История социальной работы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, родом ясыня, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему - явились непреложными истинами.

Файлы: 1 файл

История социальной работы в России.docx

— 35.59 Кб (Скачать файл)

 

В начале 1992 г. происходит переориентация в поступлении финансовых средств  в Республиканский и территориальные  фонды. Согласно решению Правительства  России, они должны формироваться  за счет денежных средств КПСС и  Коммунистической партии РСФСР. Другую часть средств данного фонда  составляют отчисления правительств республик, входящих в состав РФ, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны направлять средства от дооценки товаров и продукции (25%) и от приватизации государственного и муниципального имущества (10%). Принимается  ряд законодательных мер в  области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных  пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и  детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении  пенсионного обеспечения семей  граждан, умерших вследствие заболевания  сибирской язвой в г. Свердловске  в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении  минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных  выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

 

В области охраны материнства  и детства принимаются специальные  указы Президента и постановления  Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего  же институту материнства и детства  к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения  об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

 

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений  в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального  обеспечения нуждающихся явились  указ Президента и решение Правительства  об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования  должны формироваться за счет страховых  взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют  предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение  же этих средств и выплату социального  страхования взял на себя Фонд социального  страхования.

 

В условиях массового высвобождения  работников в связи с частичной  или полной ликвидацией некоторых  предприятий, учреждений, организаций  предлагалась определенная программа  по содействию занятости. Среди важнейших  мероприятий - сокращение рабочего времени  без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления  срока расторжения трудового  договора, временное приостановление  найма новых работников и др.

 

Массовое высвобождение  работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты  для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности). Тем самым можно  отметить, что трудовая реабилитация инвалидов в этот период носит  характер вынужденных мер, используемых правительством России ранее, в 20-30-х  годах.

 

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди  мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения  предполагалось улучшение пенсионного  обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения  предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен  на потребительские товары, меры социального  страхования, развитие негосударственных  пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование  системы социальных пособий и  компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных  социальных пособий оказывать и  другие виды социальных выплат. Большое  место отводилось развитию социального  обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб  и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

 

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети  России». Она включала в себя серию  целевых программ: «Дети-сироты», «Дети  Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование  семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы - «Одаренные дети», «Организация летнего  отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы  могут привлекаться из бюджетов субъектов  РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

 

В мае 1995 г. выходят федеральные  законы «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», а  в ноябре - «Об основах социального  обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой  законодательной базы в сфере  социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался  перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как  материально-бытовые, санитарно-гигиенические  и социально-медицинские, консультативные  и др. Таким образом, государство  определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые  оно гарантировало данной категории  нуждающихся.

 

Реализацию всех правительственных  мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального  развития). Согласно постановлению  Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась  не только разработка стратегии государственной  политики в области защиты нетрудоспособного  населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного  обеспечения граждан, материально-бытовое  обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с  целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление  внешнеэкономической деятельности. Наряду с традиционными функциями  Министерства появляются и новые, связанные  с коммерческой деятельностью и  социальной защитой.

 

С принятием Концепции  развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход  от принципов социального обеспечения  и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам  людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию  индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия  социального обслуживания через  систему различных служб.

 

Система социальных служб  складывалась из государственных, муниципальных  и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:

 

- материальная помощь;

 

- помощь на дому;

 

- обслуживание в условиях  стационара;

 

- предоставление временного  приюта;

 

- организация дневного  пребывания в учреждениях социального  обслуживания;

 

- консультативная помощь;

 

- социальный патронаж;

 

- социальная реабилитация  и адаптация нуждающихся;

 

- социальная помощь.

 

«Важная особенность Концепции  заключалась в том, что в ней  предусматривалось создание корпуса  профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой  заложены в России еще в начале ХХ в.».

 

Изменяется не только идеология  государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы  социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как  это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

 

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства  Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной  стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и  доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими вопросами. В 1993-1995 гг. реализуются различные  федеральные программы. Так, по программе  «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для  детей и подростков с ограниченными  возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов. С  начала 1993 г. разворачивается организационная  работа по созданию большой сети социальных служб. Ели в 1993 г. был 321 центр социального  обслуживания, то к 1997 г. планировалось  создать уже 1200 учреждений.

 

Продолжающийся экономический  кризис, необходимость выплаты долгов МВФ, другие проблемы вынудили Правительство  в бюджете на 1999 г. сократить ассигнования на социальные нужды. Политический кризис привел к тому, что с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. падение реальных доходов граждан составило 28%, заработной платы - 40%. В сложившейся обстановке пострадали прежде всего наименее защищенные слои населения - инвалиды, многодетные  семьи, пенсионеры. Правительство принимает  меры по оказанию им помощи, ликвидации задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса.

 

Процесс становления социальной помощи в России - явление длительного  характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и  поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.


Информация о работе История социальной работы в России