харлановой, нами была разработана анкета из 10 вопросов с вариантами ответов, из которых испытуемая выбирала наиболее близкие себе. В основу вопросов входят вербальные и невербальные проявления типов темперамента, на основании которых мы и сделаем свой вывод.
Таблица №3. Сопоставление результатов анкетирования.
Тип темперамента |
Ключ |
Кол-во баллов |
% соотношение |
Х |
1в, 2г, 3б, 4в, 5б, 6а, 7г, 8г, 9в, 10б |
1 |
10% |
С |
1а, 2в, 3в, 4а, 5г, 6б, 7в, 8б, 9а, 10г |
6 |
60% |
Ф |
1г, 2б, 3г, 4б, 5а, 6в, 7а, 8в, 9б, 10а |
2 |
20% |
М |
1б, 2а, 3а, 4г, 5в, 6г, 7б, 8а, 9г, 10в |
1 |
10% |
По результатам анкетирования нами было отмечено, что больше половины ответов, выбранных Валентиной, соотнесены с типом темперамента сангвиник. Также присутствует незначительное количество ответов и от других типов темперамента, но ведущим на данном этапе исследования является сангвиник.
Тестирование
Для дальнейшего более
точного определения типа темперамента
испытуемой нами был выбран тест Айзенка. В данном тестировании, на основании
определения положения факторов экстраверсии-
По Айзенку для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.
По результатам тестирования Валентина получила такой результат: экстраверсия 19, нейротизм 7. Это значит, что, основываясь на тесте Айзенка, тип темперамента Валентины - сангвиник.
Проектный метод
Проективная методика "Какой я? основанная на данных испытуемой Валентины Харлановой.
Валентиной были указанные следующие характеристики себя: добрая, милая, ответственная, дружелюбная, говорливая, красивая, улыбчивая, раздражающаяся, счастливая, разносторонняя.
Обработка данных осуществляется методом контент-анализа - метод формализации изучения содержания документов и различного вида текстов.
Суть метода - выделение смысловой единицы, по которым определяется подсчет информации.
Чтобы выделить смысловые группы, все данные собираются воедино.
Таблица №4. Сопоставление результатов проектного метода.
Количество |
% | |
Сангвиник |
6 |
37% |
Холерик |
3 |
29% |
Эмоции |
1 |
7% |
Внешние данные |
1 |
7% |
Проектный метод показывает скрытые моменты, которые не видны за счет тестирования или анкетирования. Он быстро проводится, но требует длительной обработки и обладает субъективность.
Проектный тест актуален только на момент его проведения.
Данная методика проведена как вспомогательная, которая может показывать тенденцию. проективный метод также используется для выявления целевой аудитории.
Рисунок состоит из 9 фигур.
10%
45% - агрессивный, активный, целенаправленный.
45% - общительный, открытый, энергичный.
Чем больше у фигуры углов, тем больше агрессии в человеке. У Валентины их 12.
Сопоставление результатов и выводы
По результатам наблюдения за испытуемой Валентиной Харлановой, нами был сделан вывод, что ее тип темперамента - сангвиник.
На основании составленной анкеты, на вопросы которой ответила исследуемая, мы определили, что более чем половина ответов соотнесены с темпераментом сангвиника.
По результатам тестирования Айзенка были получены данные, что отвечающий находится в области типа темперамента сангвиник.
С учетом вышеизложенного, мы видим, что в процессе количественной обработки данных выделяется доминирующее значение. Поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что тип темперамента Харлановой Валентины - сангвиник.
Заключение
Нами была поставлена цель - выявление типа темперамента у исследуемого человека - Валентины Харлановой. Для выполнения задания нами были реализованы все поставленные задачи: мы выбрали предмет исследования,
составили схему наблюдения и провели его, составили и провели анкетирование, задействовали данные теста Айзенка, сопоставили результаты, подвести итоги и определили ведущий тип темперамента.
В начале работы нами была поставлена гипотеза, что тип темперамента Валентины - сангвиник. На основании результатов всех проведенных исследований мы подтвердили нашу гипотезу.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека.
Проведенное нами исследование актуально не только для PR-специалиста, но и в повседневной жизни, так как позволяет определить и свои характеристики. Это помогает подобрать стиль общения как с подчиненными, так и с близкими людьми. Правильную линию поведения, что быть грамотным руководителем. Узнать свои недостатки и достоинства, и уметь корректировать их в зависимости от ситуации.
Приложение
Анкетные вопросы:
1. Когда я рассказываю на публике стихотворение, то:
а) Тихо, медленно, с большим количеством пауз.
б) Быстро, эмоционально, четко, размеренно.
в) Быстро, скачками, импульсивно.
г) Монотонно, тихо, спокойно.
2. Когда я нахожусь в компании незнакомых мне людей:
а) Буду скромно в стороне и молчать.
б) Буду поддерживать разговор, если понадобится.
в) Быстро стану душой компании - я легко нахожу общий язык.
г) Буду активно общаться и поддерживать разговор.
3. Если друг начнет жаловаться на свои проблемы:
а) На первых же словах попрошу его прекратить.
б) Попробую проявить терпение, но, обычно, у меня это плохо получается.
в) Выслушаю все, что он скажет, но не буду вставлять реплики, чтобы не начать об этом разговор.
г) Внимательно выслушаю и постараюсь выявить в разговоре с ним корень проблемы.
4. Когда мне говорят неприятную правду:
а) Выслушаю с улыбкой на лице и пошучу в ответ.
б) Терпеливо выслушаю, но отвечать не стану.
в) Очень расстроюсь и уйду в себя.
г) Впаду в гнев и нагрублю в ответ.
5. На собеседовании я:
а) Говорю размеренно и без лишних эмоций, показываю свое спокойствие.
б) Говорю громко и четко, активно рассказываю о своих будущих планах.
в) Говорю тихо, прерывисто, потому что сильно нервничаю. Отвечаю только в рамках поставленного вопроса.
г) Активно и живо разговариваю на любые темы, даже не касающиеся работы.
6. Если мне предложат
организовать какое-либо
а) Возьмусь за работу, но со временем могу потерять к ней интерес.
б) С радостью возьмусь за предложенную работу и постараюсь улучшить ее своими идеями.
в) Приму предложение как должное, но без особого рвения.
г) Это не для меня, я не справлюсь.
7. Стремясь к какой-либо цели, я:
а) Медленно, но упорно буду продвигаться к поставленной задаче.
б) Буду стараться избегать препятствия, скорость зависит от настроя.
в) Чтобы быстрее добраться до желаемого результата, буду обходить барьеры.