Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:59, доклад
Революции всегда заинтересовывали собой интеллигенцию разных стран мира, а в событиях во Франции 1968 года до сих много спорных вопросов, несмотря на то, что поныне живы и их современники и их инициаторы. В своем эссе я хотела бы проанализировать влияние этой студенческой революции на последующую политическую и культурную ситуацию во Франции и мире.
«Интеллигенция», которую не устраивает сложившаяся политическая ситуация и состояние общества вообще, является движущей силой революции, её интеллектуальной опорой.
Истоки революций, французское студенчество
Революции всегда заинтересовывали собой интеллигенцию разных стран мира, а в событиях во Франции 1968 года до сих много спорных вопросов, несмотря на то, что поныне живы и их современники и их инициаторы. В своем эссе я хотела бы проанализировать влияние этой студенческой революции на последующую политическую и культурную ситуацию во Франции и мире.
«Интеллигенция», которую не
устраивает сложившаяся
Актуальность исторического и социологического рассмотрения майских событий 1968 года не подвергается сомнению. Очень похожая ситуация складывается сейчас у нас в стране. Нередки уже сейчас разговоры о планомерном построении почти Оруэлловской реальности в нашем государстве, ведь техническое оснащение спецслужб действительно может «сделать стены стеклянными». Пугают уже не «олигархи», а «ФСБэшники», первые, будь они не прогосударственным образом настроены, садятся за решетку, а вторые уже тем временем пользуются плодами созданной властной сети. Лишь в университетах можно получить расхожие со СМИ сведения, оценки ситуаций и т.д. Уже сейчас было выделено такое явление, как Путинщина в России 2003—2004 годов, её назвали некоей «профилактикой революции». Смысл в том, что повсеместный контроль за гражданами постепенно увеличивается, становится более жестким, по причине того, что правящую элиту пугает сама возможность возникновения социального взрыва, как естественной реакции на проводимую политику.
Итак, пожалуй, я начну с краткого исторического экскурса в уже далекий, например, для моих сокурсников, 1968 год. В этой части эссе довольно сложно было изложить свои мысли, поэтому практически вся информация взята из источников, быть может в немного измененном виде.
1968, краткая хронология1.
Треть населения Франции в мае 1968 г. составляли молодые люди в возрасте до двадцати лет. Из них более 500000 учились в университетах (лишь 123000 в 1946 г. и 202000 в 1961 г.), В 1964 г. в Нантер, рассматривавшийся министерством образования как образец для университетов будущего, было принято 2300 студентов. К 1968 г. эта цифра увеличилась в шесть раз.
В начале 60-х годов французские студенты были вовлечены в большое движение против войны в Алжире. Не менее решительно, чем кто-либо другой, они поддержали борьбу за независимость во Вьетнаме. Эта дело было особенно важным, поскольку вьетнамские события явственно напоминали бесславную попытку Франции удержать господство в Индокитае — своей бывшей колонии2.
В начале учебного 1967/68 года проявилось давно копившееся недовольство студентов жестким дисциплинарным уставом в студенческих городках, переполненностью аудиторий, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе. Но первые бунты содержали в себе пустяковые причины, так, например, один из них был вызван тем, что мальчики в свои студенческие общежития имели право приводить к себе на ночь знакомых девушек, а в женских общежитиях девушкам не было дано на это письменного разрешения. Впоследствии, произошла целая серия студенческих митингов с требованиями выделения дополнительных финансовых средств, введения студенческого самоуправления, смены приоритетов в системе высшего образования. Бастующие студенты заявляли, что им навязывают ненужные предметы, используют устаревшие методики, что преподают им слишком старые профессора, их заставляют читать не тех авторов, которые им интересны. Речь идет о Марксе, Сартре и Мерло-Понти.
А дальше, 22 марта в Нантере несколько студенческих групп захватили здание административного корпуса с требованием освободить 6 своих товарищей, бывших членами Национального комитета в защиту Вьетнама, напавших 20 марта на парижское представительство «Америкэн Экспресс». В тот же день было сформировано анархистское «Движение 22 марта», которое вовлекло в революционную деятельность огромную массу студентов. Были брошены правительственные силы на подавление восстания, студенты оказали сопротивление, вытеснили полицейских из университета, попутно организовав в нем выставку фотографий текущих событий.
30 апреля администрацией
4 мая Сорбонна была закрыта.
5 мая 13 студентов были осуждены
парижским судом. В ответ
6 мая 20 тысяч человек вышли на демонстрацию протеста, требуя освобождения осужденных, открытия университета, отставки министра образования и ректора Сорбонны, прекращения полицейского насилия. Париж поддерживал студентов, в их рядах уже были и преподаватели, лицеисты, школьники. Вечером в Латинском квартале произошло столкновение 30 тысяч студентов и полиции. В знак солидарности по всей стране вспыхнули забастовки и демонстрации студентов, рабочих и служащих самых разных отраслей и профессий. Студентов поддержали почти все профсоюзы преподавателей, учителей и научных работников. Профсоюз работников телевидения выступил с заявлением протеста в связи с полным отсутствием объективности при освещении студенческих волнений в СМИ. Группа известнейших французских журналистов создала «Комитет против репрессий». Даже профсоюзы полицейских обсуждали требования и предлагали провести акцию.
Крупнейшие
представители французской
10 мая - 20-тысячная демонстрация студентов, 367 человек ранено (в том числе 32 тяжело), 460 арестовано. И как итог - общеполитический кризис.
11 мая правительство пошло на
попятную, пообещали открыть Сорбонну,
но это не помогло и 13 мая
во Франции была проведена
всеобщая 24-часовая забастовка, в
которой участвовало
С 14 мая по примеру компании «Сюд-Авиасьон» в Нанте начали забастовку остальные французские рабочие металлургической и машиностроительной промышленности, а затем распространилась на другие отрасли.
Лозунгами студенческой революции стали:
«Запрещается запрещать!», «Будьте реалистами - требуйте невозможного! (Че Гевара)»,
«Секс - это прекрасно! (Мао Цзэ-дун)», «Воображение у власти!»,
«Всё - и немедленно!», «Забудь всё, чему тебя учили - начни мечтать!», «Анархия - это я», «Реформизм - это современный мазохизм»,
«Распахните окна ваших сердец!», «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!», «Границы - это репрессии»,
«Освобождение человека должно быть тотальным, либо его не будет совсем»,
«Нет экзаменам!», «Всё хорошо: дважды два уже не четыре», «Революция должна произойти до того, как она станет реальностью», «Вы устарели, профессора!», «Революцию не делают в галстуках», «Старый крот истории наконец вылез - в Сорбонне (телеграмма от доктора Маркса)», «Структуры для людей, а не люди для структур!»,
«Оргазм - здесь и сейчас!», «Университеты - студентам, заводы - рабочим, радио - журналистам, власть - всем!»
Многие общественные службы функционировали только с разрешения бастующих. В центре департамента - Нанте, Центральный забастовочный комитет взял на себя осуществление контроля за движением транспорта на въездах и выездах из города. На блок-постах, сооруженных транспортными рабочими, дежурили школьники.
К 17 мая забастовали телеграф, телефон, почта, общественный транспорт. «Франция остановилась». Но рабочие и студенты сами взялись за организацию снабжения продуктами питания, в результате чего снизились цены, помогали крестьянам в с\х, взялись за самоуправление предприятиями.
Наконец, с 24 мая правительство Шарля де Голля пошло на попятную, было предложено официально дать рабочим возможность учавствовать в управлении предприятиями.
25 мая начались переговоры между
правительством, профсоюзами и Национальным
советом французских
30 мая де Голль объявил о
роспуске Национального
Начало июня ознаменовалось периодом взаимных уступок. Но уже 12 июня Кон-Бендит был выслан в ФРГ, запрещены «гошистские» организации .
23 и 30 июня прошли (в два тура) парламентские выборы, средний класс поддержал де Голля.
Необходимо помнить, что события во Франции были не следствием экономического кризиса или тому подобных вещей, а, напротив, в стране процветало общество «потребления», наблюдался рост реальных доходов. Люди активно автомобили, стиральные машины, холодильники, телевизоры многие купили загородные дома. Как причину же его часто упоминают несвоевременную реакцию элиты на недовольство молодежи, которая устала жить в обществе, построенном на принципах манипуляции сознанием обывателя.
В то же время в этой стране, по словам некоторых историков, сложилась классическая революционная ситуация. Журнал «Экономист» взял за критерий лишь один показатель — удельный вес населения, «убежденного в том, что его условия жизни невыносимы». В данном журнале приводится доказательство того, что все 4 фактора революции по Ленину имели место быть и именно они и спровоцировали массовые бунты. Так, это - несогласованные предложения элиты по выходу из кризиса (какого?), брожение средних классов (при этом в других источниках мы читаем о фазе экономического подъема), решительный настрой уставшего от несправедливости рабочего класса, наличие продуманной стратегии марксистского руководства, нацеленной на победу.
Итак, мы позволили себе усомниться в данных предположениях. Некоторые утверждают, что это была последняя крупная забастовка в истории рабочего класса девятнадцатого столетия, возможно это была первая крупная забастовка двадцать первого столетия.
Исходя из слов одного из лидеров событий 68 года Даниэляь Бенсаида, газета «Экономист все же ошибается и революционного кризиса не было, рабочие были сыты и спокойны, как и средний класс, организаторы, если вообще им можно приписать подобное деяние не обладали четкой марксистской тактикой и их взгляды не были глубоко восприняты рабочими.
Во многих подобных интервью с участниками тех событий можно найти, что эту революцию называют интеллектуальной, прежде всего это был взрыв недовольства мелкой буржуазии общества потребления. В стане было довольно сыто и спокойно, шло постепенное зарождение среднего класса, но пусть оно и происходило в такой период благоденствия, но все равно новый класс требовал создания новых институтов. Жизнь менялась. А устои, нормы и правила оставались все теми же, поэтому перемен хотели многие.
Какие же идеи жили в сознании студентов-революционеров?
У участников тех событий не было единой идеалогии, принимали участиве все: маоисты, марксисты, ленинисты, троцкисты, анархисты. По мнению многих ученых, поднимавших тот же вопрос, большое влияние на молодых интеллектуалов оказали философы того времени и их фамилии известны каждому образованному человеку и в наши дни.
В первую очередь, свою поддержку студенчеству оказывал философ свободы Жан-Поль Сартр, он видел в майских беспорядках первую попытку восстания против современного капитализма, ему не нравились сложившиеся университетские порядки, которые лишь готовили все новые и новые кадры для правящего слоя, проводили селекцию «нужных людей». Имеется в виду то, что в то время в университет мог поступить не каждый, например, рабочие смогли воспользоваться этим правом только после 1968 года, далее, студенты не имели права выбирать себе ни преподавателей, ни специальные курсы, не имели возможности отказаться от неинтересных предметов. Сартр же видел в университете воспитательную роль, считал, что от туда должны выходить люди, способные подвергать все сомнению, а не принимать любую информацию как должное. Поэтому, он предлагал дать и студентам право оценки учебных курсов, если преподаватель «судит, но сам неподсуден, это означает отсутствие истинной свободы»3.
Информация о работе Истоки революций, французское студенчество