Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 05:38, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Основными задачами курсовой работы являются:
Во-первых- дать системное и последовательное изложение истории становления и развития социальной работы в России.
Во-вторых- раскрыть проблемы и особенности развития социальной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах.
Формируется законодательная
база. Принят пакет военных законов,
в частности, Законы Российской Федерации
"О статусе военнослужащих",
"О воинской обязанности и военной
службе", "О занятости населения
в Российской Федерации" и другие.
Издано несколько приказов Министра
обороны РФ, например, № 226 — года
"Об органах воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации",
№ 46 — года "О подборе и подготовке
должностных лиц органов
Начаты практические меры по повышению качества военно-социальной работы. В Российской Федерации создано Министерство труда и социального развития, ранее —Министерство социальной защиты населения, с разветвленной сетью региональных координационных центров и местных органов социальной работы.
Непосредственно в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1995 года введена должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, начиная с полкового звена. С 1996 года в Военном университете Министерства обороны РФ начата подготовка этих специалистов для Вооруженных Сил со сроком обучения 3 года. Главное управление воспитательной работы, в котором имеется специальный отдел, курирует подготовку кадров. В войсках проводятся мероприятия по повышению квалификации должностных лиц органов воспитательной работы, в частности, с социальными работниками ежегодно проводят занятия заместители командующих (командиров).
В России возрождается благотворительность.
Одними из первых примеров в этом плане
являются деятельность общественного
фонда защиты "Покров" в Москве,
который основную цель видит в
оказании помощи инвалидам, ветеранам
войны и другим категориям населения
Северного административного
Среди мероприятий, проводимых
непосредственно с
Вместе с тем, в военно-социальной
работе в современных условиях много
проблем, в частности, несвоевременная
выплата денежного довольствия
и других социальных пособий военнослужащим,
отсутствие жилья у десятков тысяч
военнослужащих, трудности с трудоустройством
членов семей, сложности с адаптацией
к гражданской жизни в связи
с большим ежегодным
Таким образом, история Российского государства позволяет сделать вывод, что во все времена оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах семей военнослужащих. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с возникновением и совершенствованием Вооруженных Сил, укреплением экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Значительное влияние на развитие военно-социальной работы с военнослужащими оказывали боевые действия по защите Отечества.
Социальная работа - сравнительно
новое явление в Вооруженных
Силах Российской Федерации. Ранее
она не выделялась в качестве самостоятельного
направления в деятельности органов
военного управления, командиров и
должностных лиц. Свое становление
и развитие социальная работа получила
с принятием адекватных мер организационного
и теоретико-методологического
В связи с тем, что социальная работа и Вооруженных Силах выступает органической частью более широкого понятия «социальная работа в обществе», рассмотреть, используя метод сравнения показателей социальной работы и военно-социальной
Особо следует отметить, что в российском обществе, а им более в Вооруженных Силах Российской Федерации о социальной работе заговорили сравнительно недавно. В самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась 23 апреля 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР № 92 в Квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе» .
В качестве специальности социальная работа была определена приказом Госкомобразования СССР № 376 от 7 августа 1991 г., а 25 сентября 1991 г. был утвержден план специальности 03.12.00 - «социальная работа». И с 1992 г. более чем в тридцати высших учебных заведениях России началась подготовка кадров по данной специальности.
В настоящее время в
официальном издании
В 1992 г. организационное и
юридическое оформление получила Ассоциация
социальных педагогов и социальных
работников Российской Федерации (АСОПиР).
Ассоциация начала выпуск ежеквартального
научно-популярного журнала «
В тот же период государственные
органы исполнительного и
В настоящее время происходят закономерные изменения, выражающиеся:
во-первых, в проявлении устойчивой тенденции нарастания и углубления проблемного поля взаимоотношений личности и общества;
во-вторых, в развитии модели «рыночной экономики», которое предопределило переход от общинной социальной жизни к более индивидуализированной;
в-третьих, в смене мифологического отношения к социальной действительности рациональным, требующим постоянных целесообразных и эффективных действий.
Необходимо подчеркнуть,
что такого рода качественные переходы
имеют историческое измерение, так
как в ходе вытеснения устоявшихся
социокультурных форм образуются новые
сферы неопределенности взаимных прав
и обязанностей людей. Наступает
состояние социальной аномии, сопровождающееся
временным разрушением
Естественно, что Вооруженные
Силы, оказавшись, как и все российское
общество, в сложных социально-
Резкое увеличение количества социальных проблем в Вооруженных Силах было обусловлено, с одной стороны, переходом государства к рыночной экономике, с другой - реорганизацией института заместителей командиров частей по политической части и политических органов, напрямую отвечавших за организацию и содержание работы по социально-правовой защите военнослужащих и за «социальный блок» в армии и на флоте.
Вынужденный поиск форм и методов разрешения данной ситуации стимулировал органы военного управления на принятие ряда организационно-управленческих мер. Одной из них явилась разработка нормативно-правовой базы социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основе анализа приказов и директив министра обороны Российской Федерации с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных этапов институционализации социальной работы как профессиональной деятельности: этап поиска организационных форм, этап создания организационных структур в частях (соединениях), этап создания и функционирования научно-образовательного комплекса социальной работы.
Начало этапу поиска организационных
форм социальной работы было положено
26 сентября 1992 г. приказом министра обороны
Российской Федерации № 164 «Об органах
воспитания личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации». Этим документом
вводились понятия «социально-
В соответствии с приказом было образовано Управление социально-правовой и воспитательной работы, организационно входящее в Главное управление по работе с личным составом. Именно оно стало отвечать за социальный блок проблем, существующих в армии и на флоте. В директиве заместителя министра обороны Российской Федерации № ДЗ-1 от 4 января 1993 г. «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» были поставлены задачи по организации социально-правовой работы, определены направления, формы и методы ее проведения в Вооруженных Силах.
На основании приказа
министра обороны Российской Федерации
№ 150 от 30 января 1993 г. «О введении в
действие положения об органах по
работе с личным составом Вооруженных
Сил РФ» было образовано Управление
социально-правовой и психологической
работы. Кроме того введена должность
офицера по социально-правовой работе
полка. Следующий приказ министра обороны
Российской Федерации № 15 от 12 января
1994 г. «О совершенствовании руководства
воспитательной работой, боевой и мораль
но-психологической