История социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.

Содержание работы

1. Становление и развитие 2-4
2. Развитие мер общественного призрения
в определенную систему и усиление
государственного участия в ней 5

2.1. Призрение детей-сирот 5-6
2.2. Зазорные младенцы 6-8
2.3. Попечения военнослужащих 8-10
2.4. Призрение нищих 10-12
3. Значение Государственной попытки
реформирования призрения 12-14
4. Заключение 14-16
5. Вывод 16-17
6. Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

В 1721 году выходит указ о взимании одной копейки с рубля на госпитали у всех чинов, кроме солдат. В 1722 году в Табели о рангах предусмотрена система штрафов, часть которых направляется на дополнительное финансирование госпиталей. Так, за почести выше своего ранга налагался штраф, 2/3 которого в «гошпитали употреблены должны быть».

Помимо поддержки институций, зарождается адресная целевая помощь отставным военным в виде хлебного и денежного довольствия. К примеру, жалованье отставных военных Московского гарнизона в 1712 году составляло: полковнику — 892 руб. 73 1/4 коп., а рядовому прочих полков — 20 руб. 38 1/4 коп.

Можно отметить, что по отношению к военным зарождается «пенсионная» поддержка. Указ от 22 марта 1716 года о призрении воинских чинов, «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья» предусматривает, после рассмотрения дел, выдавать нуждающимся жалованье на пропитание «по их смерть». Определено, что все государственные чины «какие есть в государстве», должны отчислять из своего жалованья на содержание госпиталей.

 

2.4. Призрение нищих.

В других указах (1713—1719 гг.) обращается внимание полиции на монахов  и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский Приказ.

По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: первый раз пойманных "бить нещадно батожьем и отдавать или отсылать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам их с распискою, и приказать тем, кому они отданы будут, дабы за ними накрепко смотрели, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов, как духовных, так и мирских, а дворцовых крестьян старосты и сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень. А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, доставляли бы их, что потребно себе работать, дабы они не даром хлеб ели. А буде такие в другой раз или в третий пойманы будут, и таких бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу, а баб в шпингауз (прядильный дом), а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам, а на помещиках и на хозяевах и на властях, также на старостах и на прикащи-ках брать штрафу за каждого человека за неусмотрение по пяти рублей".

В инструкции (1719 г.) земским  фискалам поручалось разыскивать в  губерниях "какие беглые, гулящие  подозрительные и другие подобные оным бездельные люди, которые уезду токмо больше ко вреду и к тягости, не велик пользе и к приращению происходят, понеже такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить, и о том земский фискал немедленно губернатору и воеводе имеет подать ведомость, дабы такие люди пойманы и по уложениям и уставам наказаны или к изгнанию их из губерний и из провинций учреждение могло быть учинено". В регламенте духовной коллегии Петр взывает к разуму исполнителей его предначертаний. "Разсуди всяк,— говорит он,— сколько тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толикож тысящ не делают хлеба, и потому нет от них приходу хлебного, а обаче нахальством и лукавым смирением чужие труды поедают и потому великий хлеба расход вотще. Хватать бы таковых всюду и к делам общим приставлять". Далее регламент указывает на то, что эти "прошаки" отымают хлеб от действительно нуждающихся| и спрашивает: "И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников деемый? По дорогам, где угодно водят, разбивают; зажигатели суть на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей преклоняют. Сами же никаких христианских должностей касаются; в церковь входить не свое дело быти помышляют, только б им пред церковью непрестанно вопить. И что еще веру превосходит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные. Воистину нет беззаконнейшего чина людей".

 

3. Значение Государственной попытки       реформирования призрения

Государственная попытка реформирования призрения, исходя из самой конфессиональной системы, стали невозможным с учетом новых реалий, таких как урбанизация, развитие мануфактурного производства, которое требовало не только рабочих рук, но и профессиональных знаний и умений в различных отраслях хозяйства.

Старая система призрения  могла предоставить только систему  «питания» в традиционном ее многовековом смысле, «сохранение образа жизни». Однако сохранять образ жизни  необходимо было воинам регулярных войск, новой прослойке общества, а не монахам, схимникам, ушедшим от жизни, и тем более «притворным нищим», традиционно использовавшим монастырские обители и ресурсы городских общин. Поэтому на Монастырский приказ, а затем на Святейший синод была возложена реорганизация монастырской системы призрения в рамках законов нового времени.

С другой стороны, расширение мануфактурного производства требовало  перестройки уклада жизни населения, изменения статуса городов, которые  должны быть не только промышленными  центрами, но и центрами образовательной и художественной деятельности. Население городов ХVIII веке начинает делиться на регулярное и нерегулярное. Инструкции городских магистратов выделяют только два разряда городских обывателей. К первому относили банкиров, купцов, шкиперов, аптекарей, живописцев и т.д., ко второму- мелочных торговцев и ремесленников. Места богомольцам и другим категория нищих, которые были защищены властью  в прежнем времени, в новых условиях не было, что также вело к изменению субъектов и институтов призрения.

В 1721 году принимается  Регламент, или Устав Главного магистрата. Определена роль полиции в деле общественного  призрения как одного из субъектов  «социальной политики». В главе  Х подчеркивалось, что « полиция  презирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: « смирительные дома», «прядильные дома» - для женщин «непотребного женского бытия», «гошпитали»- для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;

« сиротские дома» - для  убогих и оставшихся без родителей  детей, где бы  их воспитывали  и содержали; « другие дома от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии, за ее счет, необходимо было выявить те стороны милостыни, которые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу, «добрый чин милостыни определить». Установлены новые  направления Церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано собирать « престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою не могущих…»

Все эти узаконения Петра  Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения. Поэтому необходимо, прежде всего, выяснить как количество, так и разряды нуждающихся. И вот, в этих целях, Император предписывает произвести переписи всех бедных.

Но, относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности — к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Говоря о том, что здравые и ленивые "прошаки Богу противны суть", Император добавляет, что "аще кто снабдевает оных, и

той есть яко помощник, тако и участник оных же греха, и  что-либо на такую щетную милостыни издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную. Но из такой дурной милостыни еще и отечеству, яко же рехом, великий вред деется, от сего бо в первых скудость и дорог бывает хлеба". Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Государь распорядился, "буде которые люди станут таким нищим милостыню подавать", то приводить их в Монастырский Приказ и "имать на них штрафу, первой по 5, другой по 10 рублей". Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни. При этом воспрещалось даже, под опасением штрафа, давать пристанище профессиональным нищим.

 

4. Заключение

 

В заключение обзора мероприятий  Петра Великого в области общественного призрения необходимо отметить, что, внося в него так много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение. Без этих источников невозможна была реформа призрения, а потому при нем: 1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак; 2) воспрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам ("понеже церковные имения нищих имения суть"); 3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей, "кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей"; 4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег "на общую монастырскую пользу, а не на собственные свои потребы"; 5) сбор доброхотных подаяний в церквах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой — на госпиталь, и 6) штрафные деньги с раскольников установлено обращать на богоугодные дела. Как ни незначительны в общем были средства, получавшиеся от этих источников, но сам факт обособления их, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.

Таковы в общем важнейшие  течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и на правильном пути.

Если Император не успел упорядочить частную благотворительность, организовать ее и направить на должный путь, то в этом, разумеется, не его вина. Общественная жизнь в то время была развита мало и организация частной благотворительности была чрезвычайно затруднительна. В остальном же завещанная им система борьбы с нищетой до сих пор может считаться заслуживающей внимания и преимущественно частичных поправок в целях большего развития тех частей своих, которые касаются предупреждения бедности и взаимопомощи, в ущерб карательным мерам, получившим тогда, по условиям времени, исключительное развитие. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов; даже духовная коллегия не сочинила порученного ей наставления. Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела.

И так при Петре I сложилась определенная система призрения в России. Впервые в российской истории самодержавие осуществило мероприятия призрения через государственные институты. Петр, уничтожив власть патриаршего престола, практически переподчинил существующие институты призрения, сначала Монастырскому приказу, а затем Духовной коллегии, Святейшему синоду, сделав их светскими учреждениями в соответствии с Духовным регламентом. Помимо этого была предпринята попытка создания системы территориальных учреждений, исходя из нужд и потребностей государства.

 

5. Вывод

 

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны  с историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем. Не случайно еще древние римляне с полным основанием считали историю "   наставницей жизни ". А идущий в настоящее время процесс реформирования российского общества делает исторические знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных преобразований в стране.

              На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

              Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство, попечение - вот составляющие понятия призрение.

              Претерпевая множество изменений  по форме, видам и содержанию  призрение сегодня выросло в  целую систему социальной поддержки,  защиты и помощи нынешним нуждающимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Список используемой литературы:

 

1.Антология социальной работы. Т .1: История социальной работы в России         

   М.-1995.- с.17-26

2.Мельников В.П. История  социальной работы в России: учебное  пособие /

  - В.П.Мельников, Е.И.Холостова  -3-изд.-М.-2006.-с.37-51

3.Основы социальной  работы / под ред.Павленок. М.-1997.-с.32-35

4.Фирсов М.В. Социальная  работа в России: Теория, история, общественная         

   Практика / М.В.Фирсов. М.-1996- с.42-48

5.Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей  

   школы / М.В.Фирсов - 2-изд.-М.: Академический проект; Константа.-2007-

   с.196-219

6. Холостова Е.И. Генезис  социальной работы в России / Е.И.Холостова.М.-

   1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное профессиональное учреждение

высшего профессионального образования

 Челябинский  государственный университет

Экономический факультет

Заочное отделение 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Государственное призрение в эпоху Петра I

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил:      студентка  ЭСЗ 101

Информация о работе История социальной работы