Исследования практической реализации продготовки учащейся молодежи к занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

С целью совершенствования подготовки учащейся молодежи к труду в экономически развитых странах реализуется целый ряд инновационных программ. При проведении сопоставительного анализа систем подготовки учащейся молодежи к занятости в экономически развитых европейских странах и США было установлено, что основным системообразующим фактором в выборе учреждениями профессионального образования стратегии и тактики в современных условиях выступает рынок труда, который, в свою очередь, способствует возникновению рынка образовательных услуг.

Файлы: 1 файл

настина курсавая.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

С целью совершенствования  подготовки учащейся молодежи к труду  в экономически развитых странах  реализуется целый ряд инновационных  программ. При проведении сопоставительного анализа систем подготовки учащейся молодежи к занятости в экономически развитых европейских странах и США было установлено, что основным системообразующим фактором в выборе учреждениями профессионального образования стратегии и тактики в современных условиях выступает рынок труда, который, в свою очередь, способствует возникновению рынка образовательных услуг.

С этих позиций  рассматриваемые нами системы подготовки к занятости шире, чем традиционные системы начального профессионального образования молодежи, включают в себя организационно-педагогические модели подготовки молодежи к занятости в средних школах, различных учреждениях послесреднего образования, которые могут быть государственными и частными.

Современная система  поготочки к занятости предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в  течении всей жизни. Такая система предусматривает решение ряда задач:

-предоставить  личности свободу в выборе  образовательных траекторий в  соответствии с ее способностями, запросами и возможностями;

-учитывать потребности  заказчиков профессиональных кадров  в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;

-способствовать  развитию демократических свобод  в деятельности профессиональных  образовательных учреждений, выстраивающих  свои оригинальные программы обучения и воспитания.

Как показал  проведенных анализ, основной характеристикой развития современных систем подготовки учащейся молодежи к занятости в большинстве экономически развитых стран является их диверсификация, что обусловленно изменениями социально-экономических условий и рынка труда (повышением социального спроса на более высокий уровень профессиональных знаний и необходимостью удовлетворения возрастающих образовательных потребностей населения, постоянно изменяющимся спросом на рынке рабочей силы и принятием образовательными учреждениями мер по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и глобализации экономики и др.)

Диверсификация  понимается нами как общедидактический  принцип развития системы непрерывного профессионального образования  и подготовки к занятости, формирующий новую педагогическую систему и типологию инновационных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку к занятости.

В комплексной  системе подготовки учащейся молодежи к занятости в США выделяют следующие организационно-педагогические модели:

-допрофессиональное  обучение в школе или региональных (окружных) профшколах;

-профильное  обучение в инновационных учебных  заведениях ("школах магнитах" и др.);

-начальное и  среднее профессиональное обучение  в младших, региональных, технических колледжах или центрах карьеры, профессионально-технических центрах;

-федеральные  программы "занятости и подготовки  кадров", относящихся к государственному сектору;

-частные профессиональные  школы, ученичество на предприятии  (в том числе его новая форма  - молодежное ученичество);

-инновационные  формы, финансируемые из смешанных  источников: профессиональные академии на базе школ, модели кооперативного обучения и др.

В рамках ряда правительственных  программ 2000 г. утверждены и успешно  реализуются иннофационные формы подготовки молодежи к занятости, Так, федеральная программа, регламентируемая Актом о партнерстве в профессиональной подготовке (The Job Training Partnership Act - JTPA, 1982) предназначена для проблемных групп молодежи и неквалифицированных взрослых. Данная программа возникла в годы депрессии 1960-1961 гг., но и сегодня ею охвачено 6% молодежи. Ее финансирование очуществляется за счет фондов федерального бюджета, при этом основной акцент делается на партнерство профсоюзов, частного сектора, традиционных профессиональных школ, региональных и технических коллеждей. С целью вовлечения частного сектора в подготовку кадров созданы советы частных промышленников. Они отвественны на разработку и утверждение учебных планов. На уровне штатов и местных общин федеральные средства могут перераспределяться. Так, например, по решению местных властей подготовка по программе партнерства может частично осуществлятся на базе регионального колледжа, а не фирмы.

В программе  впервые была применена новая  система оценивания - стандарты, ориентированные на результат (аутентичное оценивание). Критерии оценивания включали в себя трудоустройство; способность удерживать оплачиваемую занятость на полный рабочий день; сокращение государственной поддержки. данная инновация стала первой программой, которая в качестве эксперимента использовала контракты на основе результатов деятельности; в соответствии с ними профессиональные школы, региональные колледжи, частные профессиональные школы и общественные организации получали финансирование лишь за успешно трудоустроившихся учащихся.

Совместный  проект департаментов труда и  образования США предусматривает целостную систему мероприятий, облегчающих адаптацию молодежи к миру труда, под общим названием "От школы к работе" в соответствии с Федеральным Актом от 1994 г. В нее вовлекается максимальное количество организаций-партнеров. Федеральная программа "Образование на рабочем месте", которую также координируют департаменты образования и труда, ставит следующие цели;

-повышение общей  культуры труда;

-приобретение  ряда полезных навыков для  сохранения работы;

-более эффективное  использование своего потенциала  на рабочем месте.

Еще одним примером программ федерального уровня, активно  реализующихся с 1990-х гг., является проект "Рабочие места" (Jobs), который координируется Департаментом образования и другими социальными департаментами США и направлен на оказание помощи при переходе определенных групп населения США с социальных пособий на оплачиваемые работы, т.е. решение проблем транзиции, планирования, принятия ответственных решений, поиска и сохранения работы.

Другим инновационным  проектом стала программа создания комплексныз информационных служб. С целью объединения и координации информации о существующих программах подготовки к занятости разработана специальная концепция, образно названная  "покупкой всех нужных товаров в одном магазине", подразумевающая концентрацию необходимых услуг в сфере обеспечения занятостью в одном месте для удобства потребителей. Такими службами стали созданные по инициативе Президента США (1995-1996 гг.) центры карьеры однократного посещения (One stop career centers), в которых возможно получить полный пакет информации и услуг в области занятости (информацию о состоянии рынка труда, услуги тестирования, навыки составления резюме, информацию о пособиях по безработице, оцениванию профессиональных навыков и др). В центрах проводятся занятия по проблемам поиска рабочего места, найма на работу, в том числе и в форме дистанционного обучения. Программе ресурсных центров уделяется колоссальное внимание, выделяются значительные финансовые средства на исследовательские разработки, информационную поддержку и компьютерное обеспечение.

В качестве примера  рассмотрим опыт реализации данной федеральной  программы на уровне конкретного  штата. В январе 1995 г. Департамент труда США выделил штату Огайо трехгодичный грант на создание и оснащение системы центров карьеры однократного посещения. Всего в рамках проекта было создано 30 локальных центров, расположенных в различных графствах штата Огайо.

К категории инновационных программ, реализующихся начиная с 1997 г. в ряде штатов , относится также проект под условным названием "Два плюс два плюс два", важный с точки зрения организации преемственности и непрерывнсти ступенчатой подготовки специалистов различного уровня. программа направлена на поиск дополнительных путей включения молодежи в систему занятости и непрерывного образования, для чего разработана особая система взаимосвязи образовательных учреждений различного уровня, благодаря которой на преемственной основе осуществляется подготовка молодежи по перспективным профессиям.

На основе соглашений между средними общеобразовательными школами, техническими или региональными колледжами, высшими учебными заведениями зазработаны сквозные программы обучения. Обучаясь в средней общеобразовательной школе, учащийся имеет возможность параллельно получить начальное профессиональное образование по направлениям, предоставляемым техническим колледжем: за два последних года старшей ступени учащийся набирает определенное количество зачетных единиц (кредитов) по дисциплинам, которые засчитываются для получения ассоциативной степени по специальности после окончания средней школы, если он продолжает обучение в техническом колледже.

После окончания  средней школы учащийся получает стандартный диплом о среднем образовании и допрофессиональную подготовку, позволяющую начать работу на производстве. На данной ступени он не получает сертификата о квалификации, но выигрывает с точки зрения экономии времени и средств на дальнейшее обучение. Кроме того, он приобретает дополнительный шанс на получение места работы в случае невозможности продолжения обучения сразу после окончания школы. Если он решит получить специальность через несколько лет работы, набранные ранее зачетные единицы по-прежнему будет учитываться при состовлении его плана обучения. В социальном плане включение учащегося школы в реальную программу профессиональной подготовки способствует развитию у него навыков планирования собственной карьеры, уверенности в завтрашнем дне и, в конечном итоге, адаптирует его к миру труда.

Второе "два" в программе связано с продолжением обучения по выбранной профессиональной области непосредственнов техническом или региональном колледже. В рамках двухгодичной программы студенту предоставляется возможность получить ассоциативную степень (Assosiate Degree) по выбранной специальности, которая соотвествует квалификации техника или, в новой российской терминологии, "высшему рабочему образованию". Сокращается время на обучение за счет изученных ранее дисциплин.

Параллельно студент имеет  возможность набирать зачетные единицы  по дисциплинам, изучаемым на более  высокой ступени подготовки по данному профессиональному направлению в университете. Технический колледж имеет договорные отношения с университетами, согласно которым в случае успешного обучения в течение двух лет по программам университета и сдачи необходимого количества зачетов студенты принимаются на третий курс высшего учебного заведения; им требуется всего два года для получения степени бакалавра. Если стедент не имеет финансовых возможностей для продолжения обучения в университете сразу по окончании колледжа, он может работать на производстве, обладая необходимой квалификацией, в случае возвращения в университет набранные им ранее зачетные единицы будут учтены. несмотря на небольшой период времени реализации проекта, его значение уже высоко оценено работодателями и представителями общественности страны.

Инновационными образовательными учреждениями  являются также экспериментальные (пилотные) средние школы, отобранные Национальным центром исследований профессионально-технического образования, в которых осуществляется интеграция общего и профессионального образования; учащиеся вовлекаются в кооперативное обучение; успешно работают команды учителей. школы имеют двойную цель - обучение профессии и одновременно подготовку к поступлению в вуз - и существуют практически во всех штатах.

Частные одно- и двухгодичные профессиональные коллежди и институты составляют 69% всех послесредних учреждений, обеспечивающих программы технического и профессионального обучения. Большинство частных учреждений предоставляют выпускникам сертификаты об окончании программы ; 811 из существующих сегодня 5333 частных школ получили аккредитацию штатов и предоставляют обучение на уровне ассоциативной степени. В основном  эти образовательные учреждения небольшие по размеру (в среднем в школе обучается 220 учащихся); 95% из них расположены в крупных городах и столичных районах. Ежегодно школы набирают 1,2 млн. учащихся и выдают 681 тыс. сертификатов и дипломов в год, что на 200 тыс. больше, чем у государственных школ, предоставляющих аналогичные программы обучения.

 

Практическая подготовка учащихся на рабочих местах в форме  оплачиваемой неполной занятости осуществляется, в основном, на различных предприятиях обслуживающего сектора (гостиницах, магазинах, супермаркетах, ресторанах быстрого питания и др.). При этом значительное внимание уделяется содержанию и оцениванию практической трудовой подготовки на основе компетентностного подхода. В проекте участвуют три крупнейших организации:

Информация о работе Исследования практической реализации продготовки учащейся молодежи к занятости