Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:11, реферат
Объект исследования: история социальной работы в России.
Предмет исследования: основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Цель исследования: раскрыть основные этапы развития и становления социальной работы в России.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Социальная работа.
§1 История социальной работы в России.
Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами
сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь
всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого
человека, когда идете мимо».
Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный,
трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный:
тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».
Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все
драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».
Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и
милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».
Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и
героев добродетели, сильных мышцою и душою». [13,
С. 11]
с XIV в. по 2 половину XVII в.
4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2
половину XIX в.
5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных
заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п.,
значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.
«Благотворительные занятия, - пишет В.А. Сущенко, - часто вызывались
к жизни именно мировоззренческо - нравственными принципами, осознанием капиталистами того факта, что без улучшения жизни народных слоев невозможно гармоничное развитие общества». [2, С. 99]
Нищету
и отсталость таким путем
было облегчить себе душу». Причины, побуждающие предпринимателей к благотворительности, крылись еще и в том, что все они были глубоко
«набожными людьми и в том, что они были молодыми». [8, С. 110] Отсутствие возможности заслужить признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло их уходить в другие области.
Такую идеалистическую картину дает В.А. Сущенко. Среди
предпринимателей С.Д. Сидоров, его сын Михаил, В.Ф. Демидов и его сын (не уральский Демидов), В.И. Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины, Агриппины, Абрикосовы, П.П. Демидов.
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было
Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г.
Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».
Одним
из первых в России
помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.
Одно
из почетных мест в истории
российского меценатства
фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.
В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных
заведений и 95% благотворительных обществ.
Однако мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую
смертность.
Как
считают специалисты, нет
прогрессивных предпринимателей. Большая часть богатых, равнодушно относилась к простым людям, их собратьям по торгово-промыщленному классу.
Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой - то
мере компенсировали слабость социальной политики царской власти. [11] 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.
В первые послереволюционные годы деятельность Советского
правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.
С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай
безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни».
В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был
преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО) . Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи.
Начала
формироваться общедоступная и
бесплатная система
обслуживания населения.
Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального
обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.
20-30-е
гг. – борьба с детской
1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов;
1923 г.
– Всероссийское общество
1926 г.
– Всероссийское общество
1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной
промышленности;
1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой
промышленности и транспорта,
26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке
назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику.
Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост
промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.
К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к
пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.
Но вначале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной
части – социального обеспечения.
Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а
также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ. [14]
7. Социальная помощь
и поддержка населения в
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает
складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и
созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост
социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада
единого социального, экономического и геополитического пространства. В
обществе появились тенденции ранее не характерные для него:
. снижение уровня жизни;
. безработица;
. вынужденная миграция
. профессиональное нищенство;
. криминогенная обстановка;
. падение уровня рождаемости;
. распад института семьи и брака.
В этих условиях Правительством
разрабатываются
социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:
. либерализация цен;
. сокращение бюджетного дефицита
. снижение дотаций убыточным предприятиям;
. введение прогрессивных
. сокращение военных расходов.
Система социальных служб складывалась из государственных,
муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:
. материальная помощь;
. помощь на дому;
. обслуживание в условиях
. предоставление временного
. организация дневного пребывания в учреждениях социального
обслуживания;
. консультативная помощь;
. социальный патронаж;
. социальная реабилитация и
. социальная помощь.
«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней
предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще вначале ХХ в.». [10, С. 27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного
характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления.
Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.
Механизмы
помощи и взаимопомощи, а
также механизмы
постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я – тебе, а ты – мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному.
Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия.
Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.
На основе анализа и систематизации литературы, мы раскрыли понятие социальной работы, рассмотрели, как формировалась данная форма помощи, как оказывалась помощь незащищенным слоям населения.
Список литературы
Информация о работе История социальной работы в России: основные этапы становления и развития