Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:59, доклад
Революции всегда заинтересовывали собой интеллигенцию разных стран мира, а в событиях во Франции 1968 года до сих много спорных вопросов, несмотря на то, что поныне живы и их современники и их инициаторы. В своем эссе я хотела бы проанализировать влияние этой студенческой революции на последующую политическую и культурную ситуацию во Франции и мире.
«Интеллигенция», которую не устраивает сложившаяся политическая ситуация и состояние общества вообще, является движущей силой революции, её интеллектуальной опорой.
Именно понятие свободы ( «сегодня наша свобода – не что иное, как свободный выбор борьбы за освобождение») и было одним из основных в его философии, наверное, именно потому, его трудами прониклись молодые французские интеллигенты, их философией стал отказ, нонконформизм.
Следующий автор, Маркузе, так же немало сил потратил изучение тех событий, кроме того он был очень модным в то время автором, его без конца цитировали. В его идеях было велико влияние Маркса, он рассматривал студентов и маргиналов как движущую силу революции, лишь они еще не обладают громоздким имуществом, за ними не тянется хвост социальных связей, им не страшны изменения, 4они могут вырваться из круговорота потребления, в пример даже приводились хиппи. В более поздних трудах он анализировал неудачи революционеров, «ошибкой» студентов было то, что они не создали себе социальную поддержку других массовых слоев, рабочие пусть и вступили в борьбу, но за свои интересы, не понимая целей самих инициаторов «восстания».
Идеи Маркса вдохновляли не только Маркузе, но и «бунтарей» 1968. Именно в это время возник ситуационизм, как развитие идей марксизма и маоизма. Как и у предыдущих авторов, гонениям подвергался и капитализм и все буржуазное общество, революция сознания объявлялась непременной предпосылкой социальной революции, движущей силой – творческая молодежь, как основной генератор идей, способный не только потреблять, но и производить.
В качестве «вдохновителей» нельзя упустить Троцкого, Альтюссера, Ленина, Камю, Фромма, Мао Цзэдуна, Бакунина и Че Гевару.
Но были и те, кто не одобрял
такого активного поведения
Мир после 68 года.
Еще до майских событий в мире начала зарождаться новая массовая культура, это ознаменовалось появлением таких авторов, как Кен Кизи, Тимоти Лири и Чарльз Мэнсон, Берроуз, Бредбери и Кастанеда. В своих книгах они говорили о «практике свободы», имея в виду свободные половые отношения, наркотики, отказ от материальных ценностей - их читали как библию, они и до сих пор являются настольной библиотекой современной молодежи. Стало модно альтернативно мыслить (не так как все), запрещалось запрещать в любой сфере. Так получил развитие авангард, сюрреализм, панк-культура и т.д. В западном обществе стала пропогандироваться защита окружающей среды, сексуальная раскрепощеннность, приобрел популярность буддизм. Это значит, что в обществе появились новые ценности, дети и родители оказались в ситуации, когда обе стороны не способны прийти к взаимопониманию.
Университетские порядки стали меняться, «заплесневелая номенклатура» теряла свою актуальность, ведь после 68 многие посты достались бывшим революционерам, они заменили собой старую интеллигенцию. Книжные философы теперь вещали голосом с помощью средств массовой информации. Появляется фигура публичного философа, участника всех «мировых событий».
Несомненно, что образование есть источник перемен для личности и для общества в целом, в процессе усвоения знаний прививается способность к аналитике, желание верификации поступающей информации. Чем шире кругозор, тем разнообразнее фантазия. На французское студенчество после революции обрушилась масса информации. «Революция конца 60−х закончилась реакцией. Поэтому кажется, что она потерпела политическое поражение. Но ни французские студенты, ни советские диссиденты не добивались политической власти. Трудно поэтому считать их проигравшими. Изменения затронули более глубокие социальные и цивилизационные основания культуры. И сегодня наконец можно сказать, что активисты 68−го создали новый мир».5 Прежде всего, здесь мы будем говорить о появлении массового образования. В частности во Франции государство впервые стало отвечать за обучения народа, низшим классам предоставили возможность поступления в университеты.
На баррикадах студенты боролись за право многостороннего образования, они не хотели, что бы из них растили рабочую силу для элиты. Разбираться только в какой-либо одной сфере знания, быть только писателем или только художником стало «муве тоном», следовало разбираться во всем, быть универсально талантливым во всем. Основная, фундаментальная черта интеллектуала — это его диссидентство, оппозиционность по отношению к официальной власти, такими после 68 стали и сами университеты, пусть финансово они и зависимы от государства, но в остальном формируют свой свободный мир, способный изменять и внешний мир. В это и стало главной заслугой французской революции.
Список литературы.
1
http://www.kara-murza.ru/
2 Месяц
Революции, Франция 1968 год http://www.socialism.ru/
4 Кагарлицкий Б. Ю. Гроза 1968 года
5
http://www.expert.ru/
Информация о работе Истоки революций, французское студенчество