История формирования представлений о предмете социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:06, практическая работа

Описание работы

Современные определения предмета социологии:


Идеал науки Нового времени формирования социологии как противовес старому обществоведению, предмет социологии в понимании О. Конта.
Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией.

Файлы: 1 файл

Семенарское занятие № 1.docx

— 57.75 Кб (Скачать файл)

Представители второго подхода  полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть – сфера социальных отношений . Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений . В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения" .

Им можно обозначать:

  • все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);
  • те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них;
  • населением разных стран и регионов;
  • отношения между всеми социальными группами, в т.ч. малыми – семьями, трудовыми коллективами, соседскими общностями, дружескими компаниями и т.п.;
  • взаимодействия людей и их групп, образующих так называемое гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;
  • все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;
  • только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;
  • отношения людей в семейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни;
  • иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе.

В зависимости от того или  иного понимания социальных отношений  предлагаются различные трактовки  атрибутов социологической науки. Например, Г.В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и их групп . По мнению Ж.Т. Тощенко, объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом – закономерности его формирования, функционирования и развития . В.Г. Харчева исходит из того, что ее объектом является социальная жизнь, осознаваемая как система отношений личности, а предметом – закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни. Известный американский социолог Э. Гидденс полагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.

 

2. Структура современного  социологического знания:

2.1. Содержательный срез структуры социологии.

“Социолог изучает человека в обществе. Специалист по методологии изучает  социолога за его работой". В  этих словах американского социолога  П.Лазарсфельда схвачена вся суть своеобразия обоих выделенных выше типов содержательного социологического знания: объектом исследования предметной социологии является социальная реальность, объектом исследования метасоциологии - социологическое знание об этой реальности. Критериальным основанием выделения и различения этих типов содержательного социологического знания, таким образом, является принципиальное различие в их объектах исследования.

Как наука о закономерностях, формах и средствах социологического познания методология социологии, или, короче, метасоциология, исследует наши знания об объекте, предмете, структуре социологии, ее теоретические парадигмы и методы исследования, критерии научности, условия и пути формирования социологического знания, присущий ему категориальный аппарат, место социологии в системе социальных наук, процессы ее институционализации, ее научный статус и т.д. Эти познавательные задачи решаются с помощью целой совокупности сложившихся (и складывающихся) в ХХ веке научных дисциплин метасоциологической направленности: методологии, методики и техники социологического исследования, изучающей принципы, процедуры и формы организации и проведения социологических исследований, обработки и анализа их результатов; методологий отдельных классов социологических исследований: предметного, общесоциологического, частных социологических дисциплин, теоретического, эмпирического, фундаментального, прикладного и собственно методологического - "метаметасоциология"; логики социологических исследований, изучающей категориальный аппарат социологического знания; социологии знания, исследующей степень объективности получаемого в социальных науках знания; социологии социологии, исследующей процессы институционализации социологической науки.

К другому, предметному типу содержательного  среза социологического знания принадлежит  подавляющее большинство социологических  исследований, а именно, все те, которые  связаны с исследованием самой  социальной реальности. В зависимости  от степени абстрактности этих исследований со времени работ Р.Мертона принято выделять три уровня предметного изучения.

Первый - общая социологическая  теория ("общая социология"), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности . При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия.

Второй уровень предметного  рассмотрения - частные ("среднего ранга") социологические теории, имеющие  своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия  своих объектов исследования, частные  теории оказываются представленными  двумя относительно самостоятельными классами частных теорий - специальными и отраслевыми теориями.

  И третьим уровнем предметного типа исследования - социографией, конкретными социологическими исследованиями. Задача последних - описание и анализ социально единичного во всей конкретности его существования. Непосредственным теоретическим и методологическим базисом социографии выступают соответствующие частные социологические теории.

В основе представленной трехуровневой  модели предметного социологического знания, как мы видим, диалектика общего, особенного и единичного. И это  придает ей особую фундаментальность  и значимость. Причем из сказанного очевидно, что рассмотренная модель не может интерпретироваться как модель структуры социологического знания в целом, как это принято, ибо характеризует лишь структуру одного из типов содержательного среза социологического знания.

2.2.  Формальный срез.

Переходя к анализу следующего, формального среза социологического знания, сразу отметим, что оба  рассмотренных выше типа содержательного  знания - методологический и предметный - всегда существуют в двух своеобразных познавательных формах - эмпирического  и теоретического знания. Различия между ними существенны и многоплановы. В онтологическом отношении это различия в ориентации познания социальной реальности с точки зрения разноуровневости ее организации: эмпирические исследования ориентированы на познание внешних проявлении социальной реальности, ее феноменологии, теоретические исследования ориентированы на познание разнопорядковых внутренних сущностей этой реальности, т.е. законов, ею управляющих. В гносеологическом отношении это различия в характере самого получаемого знания: в рамках эмпирической формы познания наука получает установление и возможно более точное описание фактов и их взаимозависимости - "эмпирические обобщения". В рамках теоретической формы познания - причинное объяснение этих фактов и обобщений на базе устанавливаемых законов с последующим прогнозированием возможного хода событий. В методологическом отношении различие эмпирического и теоретического обусловлено различием используемых ими познавательных средств - методов и процедур исследования. В логическом отношении - в специфике используемого понятийного аппарата. 

2.3. Функциональный срез

В третьем срезе структуры социологического знания - дихотомии фундаментального и прикладного видов познания - отразилась специфическая функциональная (целевая) ориентированность любых  проводимых исследований. («на что направлена человеческая деятельность?»), позволяющий выявить основные сферы приложения социально значимой активности. С учетом и биофизиологических и общественных потребностей человека обычно выделяют такие основные сферы деятельности: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, в современном обществе к ним, очевидно, следует отнести и сферу экологии, а также сферу с условным названием «информатика», имея под ней ввиду не только информационно-компьютерное обеспечение всех остальных сфер человеческой деятельности, но и отрасль так называемых средств массовой информации.

2.4 Социология и другие науки об обществе.

Каково же место социологии в  системе общественных наук? Как соотносится  социология с другими, родственными ей науками?

Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся  наука. Этим объясняется множественность  подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной  отрасли научного знания.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени  её объект и предмет менялся и  уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к  середине XIX в. социальное развитие и  внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

Место социологии в системе  общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую  теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социология по области  своих исследований является одной  из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков  и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы; учение о государстве – политические события и закономерности; психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу  человеческого поведения. К таким  наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими  науками и использует накопленные  ими знания в своих целях.

Социология стала самостоятельной  наукой, отделившись от философии  или истории, так что она имеет  и теперь естественную связь со своими истоками.

Методика и техника  изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые  социологией, используются всеми другими  гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась  система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять  свои функции, не взаимодействуя с другими  науками. По отношению к специальным  общественным наукам социология находится  в таком положении, в каком  общая биология находится по отношению  к специальным биологическим  отраслям знаний: зоологии, ботанике и  др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.

Социология и антропология

Наиболее близкой к  социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая  антропология изучает человека как  физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным  сторонам физического сосуществования  индивидов, приближаясь в этом аспекте  к исследованиям социологии. Предмет  социальной антропологии – это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при  этом человек рассматривается как  член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают.

Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает  их под особым социальным углом. С  психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование .

Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Взаимосвязь социологии и  политической экономией

Учение о государстве  изучает, исходя из своих теоретических  посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен  власти. Эти предметы интересуют также  и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди  прочего политические отношения  и движения, различные стороны  политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Информация о работе История формирования представлений о предмете социологии