История социальной работы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, родом ясыня, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему - явились непреложными истинами.

Файлы: 1 файл

История социальной работы в России.docx

— 35.59 Кб (Скачать файл)

История социальной работы в  России

 

 

История социальной работы в  России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П.Д. пишет, что  «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который  содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой».

 

Согласно «Повести временных  лет», составленной в XII в. киевским монахом  Нестором, которая послужила источником для работ Карамзина по «Истории государства Российского», отмечается не только жестокость славян в бою, но и их гостеприимство, а также  то, что они «славились почтением  к родителям и всегда пеклись  об их благосостоянии». У М. Забылина есть интересный материал об обычаях, обрядах русского народа, в котором  говорилось, что «в специально построенных  гонтинах, или храмах, менее священных, имелись одни лавки и столы  для народных сходбищ, на которых  угощали все население».

 

Подлинным толчком для  развития благотворительности в  России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие  строению храмов и милосердие к нищим  снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой  Всеволода была Мария, родом ясыня, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в  любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами  предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». Летописец хвалит ее за многие благотворительные  деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского  учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему - явились непреложными истинами.

 

После принятия христианства средоточием социальной помощи стали  церкви и монастыри. «Под их руководством люди учились понимать и исполнять  заповедь о любви к ближнему», - считает автор работы «Исторические  корни и традиции развития благотворительности  в России» П.И. Нищеретний. «Любить  ближнего - это прежде всего накормить  голодного, напоить жаждущего».

 

Идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым собором  в правление Ивана Грозного не была реализована никем из его  преемников, хотя благотворительностью занимались царь Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович.

 

Конец эпохи нищелюбия  пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты  госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в  монастырях. Система государственного призрения в России сложилась  при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем  в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного  призрения, занимающиеся вопросами  помощи нуждающимся.

 

Период с 1861 по 1917 гг. принято  считать временем расцвета российского  предпринимательства. Так оно и  было на самом деле. «Впервые за всю  предыдущую и последующую историю  России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых  качеств», - считает В.А. Сущенко в  «Истории российского предпринимательства». Причиной такого всплеска благотворительности  он исследования видит в мощном развитии экономики страны. «Стык 2-х столетий ознаменовался настоящей транспортной революцией, совершенствованием путей  сообщения; созданием системы коммерческих банков, ростом крупной индустрии, в  первую очередь машиностроения с  широким привлечением частного русского и иностранного капиталов. В торговле произошел переход от ярмарок, как  основного места сделок, к биржам. На первое место среди сфер приложения частного капитала окончательно выступают  крупная промышленность и финансовые операции».

 

Одна из первых работ, посвященных  истории помощи, где рассматриваются  стадии развития национальной системы  поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому  А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной  системы помощи. Характерно, что  автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные  формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и  форм поддержки на различных временных  этапах он предлагает рассматривать  как проявление одной формы, единого  паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени - общественного  призрения. Эволюцию этой системы в  ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой  для исторической реконструкции  процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией  становления российской государственности.

 

Историю общественного призрения  в России А. Стог делит на пять основных этапов:

 

первый - с 996 г. по XIV столетие;

 

второй - XIV-XVII вв.;

 

третий - с 1701 по 1775 гг.;

 

четвертый - с 1775 по 1801 гг.;

 

пятый - с 1801 по 1818 гг.

 

Отличительная особенность  периодизации А. Стога, помимо типологии  процесса, заключается в стремлении показать его динамику. Поэтому не случайно четвертый и пятый этапы  связаны как с изменением административно-территориальной  системы управления, так и с  теми тенденциями помощи, которые  наметились в период правления Екатерины II и были связаны с учреждением  приказов общественного призрения.

 

Периодизация, предложенная А. Стогом в начале XIX в., была принята  его современниками, а национальную систему общественной благотворительности  стали связывать с мерами правительства  в этой области. Аналогичный подход, только содержащий более точные исторические ориентиры, предложен в работе «Историческое  обозрение мер правительства  по устройству общественного призрения  в России». Периодизация общественного  призрения связывается в ней  с принятием основополагающих указов и постановлений в этой области. Первая группа указов относится к  временному отрезку от 988 г. (указы  князя Владимира I) до 1682 г. (указы  царя Федора Алексеевича), что соответствует  первому этапу становления общественной благотворительности. Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного  призрения; третий - с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято  положение о земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с выходом постановлений  и правительственных мер.

 

К концу XIX в. намечаются культурно-исторические подходы к исследованию развития национальной системы общественного  призрения. Национальную систему помощи связывают не только с деятельностью  государства и его институтов, она рассматривается значительно  шире. К тому же начинают исследовать  более ранние формы помощи, существовавшие у славянских племен до принятия христианства на Руси.

 

Примером данного подхода  к периодизации служат работы Е. Максимова. Взяв за основу периодизацию исторического  процесса развития системы общественной помощи, предложенную А. Стогом, Е. Максимов несколько изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о помощи, которые сложились  к концу XIX столетия.

 

Прежде всего, Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - это явление и понятие, исторически  обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим  рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного призрения еще  не сформирована, а помощь носит  стихийный характер). Второй этап совпадает  со становлением государственности, именно в этот период зарождается идея государственной  помощи, которая в третьем периоде  не только приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в  систему общественного призрения. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до Александра II, характеризуется  укреплением тенденций организованной государственной помощи, а также  включением в этот процесс «общественных  организованных сил». И, наконец, последний  этап, пореформенный, связан с попытками  решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой базы общественного призрения.

 

И так в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию  данного процесса, целесообразно  представить следующие периоды:

 

1. Архаический период - родоплеменные  и общинные формы помощи и  взаимопомощи у славян до Х  в.;

 

2. Период княжеской и  церковно-монастырской благотворительности  - XII-XIII вв.;

 

3. Период церковно-государственной  помощи - с XIV в. по вторую половину XVII в.;

 

4. Период государственного  призрения - со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

 

5. Период общественного  и частного призрения - с конца  XIX в. до начала ХХ в.;

 

6. Период государственного  обеспечения - с 1917 по 1991 гг.;

 

7. Период социальной работы - с начала 90-х годов по настоящее  время.

 

1-й, архаический период - родоплеменные и общинные формы  помощи и взаимопомощи у славян  в Х в.

 

Современный историк, повествуя  о временах древних славян, говорит  о них: «сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим  природным добродушием. Они не знали  ни лукавства, ни золота, хранили древнюю  простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно», кормили их за своим  столом, охотно отпускали на волю. Столь  же единогласно хвалят летописи «гостеприимство  славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали  с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь  и пищу готовую для странника».

 

В те времена, когда труд носил  коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей  не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве  нового дома, моста, ремонте ветхого  жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали  в первую голову. Славяне славились  почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как  безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.

 

2-й период, княжеской и  церковно-монастырской благотворительности  - XII-XIII вв.

 

«Поворотным пунктом в  развитии благотворительности на Руси, по мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей  к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной  религией.

 

По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями  этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и  Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов  под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке  славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав  Мудрый учредил в Новгороде училище  для сирот, в котором на его  средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую  землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и  незлобие. Но всего яснее и лучше  изображает его душу поучение, им самим  для сыновей написанное».

 

В нем он призывал: «Не  забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным  губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите  старых людей, как отцов. Приветствуйте  всякого человека, когда идете  мимо».

 

Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и  нищих. Обычай достохвальный: тогда  не было праздника для богатых  без милости для бедных».

 

Владимир Волынский (1210), заболев  и предвидя смерть, «собрал все  драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».

 

Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и  милосердие к нищим. Он всегда носил  с собою мешок, или калиту, наполненную  деньгами для бедных: отчего и прозван  Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в  Москве».

 

Таким образом, во 2-м периоде  мы «среди русских князей увидим и  героев добродетели, сильных мышцою и душою».

 

3-й период, церковно-государственной  помощи - с XIV в. по 2 половину XVII в.

 

Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники - московские цари. В этот период происходит становление, объединение  русского государства. Средоточием  социальной помощи являются церкви и  монастыри. «Нищенство на Руси считалось  не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств  нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим  при церкви», - считает П.Д. Павленок.

 

В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской  православной церкви, получившее название Стоглавого собора. Оно высказалось  за то, чтобы размещать нуждающихся  в специальных местах - богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий  Шуйский, будучи набожными, раздавали  нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются и в  деяниях царей новой династии - Романовых. Михаил Федорович, Алексей  Михайлович также известны своей  благотворительной деятельностью.

 

4-й период, государственного  призрения - со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.

 

Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей  реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к  реформам внутренней жизни страны.

 

Помощь имела различные  стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни  самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:

Информация о работе История социальной работы в России