Исследования практической реализации продготовки учащейся молодежи к занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

С целью совершенствования подготовки учащейся молодежи к труду в экономически развитых странах реализуется целый ряд инновационных программ. При проведении сопоставительного анализа систем подготовки учащейся молодежи к занятости в экономически развитых европейских странах и США было установлено, что основным системообразующим фактором в выборе учреждениями профессионального образования стратегии и тактики в современных условиях выступает рынок труда, который, в свою очередь, способствует возникновению рынка образовательных услуг.

Файлы: 1 файл

настина курсавая.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

1. Национальная федерация  розничной торговли;

2. Национальная ассоциация  торговли продуктами питания;

3. Совет по образованию  для гостиничного и ресторанного  бизнеса.

Представители этих организаций в рамках пилотных государственно-частных предприятий  на основе метода анализа заданий  разработали перечни компетентностей  и соответствующие сертификаты  программы "Работа Плюс". Сертификаты  посмотроены на основе ключевых компетентностей Правительственной комиссии 1991 г. и приоритетов Национальных целей 2000.

Основным сертификационным документом участника программы  является портфолио. Портфолио включает в себя образцы выполненных трудовых заданий, а также четыре основных документа:

1. планы развития  для формирования компетентностей;

2. оценочные  листы, в которых руководители  трудовой практики отмечают фактическое выполнение заданий или успешную демонстрацию умений и навыков;

3. сертификат  компетентности в обслуживающем  секторе;

4. резюме, которое  выпускники программы могут могут  использовать для поиска нового  рабочего места.

Имеется и ряд  других программ взаимодействия социальных партнеров с целью обеспечения мест трудовой занятости для учащейся молодежи. К их числу относятся, например, Молодежный демонстрационный проект Мак Доналдс, который в неастоящее время приобрел статус национальной программы. В ресторанах быстрого питания более половины работников - учащиеся и студенты; более половины работников прилавков являются представителями национальным меньшинств или обладают начальным уровнем квалификации.

В условиях развития франчайзинга корпорация Мак Донадлс  выработала новую стратегию профессиональной подготовки молодежи и постороения процессиональной карьеры в условиях обслуживающей индустрии. С этой целью в 1993 г. корпорацией совместно с Северным Иллинойским университетом разработана вариативная модель программы моложедного ученичества. В соответствии с установками Акта 1994 г. "О возможностях перехода от школы к работе" за счет средств компании и фондов Департмента труда США организованы партнерства предприятий корпорации со школами, в которых реализуются стратегии перехода от школы к сфере труда. Данные стратегии имеют свою специфику, связанную с:

- обеспечением  соответствия программ требованиям штата к академическим знаниям выпускников школ, достаточным для поступления в вуз;

- предоставлением  подготовки к работе в качетве  менеджера сферы обслуживания через интегрированные академические и профессиональные программы.

МОдель программы основывается на социальном партнертсве работодателей, школы, родителей и учащихся. Программа предназначена для учащихся старших классов средней школы или студентов: второкурсников региональных коллеждей и вузов. Предполагается, что четырьмя годами позже эти молодые люди продолжат обучение с целью получения профессии менеджера в области сферы обслуживания, гостиничного хозяйства или фирмах розничной торговли. До этого они должны будут пройти 2 тыс. часов обучения вобучающем центре Мак Доналдс, что рассматривается как первый уровень подготовки к управленческой карьере. Мастера и преподаватели приглашаются из колледжей либо отбираются из числа опытных сотрудников.

Таким образом, в целом программа охватывает 4 года (2 в школе и 2 - в системе  послесреднего образования). В течение данного периода учащийся проходит через пять уровней занятости - член команды; лидер команды; сменный менеджер; помощник менеджера; менеджер. Переход с одного уровня на другой проводится через независимое оценивание достигнутого уровня компетентности. Практическое обучение дополняется теоретическими занятиями, в том числе на базе учебных центров корпорации.

Многие предприятия  бизнеса США участвуют в программах "Удочерение школы" (Adopt-a-School), цель которых - совершенствование работы школы по подготовке учащихся к занятости. Некоторые предприятия приглашают учителей посетить предприятия, создают им возможности для изучения производства, обеспечивают бесплатным изданием методических материалов.

 

Анализ концепции  профессионального образования Германии проказывает, что на протяжении многих лет основной акцент в этой стране ставился на воспитании у рабочего гражданских качеств, что полностью соответствовало немецкой традиции предоставлять хорошее образование в гимназиях меньшинству, в то время как большая часть молодежи поступала в народные школы (Volks-schule), которые впоследствии стали называться основными, массовыми (Haupt-schule), а затем, после окончания школы, эта часть молодежи поступала в систему ученичества.

Только незначительная часть учащихся, отобранных для гимназий, получает среднее (полное) общее образование (Abitur) и поступает в университет. для большинства ученичество является единственным выбором. Реальная школа дает общее образование и предоставляет вместе с тем хорошую возможность подготовиться к профессии служащего или более престижной рабочей профессии.

В начале 1990-х  гг. на территории Германии произошли  известные политические изменения, которые наложили отпечаток на функционирование системы профессионального образования. После обхединения обеих частей Германии фирмы стали частными, а профессиональные школы - государственными. Система профессионального образования Восточной Германии была адапритована к западногерманской трехзвенной системе общего школьного образования. Парламент, правительство и Федеральный институт профессионального образования проголосовали заа введение профессионального обучения на предприятиях, т.е. в системе ученичества. Десятилетнаяя школа ГДР была заменена на традиционную трехзвенную систему общего среднего образования. Таким образом, сочетание профессиональной подготовки с получением одновременно среднего (полного) общего образования (Abitur), как это было в ГДР, не представлялось возможным. До объединения около 6% одной возрастной группы в Восточной Германии получала такое двойное образование, однако большая их часть продолжала учебу в вузах. Объективно оценивая с экономический точки зрения получение молодежью квалификации и общего образования, государственные и общественные ведомства ФРГ сочти это не рациональным.

В рамках общеобразовательной  школы Германии подготовка учащихся к занятости осуществляется через предмет "Трудоведение", первые попытки введения которого в практику школ ФРГ имели место уже в 1950-1960-е гг. Позднее в рамках  различных теоретических концепций были разработаны варианты курса для VII-IX/X классов, а в некоторых землях V-IX/X классов главной и объединенной школ. Этот общеобразовательный предмет имеет неодинаковые названия в различных землях (напрмер, "Введение в мир экономики и труда", "Техника. Экономика", "трудовое обучение" и др.).

Допрофессиональная  подготовка осуществляется также через  производственную практику, которая является обязательной для учащихся VIII-IX/Х классов главной, объединенной и специальной школ. В последние годы юридически закреплена необходимость осуществления производственной практике в реальной школе и гимназии при наличии в них определенных условий.

Важной формой реализации широкого базового профессионального  образования, столь необходимого сегодня современному работнику, стало введение в образовательные учреждения Германии одногодичной базовой профессиональной подготовки (Berufsgrundbildungsjahr), которая осуществляется либо на базе государственной или частной профессиональной школы (школная форма), либо в рамках дуальной системы (кооперативная форма). Основными целями и задачами одногодичной базовой профессиональной подготовки являются:

-создание широкой профессиональной  основы для дальнейшего специального обучения;

-облегчение и предварительная  проверка выбора профессий;

-обеспечение (организационно  и содержательно) постепенного  перехода от общеобразовательной школы в собственно профессиональной подготовке.

Данная форма служит также  примером диверсификации профессионального образования, зачастую выступая определенным резервом для абитуриентов, не получивших место в дмальной системе или средних профессиональных школах.Выпускники главной школы имеют возможность в течение 10-го, дополнительного года обучения получить основы профессиональных знаний и скорректировать свой профессиональный выбор. Это особенно важно в условиях недостатка мест в системе производственного ученичества и безработицы среди молодежи.

В рамках реформ в Германии было выдвинуто требование интеграции общего и профессионального образования. Оно нашло фактическое выражение в создании новых моделей социальных институтов, выпускники которыхполучают профессиональную подготовку и одновременно полное среднее образование. такими моделями стали, во-первых, различные типы профессиональных школ полного дня (например, профессиональные гимназии, оберступенчатые колледжи в земле Берлин). Учащиеся получают в них академическое среднее образование и полное профессиональное обучение. Кроме того, объединенные школы, в которых в настоящее время обучается около 4% учащихся, предлагают сочетание общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки.

Дуальная форма профессионального  образования в германии - это образовательный процесс, сочетающий практи ческое обучение в традиционном образовательном учреждении. Дуальность означает "двуединство, двойственность", "единое организационнное целое". Подобная форма профессионального образования возникла как продукт социального партнерства, которое представляет собой механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

В рамках дуальной реформы (на предприятии и в профессиональной школе) за обучение молодежи отвечают преподаватели профессиональных школ и мастера производственного обучения, которые решают разные, но взаимовлияющие задачи. При этом под сотрудничеством понимается горизонтальная координация профессионального обучения, когда преподаватели и мастера производственного обучения согласовывают свои действия на всех этапах.

в целом по ФРГ из числа  поступивших в систему профессионального  образования дуальной формой охвачено 60% обучаемых. Предприятия, на которых осуществляется прочессиональное обучение, имеются во всех отраслях экономики. Из 550 тыс. обучающихся:

- по дуальной форме  в промышленности и торговле  обучаются 51%;

- в ремесле - 33%;

- в так называемых свободных  профессиях (помощники фрачей, аптекари, помощники архитекторов) - 9%;

- в сельском хозяйстве  - 2%;

- в прочих сферах экономики  - 1%.

Профессиональные колледжи - школы полного учебного дня, для  поступления в которые требуется свидетельство об окончании реальной школы или равноценного цчебного заведения. Обучение может длиться от 1 года до 3 лет. В конце обучения выпускники сдают экзамен и получают квалификацию ассистента, позволяющую занимать должность среднего звена.

Профессиональные академии занимают промежуточное положение  между средники профшколами и  высшими учебными заведениями. Обучение продолжается три года. Для поступления в них требуется свидетельство об окончании реальной школы или равноценного образовательного учреждения. После успешной сдачи экзамена выпускники получают квалификацию специалистов среднего звена (мастер, ассистент и др.).

Профессиональные и технические гимназии дифференцированы по профилю подготовки (промышленные. технические, сельскохозяйственные, домоводческие и др.). Для поступления в них необходимо окончание реальной школы или десятого класса обычной гимназии. После сдачи сдачи экзамена выдается "аттестат факультетской зрелости", который дает право поступления в высшие профессиональные школы.

В целом необходимо отметить, что учебные заведения выполняют  лишь вспомогательную функцию в  системе профессиональной подготовки, не предоставляя профессиональной квалификации в большинстве случаев, а лишь подготавливая для получения дальнейшего профессионального образования как средней, так и высшей ступени, но в то же время способствует расширению возможностей выбора типа квалификации и формы ее получения.

 

В результате исследования практической реализации продготовки  учащейся молодежи к занятости сделан вывод о взаимовлиянии и заимствовании диверсифицированных организационных форм в экономически развитых странах (Центры карьеры для одноразового посещения (ресурсные центры), которые созданы в Дании по аналогу США; молодежное ученичество в США, построенное на основе германской и скандинавской моделей; имеет место перенос датской формы продуктивных школ в Германию; осуществляется развитие в Германии институционных форм профподготовки по аналогу США и др.), который подтвердил гипотезу о наличии общих тенденций развития систем подготовки к занятости.


Информация о работе Исследования практической реализации продготовки учащейся молодежи к занятости