Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:59, контрольная работа
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.
1. Становление и развитие 2-4
2. Развитие мер общественного призрения
в определенную систему и усиление
государственного участия в ней 5
2.1. Призрение детей-сирот 5-6
2.2. Зазорные младенцы 6-8
2.3. Попечения военнослужащих 8-10
2.4. Призрение нищих 10-12
3. Значение Государственной попытки
реформирования призрения 12-14
4. Заключение 14-16
5. Вывод 16-17
6. Список используемой литературы 17
Содержание
1. Становление и
развитие
2. Развитие мер общественного призрения
в определенную систему и усиление
государственного
участия в ней
2.1. Призрение детей-сирот
2.2. Зазорные младенцы
2.3. Попечения военнослужащих
2.4. Призрение нищих
3. Значение Государственной попытки
реформирования призрения
4. Заключение
5. Вывод
6. Список используемой литературы 17
Петр I
30 мая (9 июня) 1672 —
28 января (8 февраля) 1725)
Государственное призрение
в эпоху Петра I
1. Становление и развитие
1.1. Начальный этап
становления системы
государственного призрения
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания за тунеядство. Земский сбор 1681 г., (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича затормозила действие этого акта.
С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.
Указ от 30 ноября 1691 г. подтверждает, что "известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы". Ввиду этого указ рекомендует "тех людей имать и расспрашивать... и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города". Применялся этот указ, по-видимому, слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания — "безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов", бродивших в Москве; их также велено "имать и приводить в Стрелецкий Приказ", а из него отсылать "в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились". Этим, собственно, и ограничиваются мероприятия против нищенства во время совместного царствования Иоанна и Петра. Дальнейшее развитие их в более или менее полную систему, получающую во многих частях своих практическое осуществление, относится уже ко второй половине единоличного царствования Императора Петра I. Идея общественного призрения, как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала, по условиям времени, практического применения. Очень важно выяснить, в каком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.
Из изложенного очевидно, что общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться устранением злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной. Приведенный выше указ Федора Алексеевича ставит уже вопрос об обязательном участии в призрении монастырей помещиков, крестьян и т. п. Однако разрешение этих вопросов переходит уже к следующему историческому периоду, когда идея общественного призрения как дела государственного получает крайнее развитие и подавляет частную благотворительность.
2. Развитие мер общественного призрения
в определенную систему и усиление
государственного участия в ней
Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит уже Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее крутые из них.
2.1. Призрение детей-сирот
Призрение детей-сирот становится актуальной задачей в деле локализации профессионального нищенства. Необходимо было не только ликвидировать корни нищенства, армии пауперизма, но и найти трудовые резервы для расширяющегося мануфактурного производства. Вот почему в институте детства видят одну из основ решения данных проблем. Организация детского призрения, возможно, была связана и с личными мотивами Петра I. Так, из одиннадцати детей от второго брака с Мартой Скавронской (Екатериной I), девять детей умерли в раннем возрасте, поэтому Петр I понимал актуальность создания сети государственных учреждений призрения.
Институциональное решение
проблем нищенских детей
2.2. Зазорные младенцы
Зазорные младенцы, как категория нуждающихся в помощи, появляется в законодательных проектах в начале XVIII века. В проекте Соборного Уложения от 1701 года в ст. 25 запрещено нищим побираться с детьми-инвалидами, подчеркивалось, что дети «изувечиваются» специально такими попрошайками, чтобы больше давали «подаяния». Велено «сыскивать накрепко» и без «всякого милосердия казнить смертью» таких нищих.
ЗАЗОРНЫЙ МЛАДЕНЦЫ — понятие, в XVIII веке применяемое к родившимся детям, чьи родители не состояли в законном браке.
В 1714 году Петр I вновь издает указ о зазорных младенцах, в частности он повелевает строить в Москве мазанки для них, а в других городах специальные деревянные дома, «Для хранения младенцев повелевал найти «искусных жен», определив им жалование «из неокладных прибыльных доходов на год три рубли».
Понимая, что юридические и экономические причины заставляют матерей освобождаться от незаконнорожденного ребенка, что младенец воспринимается в сообществе как позор и грех, а виновница события презирается окружающими, Петр на манер западных стран предлагает, чтобы детей «клали тайно в окно, дабы приношенных было не видно», чему был посвящен указ 1715 года от 4 ноября. (Забегая вперед, можно говорить о том, что сама практика помощи и поддержки сформировала принцип конфиденциальности, важнейший в профессиональной деятельности социальных работников.) В 1714 году в Санкт-Петербурге около церкви Всех скорбящих радости была открыта шпитальня для зазорных младенцев, по примеру западных воспитательных домов, детей оставляли в специально устроенных чуланах, чтобы приносящих не было видно.
Можно отметить и другую сторону данного указа. В соответствии с указом от 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфантицид (убийство ребенка), за который виновный приговаривался к смертной казни, было официально объявлено об открытии в Москве и других городах госпиталей для «зазорных младенцев» из губернских неокладных прибылых доходов. В ознаменование этих решений была выбита специальная медаль с надписью «Да не погибают».
В 1716 году Петр I после смерти царевны Натальи Алексеевны (18 июня 1716 г.) в Москве реорганизует построенную ею богадельню в «дом для несчастно рожденных младенцев». «Старух», проживавших в богадельне, заставляют принимать и ухаживать за «зазорными младенцами», выделяют на них и детей определенные средства, «довольное жалование».
В 1721 году выходит указ о строительстве госпиталей для незаконнорожденных младенцев, о выдаче им и кормилицам денежного жалованья. При этом постановлялось, что когда принятые в госпитали дети вырастут, "то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. Если впоследствии они подвергались болезням или увечью или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома". Число принимаемых младенцев чрезвычайно возрастало, так что в 1724 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением грудных младенцев занимались 218 кормилиц, которые, за отсутствием госпиталей, помещались в разных местах. В это же время в Москве насчитывали 90 богаделен мужских и женских; в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жалованье этим нищим выходило 12 000 руб. в год; но кроме них в богадельнях проживало без жалованья 207 прибылых нищих. Вероятно, под влиянием такого переполнения по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а достигших 10 лет — определять в матросы..
В указе от 1724 года подтверждалось, что подкидышей и незаконнорожденных младенцев, достигших «возраста», отдают в ученики «ко всяким художествам».
2.3. Попечения военнослужащих
Разновременно великий преобразователь России обращал большое внимание и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие.
Проблема попечения военнослужащих становится одной из важных государственных задач. Здесь были использованы как традиционные подходы, «питание» через богадельни, так и новые, связанные с организацией госпиталей, выдачей жалованья, лечения и призрения.
В 1706 году в Москве построен первый госпиталь, при котором была открыта Хирургическая школа. В 1715 году в Санкт-Петербурге построен госпиталь для морских и сухопутных офицеров, министров и знатных людей. В 1716 году выходит указ о принятии в лазареты для лечения гвардейских, армейских и гарнизонных полковников, драгун, солдат, рекрутов.
Одной из самых больших проблем госпиталей было не только создание инфраструктуры, но и привлечение обслуживающего персонала, так как, если проводить аналогию с первыми веками христианства, когда не было отечественных священников, в России в данный период не было отечественного корпуса медиков, необходимость в которых росла в условиях военных действий. Не случайно поэтому госпитали создавались с хирургическими школами.
Другой проблемой явилось финансирование, не связанное с конфессиональной системой призрения. На первом этапе существует модель сбора денег на госпитали с использованием как традиционной системы сборов, так и с элементами нового времени. 27 мая 1714 года выходит указ о благотворительных сборах. Благотворительный сбор на госпитали складывался из следующих отчислений: сбор в размере 100 рублей с лиц, «которые с сего числа из приказных людей будут пожалованы в дьяки»; двухпроцентный сбор с подъемных, прогонных сумм и сумм, выдававшихся на пропитание священникам и причетникам, посылаемым в завоеванные города; однопроцентный сбор с жалованья, выдаваемого всем служащим, кроме солдат; отчисления от «торга домов, пожитков», оставшихся после беглых раскольников; средства от продажи церковных свечей; штрафные деньги. Однако эти отчисления в виде санкций не позволяли иметь стабильные объемы финансирования госпиталей, поскольку они носили нерегулируемый характер, зависящий от различных факторов. Необходимы были стабильные целевые отчисления, позволяющие строить политику обеспечения военных, исходя из предполагаемых объемов финансирования, поэтому и переходят к модели целевых отчислений от жалованья чиновников и служащих, численность и оплата которых поддавалась контролю и измерению. Так зарождается российская налоговая модель попечения нуждающихся, хотя система штрафов не ликвидируется, в отличие от западных стран, где налоговая система формировалась в контексте ликвидации профессионального нищенства.