Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:58, контрольная работа
За пять тысячелетий исторического этапа существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения.
Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайской философии, а затем и антике. Именно такие античные философы, как Платон и Аристотель, придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Тема и план………………………………………………………………………стр.4
Введение………………………………………………………………………….стр.4
1.Социальная мысль античности и Средних веков.…………………………..стр.6
2. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества.стр.13
Заключение………………………………………………………………………..стр.24
Список использованной литературы…………………………………………….стр.25
Список основных понятий………………………………………………………стр.26
Содержание:
Тема и
план……………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.Социальная мысль античности и Средних веков.…………………………..стр.6
2. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества.стр.13
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………….
Список основных
понятий………………………………………………………
Тема: Исторические и теоритические предпосылки возникновения и становления социологии как самостоятельной общественной науки.
План
1.Социальная мысль античности и Средних веков.
2. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества
ВВЕДЕНИЕ
За пять тысячелетий исторического
этапа существования
Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайской философии, а затем и антике. Именно такие античные философы, как Платон и Аристотель, придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Однако аналитический характер социального знания, сложившегося на гребне развития ряда древних цивилизаций, не избавил процесс социального познания от ряда существенных ограничений и недостатков. Наиболее значительным из таких ограничений было, в частности, господство преобладающих идеологий, априорно предписывавших знанию об обществе некоторые параметры, крайне важные для сохранения иерархии ценностей господствующего класса. Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения. И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле социологии и специфике ее познавательных средств.
1.Социальная мысль античности и Средних веков.
С древних времен человека интересовали
не только загадки и явления окружающей
его природы, но и проблемы, связанные
с его собственным
Поиск ответов на эти и иные вопросы
заставил ученых и мыслителей древности
обратить свой взгляд на человека и
на общество, в котором он существует.
Поскольку социология в широком
смысле – это наука об обществе,
можно сказать, что своим возникновением
она изобретению понятия «
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложив новые элементы в фундамент основ социологии. Так, Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) обратились к проблеме места человека в обществе, поставив учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Их работы положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права.
В философии
Платона причудливо переплетаются
моменты материального и
Государство, по Платону, возникает как результат естественного разделения функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменом, другие охраной государства, а третьи – всецело управлением.. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.
Особое внимание уделяется воспитанию воинов, в которых видится главная опора государства. Весь жизненный уклад подчинен одной цели – сохранению мощи и целостности государства. От рождения до зрелого возраста воина должна сопровождать жесткая система воспитания и образования, в которой особая роль отводится физической закладке, духовной стойкости и интеллектуальной подготовке.
В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно командовать. Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет – основное орудие управления обществом.
Гармоничное сочетание трех социальных прослоек обеспечивает достижение целей идеального государства. Лучшей формой государства Платон считал аристократию. Рассогласование же частей целого, нарушение социальной гармонии ведет к появлению извращенных форм государственного устройства такие, как олигархия, демократия и тирания.
Таким образом, в социологической концепции Платона подробно анализируются типы личности и типы общественно- политического устройства.
Дальнейшее развитие образа политизированной культуры прослеживается в творчестве Аристотеля, который указывал на то, что «человек по природе своей есть существо политическое», т.е. предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в государственную систему. У него опорой выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:
Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Аристотель стремился подробно проанализировать структуру власти исходя из принципа ее троичности, т.е. расчлененности на законодательную, судебную и исполнительную.
Особое
внимание уделяется государственному
устройству. Критически рассмотрев идеи
Платона и других мыслителей по этому
вопросу, а также конкретные примеры
государственного устройства ближайших
соседей, Аристотель предложил свою
интеграцию государственной власти
и ее разновидностей. Анализ этой проблемы
он начинает с указания правильного
и неправильного (отклоняющегося от
идеальной нормы) государственного
устройства. Правильным, по его мнению,
является государство, которое служит
всем членам общества, отстаивает общие
интересы. В тех случаях, когда
государственная власть нацеливается
на отстаивание интересов
Полагая, что все граждане в любом государстве делятся на богатых, бедных и средних, Аристотель указывает на то, что именно имущественное расслоение определяет социальные катаклизмы, происходящие в тех или иных государствах. Нарушение баланса сил между средними, с одной стороны, богатыми и бедными – с другой, способствовало переходам от хороших форм правления к плохим: от царства к тирании, от аристократии к олигархии, от политии к демократии и др.
Государство,
таким образом, являясь выразителем
социальной целостности, определяет, по
Аристотелю, и главное содержание
культуры общества. Служение государству
представляется главной целью человека,
его гражданским долгом. Именно с
позиции служения этому долгу
рассматривались деловые и
Постепенно складывается теологический тип культуры и социальной философии со своими идеалами личности и государственного устройства. Многие мыслители средневековья внесли свой вклад в обоснование новых идеалов культуры, но особое значение имели идеи Аврелия Августина (354-430) и Фомы Аквинского (1225-1274).
На передний план выдвигались не разум, а воля человека и его вера, ибо предполагалось, что познать акты Божественного творения и смысл Священного Писания можно только через веру и волевые усилия. Разум только тогда имел свое оправдание, когда он подкреплял эти усилия. Можно сказать, что дух иррационализации стал ведущей нитью всех культурологических концепций средневековья: человек, общество, государство, история предстали в совершенно новом теоретическом обличии.
С точки зрения Августина, автора книги «О граде Божьем» (426), Бог проявляет свою волю не только в индивидуальных актах творения, но и предопределяет весь ход истории. Человеческая история определяется борьбой двух миров – божественного и земного, духовного и материального. Социальный антагонизм переводится в плоскость антагонизма между верующими и неверующими, между праведными и неправедными.
Любовь к Богу – основная идея философско-теологической системы Августина. Этот мыслитель полагает, что только подобная любовь делает человека подлинным человеком, возвышает его над остальным миром. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны разгневанных масс), определяется им как проявление земных пороков. Духовная власть олицетворением которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой должны подчиняться и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у Аристотеля сугубо теологический смысл и характер.
Можно даже сказать, что на первом этапе иррационализм, фатализм и провиденциализм не столько обезоруживали разум человека, сколько перестраивали его на более общие, универсальные основы бытия и в тоже время показывали его собственную слабость, невозможность полного предвидения будущего, ибо чаще всего случалось так, что благие порывы людей приводили их лишь к негативным результатам – к борьбе, крови и уничтожению друг друга в бесконечной войне за свои узкоэгоистические цели.
Но к 13 веку, когда стали пробиваться ростки нового позитивного знании, к иррационализму обращались в основном реакционные круги церкви. На этой основе вспыхивает затяжной конфликт между разумом и верой; наукой и религией. Эта реставрация рационализма на теологической основе осуществляется в творчестве Фомы Аквинского.
В его трактовке душа человека может нацеливаться не только на постижение смысла положений Священного Писания, но и на природные явления. Разум может познавать явления природы, высшие принципы бытия, рационально обосновывать теологические догматы. Тем самым допускалась определенная доля творческой деятельности человека в ее теоретической и практической формах проявления.
Разрабатывая систему социально-политических идей, Фома Аквинский прежде всего попытался сформулировать свои представления о праве. В частности, он выделял три разновидности права: вечное, естественное и человеческое.
Вечное представляет собой совокупность правил Божественного руководства миром, которые содержатся в Божественном уме и передаются в Священном Писании. Естественное является частным выражением первого. Оно присуще всем живым существам, в том числе и человеку. Положение этого права позволяет людям приобщаться к вечности Божественного права. Человеческое конкретизирует естественное право. Здесь правила постоянно меняются. Человеческое право делится за общенародное и гражданское, т.е. право отдельно взятого государства.