Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:58, контрольная работа
За пять тысячелетий исторического этапа существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения.
Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайской философии, а затем и антике. Именно такие античные философы, как Платон и Аристотель, придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Тема и план………………………………………………………………………стр.4
Введение………………………………………………………………………….стр.4
1.Социальная мысль античности и Средних веков.…………………………..стр.6
2. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени о развитии общества.стр.13
Заключение………………………………………………………………………..стр.24
Список использованной литературы…………………………………………….стр.25
Список основных понятий………………………………………………………стр.26
Идеи английских материалистов так или иначе подводили к мысли о естественной природе человека, общества и государства, а это нацеливало на поиски естественных причин их возникновения, на отыскание естественных законов развития.
Бурные процессы капитализации общественной жизни происходили в это время и во Франции, давшей миру целую плеяду выдающихся мыслителей, своими идеями подготовивших эпоху буржуазных революций. Наиболее видным представителем социально-философской мысли первой половины 18 века был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который в своем основном произведении «О духе законов» предложил новое видение природы и естества общественно-политических явлений.
Монтескье достаточно четко сформулировал основные социологические проблемы и наметил пути их разрешения. В его учении развиваются не только общие идеи социального бытия, ни и широко представлен эмпирический материал. Им анализируются конкретные вопросы политики, права, морали, торговли, производства, демографии и т.д. к этому следует добавить еще и то, что многие положения этого учения носят не столько абстрактно-теоретический, сколько практически-рекомендательный характер.
Общественная гармония и разумный порядок устанавливаются только тогда, когда законы, формируемые в государстве, согласуются с духом народа, его нравами и привычками. Он рассматривает все стороны общественной жизни, общие вопросы их развития и функционирования, обрисовывая те идеалы политико-правовой системы, которые соответствовали бы становлению нового общества. Здесь духовность выдвигается на передний план общественного развития, представляется его двигательной силой.
Значительный вклад в развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (1724-1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Кант в своих работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» большое внимание уделял развитию идей либерализма. Краеугольным камнем его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике, по мнению Канта, необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Кант также много внимания уделяет роли права в установлении границ произвола. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Государство, по его словам, - это объединение людей, подчиненных правовым нормам. Так Кант, по сути дела, приводит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.
Дальнейшее развитие учения о правовом государстве получило в работе Гегеля «Философия права». Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуется прежде всего через собственность. Свобода и частная собственность, по Гегелю, - неразделимые понятия. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо рассматривали гражданское общество как политическое общество. Гегель углубляет социоцентристский подход, вводя в понятие «политики» игру групповых интересов. Именно Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высоко степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов путем их представительства в органах власти, для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством. Без государств не может появиться и гражданское общество. Поэтому «в действительности государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, а сама идея государства распадается на два момента...».
Идеологии либерализма в политической мысли Нового времени противостоял консерватизм. Либерализм идеологически обосновывал утверждение капиталистического способа производства и буржуазные ценности. Консерватизм возникает как антибуржуазная, феодально-клерикальная идеология, препятствующая революционному преобразованию общества. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Э. Берк (1729--1797 гг.), французские общественные деятели Ж. де Местр (1734--1821 гг.) и Л. де Бональд (1753--1840 гг.).
Консерватизм исходил из отрицания идеалов свободы, равенства, разума и прогресса, выдвинутых эпохой Просвещения и Французской революцией 1789 г. Существующие в обществе политические институты, прежде всего семья и государство, по мнению консерваторов, являются отражением естественного хода событий. Следовательно, чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного опыта. Э. Берг в работе «Размышления о французской революции», критикуя идею естественного права и общественного договора, считал, что государство есть результат естественной эволюции. Де Местр и де Бональд называли революцию сатанинским делом, так как она, по их мнению, только разрушает, а не создает. В качестве идеала правления де Местр рассматривал абсолютную монархию.
Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений (либерализм) и противостоящим ему консерватизмом, в ХVI - первой половине ХIХ века развивался утопический социализм, представители которого в своих трудах отрицали как старый, феодальный так и новый, буржуазный строй. Наиболее известные представители утопического социализма: англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), итальянец Томазо Кампанелла (1568-1639 г.), англичанин Джерард Уинстенли (1604-после 1652 гг.), француз Жан Мелье (1664--1729 гг.), Анри Сен-Симон (1760--1825 гг.), Шарль Фурье (1772--1837 гг.), англичанин Роберт Оуэн (1771-- 1 858 гг.). В произведениях этих мыслителей обосновывалась необходимость принципиально новых порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности обязательном труде для всех, общественном самоуправлении. Будущее общество они связывали с народовластием с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Так, в идеальном государстве, описанном в книге Т. Мора «Утопия» (место, которого нет), господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним. Традицию народовластия идущую от Томаса Мора, продолжил Уинстенли. Идеалом общественного устройства он провозгласил «свободную республику», в которой предусматриваются выборность и сменяемость всех должностных лиц. Причем никто не может быть избран на общественный пост, пока ему не исполнится сорок лет, так как только к этому возрасту, по мнению Уинстенли, человек приобретает опыт управления собой и другими.
Наряду
с попыткой создать проект идеального
общества в работах социалистов-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с «общественными бедствиями» живущих людей.
Роль
социологического знания, опирающегося
на конкретные факты и
Из множества
идей и концепций, выдвинутых
выдающимися мыслителями
Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
Список использованной литературы:
1. Вебер М. Избранные произведения /Под общ. ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1990.
2. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001.
3. История социально-политической мысли. Учеб. пособие /Под ред. В.В.Глотовой, Воронеж: ВГТУ, 2000.
4. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 20001.
5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1995.
7. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.
8 . Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.
9. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2000.