Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:11, реферат
Объект исследования: история социальной работы в России.
Предмет исследования: основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Цель исследования: раскрыть основные этапы развития и становления социальной работы в России.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Социальная работа.
§1 История социальной работы в России.
Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
История социальной работы в России: основные этапы становления и развития
Курсовая работа
Выполнила: студентка гр. 2 соц.
специальности 040101
Социальная работа
Руководитель:
Дата защиты _____________ Работа защищена с отметкой_______________
Подпись руководителя ___________
2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ Глава 1 Социальная работа. §1 История социальной работы в России. Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА |
3 5 6
8
16 17
|
ВВЕДЕНИЕ
Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. В условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям, когда резко ухудшилось положение основной части населения, углубился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным. Вот почему и сегодня важно развитие благотворительных общественных формирований, способствующих улучшению положения трудящихся групп населения.
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи. И поэтому нами была выбрана тема курсовой работы: «История социальной работы в России: основные этапы становления и развития».
Объект исследования: история социальной работы в России.
Предмет исследования: основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Цель исследования: раскрыть основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретическая значимость:
Глава 1 Социальная работа в России
В самом общем виде социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк ,и спектр оказания помощи: человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.
В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного амортизатора. [7 , C.480]
§1 История социальной работы
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.
С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в, но на самом - то деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П.Д. пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой».[17 , C.44]
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». [4, С. 118]Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему – явились непреложными истинами. [9, С. 124]
После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри.
Конец эпохи нищелюбия пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. [5, С. 117]
Период с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Так оно и было на самом деле. «Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств» [6, C. 134]
Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России
Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где
рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся , принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.
Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять
основных этапов:
первый – с 996 г. по XIV столетие;
второй – XIV-XVII вв.;
третий – с 1701 по 1775 гг.;
четвертый – с 1775 по 1801 гг.;
пятый – с 1801 по 1818 гг.
Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии
процесса, заключается в стремлении показать его динамику. [3]
Однако есть и другой подход, позволяющий нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связывают с принятием христианства на Руси, но и архаические родовые формы, которые являлись формами всех последующих систем помощи и защиты.
Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с
изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться,
институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод. [9]
Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и
взаимопомощи в России, имеющие
различную номинацию данного процесса,
целесообразно представить следующие
периоды:
взаимопомощи у славян в Х в.
Современный историк, повествуя о временах древних славян, говорит о
них: «сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим
природным добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили
древнюю простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно» [15, С. 28] , кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю. Столь же единогласно хвалят летописи «гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу готовую для странника».
В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими
корнями обычай общественной коллективной
помощи. Она заключалась в том,
что на работу приглашали соседей
не за плату, а за обильное угощение.
Работа заключалась в строительстве
нового дома, моста, ремонте ветхого
жилья и сельскохозяйственные работы.
Вдовам и сиротам помощь оказывали
в первую очередь. Славяне славились почтением
к родителям и всегда пеклись об
их благосостоянии. Следовательно,
благотворительность, понимаемая
как безвозмездная помощь, составляла
важную часть жизни древних славян. [16,
C. 148]
«Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по
мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.
По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого
периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное». [1, C. 202]
Информация о работе История социальной работы в России: основные этапы становления и развития