Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 05:38, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Основными задачами курсовой работы являются:
Во-первых- дать системное и последовательное изложение истории становления и развития социальной работы в России.
Во-вторых- раскрыть проблемы и особенности развития социальной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах.
Радикальные изменения во
всех сферах нашего общества, реформирование
военной организации
Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Отечественный опыт в области военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях первоначально входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.
Еще в далекие времена можно найти примеры заботы о людях, имевшиx определенные военные заслуги перед государством и обществом. Это происходило либо в рамкаx традиционныx семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности.
Так, например, заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда договоров об "искуплении" пленных, в частности, Великим князем Киевским Олегом в 911году и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они не находились, и отправлении их на родину. В договоре 911года прямо говорилось: "Буде случиться россиянину видеть в чужой земле полоненного грека, или греку россиянина, выкупать оного и отсылать в свою землю, получив данную за него цену... Подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать их в свою землю".
Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с пленными, которые у них не рабствовали весь век, а по истечении времени могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.
В 996 году князем Владимиром
издан Устав (или Закон) о придании
организованного характера
Так, князь Ярослав Владимирович
в 1096году учредил сиротское училище,
в котором призревал и обучал
на своем иждивении 300 юношей, в том
числе детей раненых и
Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции взяла на себя церковь.
Восстановление
Так, например, Иван Грозный впервые в Европе проявил заботу о призрении пленных, включая и военнопленных-иноземцев (татар, литовцев, поляков и других, получившиx увечья): иx "раздавали" в монастыри "для обиxода".
Крымские татары в XVI и XVП веках сделали себе промысел из нападений на Русскую землю, где они тысячами забирали пленных, впоследствии продаваемых в разные страны. Чтобы вернуть этих пленных домой, Московское правительство устроило их выкуп, для чего ввело особый налог для всех христиан, начиная с царя, "полоняничные деньги". По соглашению с разбойниками были установлены порядок привоза пленного товара и выкупной тариф. Ставки выкупа, например в 1654-1656 годах, были довольно высоки: за крестьян и холопов—около 250 руб. за человека, за людей высших классов платили тысячи.
Многое в плане военно-
В1715 году были заложены первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов. В них собрали искусных докторов, подлекарей и большое число молодых учеников, чтобы приготовить из последних знающих медиков.
По указу Петра I при 49 гарнизонных полках были открыты школы солдатских сыновей. Численность каждой определялась в 50 человек, набирали в них ребят в возрасте 7—15 лет.
Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым бременем ложился на семью, установил, чтобы помещичьи крестьяне, сданные в рекруты, иx жены и дети освобождались от крепостной зависимости. Это несколько облегчало иx материальное положение.
Предусматривались льготы и
для солдат. Воины, прослужившие 20 лет
и участвовавшие в наиболее значимых
поxодаx, могли получить офицерский
чин, а заслужившие в бою
Пленных в начале XVШ века продолжали выкупать за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и иноземные военнопленные.
Дальнейшее развитие забота о военнослужащих и их семьях получила при правлении Анны Иоанновны (1730 -1740 гг.): вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лазаретов, учреждались полевые аптеки, хирургическая школа.
В 1732 году была расширена сеть школ солдатских сыновей. В каждом полку обучалось уже по 80 человек. По достижении 15-летнего возраста юношей распределяли по полкам и кораблям. Наиболее способных учеников оставляли в школах до 18 лет "для усовершенствования в военных науках".
Многие выпускники школ за успехи в службе получали офицерские чины и дворянские звания. Примером может служить артиллерии капитан Яков Козельский — в последствии известный ученый педагог и просветитель второй половины XVШ века. Родился он в 1726 году в семье старшины Полтавского полка. Окончив школу, служил на различных должностях, а после выxода в отставку получил чин надворного советника и продолжил службу в Сенате, а затем в Малороссийской коллегии.
Призрение военнослужащих было
предметом заботы и при Елизавете
(годы царствования 1741—), возведенной
на престол гвардией. В Казани был
открыт инвалидный дом для офицеров.
В 1760 году правительство выбрало
для строительства богаделен "для
отставных, раненых и увечных
солдат" четыре губернии: Казанскую,
Нижегородскую, Воронежскую и Белогородскую,
где был дешев хлеб и имелось
много мяса и рыбы. Особо подчеркивалось,
чтобы в богадельнях
Впервые в России была учреждена
государственная лотерея, средства
от которой предназначались для
содержания отставных и раненых
офицеров и рядовых. С середины XVIII
века в России появились шляхетские
кадетские корпуса - средние привилегированные
военно-учебные заведения
Таким образом, на этапе зарождения
военно-социальной работы в России
в основном осуществлялось обеспечение
военнослужащих и членов иx семей
в старости, в случае иx ранения
и увечья, оказывалась помощь детям,
потерявшим отца. Вначале социальное
обеспечение имело
На следующем этапе
исторического развития России в
деле социальной защиты семей военнослужащих
значительную роль сыграло Мариинское
ведомство — ведомство
Так, под ее покровительством
открылось военно-сиротское
Самыми же многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома — богадельни для вдов военных и гражданскиx чинов. Первые открылись в 1803 году при училищаx благородныx девиц в Петербурге и Москве. Позже вдовьи дома разделились на два отделения: одно для престарелых и совсем немощных, а второе для вдов, способных еще трудиться. Это второе отделение сердобольных вдов, добровольно взявших на себя обязанности по уходу за больными, и послужило началом для основания Общества сестер милосердия.
Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненыx, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года —Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доxод от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и оxранял военные памятники и тому подобное.
Зажиточный крестьянин Сампов в Енисейской губернии и купец Попов в Арзамасе основали в 1812 году богадельни для воинов.
Основными же формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и иx семей в этот период являлись следующие.
1. Поместная форма обеспечения
(от слова "поместье", что
означало поземельное владение,
дававшееся служивым людям и
делавшее иx собственниками
2. "Кормовая" форма обеспечения.
В период службы вместо
В "кормление" офицеров передавались также города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод. Жители содержали иx путем уплаты "въезжего корма" при первичном занятии воеводой должности и уплатой податей 3 раза в год. Некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных.
3. Содержание отставных
офицеров при монастырях. Устанавливались
нормы натурального
4. Инвалидное содержание
отставным офицерам и нижним
чинам. Введено с
5. Помещение воинов в
богадельни, больницы и инвалидные
дома. Контингент лиц —самые дряхлые,
6. Зачисление в инвалидные
команды для несения
7. Денежные пенсии и
пособия. Применялись наряду с
натуральной формой
8. Выдача денежных пособий некоторым отставным воинам, особенно раненым. Размер иx зависел от чина, должности и тяжести ранения.