История Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, структура, сущность? Представители древнего периода античного развития - Платон, Гераклит и др. - предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они анализировали эмпирические стороны своей жизни и приспосабливали некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки
3. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.
4. Краткий обзор становления социологии в России XIX - начала ХХ вв.
5. Основные направления зарубежной социологии ХХ века
6. Социология в России ХХ в.
7. Заключение
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию3.docx

— 39.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЗабГУ)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет экономики и информатики

 

Кафедра информатики, вычислительной техники и прикладной математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«История Социологии»

Шифр зачетки 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

ИВТз –   

Проверил:______________

 

 

 

 

 

Чита  2013

 

Содержание

1.  Введение

2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки

3. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.

4. Краткий обзор становления социологии в России XIX -  начала ХХ вв.

5. Основные направления зарубежной социологии ХХ века

6. Социология в России ХХ в.

7. Заключение

8.Список литературы

 

Введение

Вся история развития человеческого  познания проявляла пристальное  внимание ответу на вопрос: что такое  общество, какова его природа, организация, структура, сущность?  Представители  древнего периода античного развития - Платон, Гераклит и др. - предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они  анализировали эмпирические стороны  своей жизни и приспосабливали  некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.

Платон (428 или 427-348 или 374 гг. до н.э.).

В философии Платона причудливо переплетаются моменты материального  и идеального, реального и фантастического, действительного и желаемого, создающего общую картину бытия, венцом которого выступает государство.

Общество и человек  рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые системы. Как  в человеке выделяются три его  главные части (тело, душа, ум), так  и общество подразделяется на работников, воинов (стражей) и правителей (философов). Государство, по Платону, возникает  как результат естественного  разделения функций, выполняемых различными группами людей.

Нарушение социальной гармонии, ведет по его мнению, к появлению извращенных форм государственного устройства, среди которых выделяются такие, как олигархия, демократия и тирания.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В ходе построения собственной  социальной теории Аристотель стремился  выявить истинную природу человека и общества. Государство есть не что иное, как совокупность граждан  и общество.

Говоря о государстве, он подчеркивает, что “всякое государство – продукт естественного возникновения.  Живое существо состоит, прежде всего, из души и тела. Из них по своей природе одно – начало властвующее,  другое – начало подчиненное”. После этих общих положений Аристотель просто не мог не прийти к выводу о том, что “одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.

Наилучшее государственное  общение это то, которое достигается  посредством средних, и те государства  имеют хороший строй, где средние  представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае –  сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в  отдельности”.

Нарушение баланса сил  между средними, с одной стороны, богатыми и бедными – с другой, способствовало переходам от хороших  форм правления к плохим.

Иммануил Кант  (1724 – 1804 гг.)

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Он не только обобщает идеи своих предшественников, но и дает теоретический образ существующего буржуазного общества, утверждая его идеалы о необходимости ограничение воли отдельных людей, подчинение их дисциплине гражданского общества, законам государства, которые признаны защищать благополучие людей и самого государства.

Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

Его трактовка гражданского общества заключается в идее общества равных индивидов, в качестве собственников, взаимодействующих на рынке в  соответствии с общим для всех законом, который не только предполагает, что эти индивиды морально признают друг друга свободными и равными, но и предполагает также существование  политических и юридических институтов, защищающих права этих индивидов. Гражданское  общество по Гегелю  это сфера  реализации особенных, частных целей  и интересов.

 

Основные предпосылки  становления социологии как самостоятельной  науки

 

Предшествующий XIX в. этап развития мировой философской и социологической  мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое  научное  направление, сосредоточенное на характере  взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность  в таком научном направлении  была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:

    • в общественных отношениях феодального общества бурно развивались капиталистические отношения, характеризуя разделения труда, основанного на машинном производстве. Новый тип отношений получил название - капиталистической формации;
    • бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;
    • научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: (физика И.Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф.Бэкона реализовало философское понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч.Дарвина, классификация видов живого мира К.Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии;  соединение формальной логики с диалектикой Гегеля дало возможность формулирования теории материалистической диалектики К. Марксу и Ф.Энгельсу, дало возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень);
    • быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере ( поворот социальной философии к практически-прикладному изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.));

Традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.

 Возникла насущная  потребность формулирования научной  картины человеческого общества  на новой качественной основе. Новому обществу нужно было  зеркало и таким “зеркалом”  стала социология.

  Становление социологии  как самостоятельной науки связано  с глубокими изменениями мировоззренческого  характера, которые происходили  в Европе в конце XYIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.

Ответом на  эти социальные запросы послужили работы О.Конта, Г.Спенсера,  Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича и др.

 

 

 

Классическая  европейская социология середины XIX - начала XX вв.

 

Новая наука об обществе зарождалась  не только на базе общих рассуждений о  сущности социальных явлений, сохранения теории теологического происхождения общества, но и на основе анализа статистических данных, на основе более тщательной проработки самих логических приемов, с помощью которых анализировались эти явления:

    • формулирование основных положений материалистической диалектики.
    • преобладания социального над психологическим и наоборот .
    • концепции преобладания смысловых, значимых элементов социальной жизни над другими на основе аналогии с законами естественных.

 

Ломбер Адольф Жак Кетле

(1796 – 1874)

 

Выдающийся франко-бельгийский  ученый: математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции.

Творчество социальных статистиков XIX в. - один из редких примеров преобразующего влияния социальных наук на естественные. Их исследования способствовали становлению  статистической физики.

Кетле был социологом-прикладником, сознательно ограничивая область  своих интересов частными, но социально  значимыми проблемами.

Он  привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности.

Кетле выделил два основных вида причинно-следственных связей и  действующих факторов:

    • социальные константы, т.е.  факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и т.д.).
    • случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции.

Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики изменить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы.

 

Карл Маркс (1818 –1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

 

Концептуальной основой  марксистской социологии стала идея материалистического понимания  истории.

Материалистическое понимание  истории исходит из действительных предпосылок.

    • Первая предпосылка всякого человеческого общества - это, конечно, существование живых человеческих индивидов.
    • Во-вторых, людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно.
    • В-третьих, конкретные индивиды,  занимающиеся реальной производственной  деятельностью, вступают в определенные экономические, социальные, духовные и политические отношения.

 

Люди постоянно находятся  между собой в постоянных производственных отношениях, в процессе которых они  производят:

    • блага, необходимые для своего существования и развития (экономические производственные отношения),
    • ценности, то есть все то, что имеет положительное значение для своего существования и развития (духовные производственные отношения),
    • связи, отношения между собой (социальные производственные отношения),  то есть жизнь общества и общественную жизнь человека.

Что же такое общество, какова не была его форма? Материалистическое понимание истории говорит, что  это продукт взаимодействия людей.

 Анализируя в “Капитале” состояние современного (XIX в.) капиталистического общества на примере Англии К.Маркс основывался на реальной статистике этой страны.

Социологическая концепция  марксизма привела к появлению  множества различных объяснительных версий исторического процесса, к  формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских  программ. Многие из них демонстрируют  всевозрастающие возможности в  понимании социальных феноменов. В  своем материалистическом объяснении законов социальной жизни марксизм не имеет равных себе и в конце XX столетия. В истории социальных учений данное направление вошло  как самостоятельная школа, которая  названа марксизмом, а также некоторые  современные социологи относят  учение марксизма к теории социальных конфликтов.

 

 

 

 

 

Краткий обзор  становления социологии в России XIX -  начала ХХ вв.

 

Как и в мировой социологии в Росси действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются  первоначально как философия  истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские  и социологические. И только в  начале XX века появляются уже чисто  социологические теории. Но и в  последнем случае видно постоянное взаимодействие социальной философии  и социологии.

 

         Предсоциологический этап развития  российской социальной мысли  можно вести от древней русской  мифологии и основ православной  религии. 

 

Вплоть до XYIII века социальная мысль функционировала в религиозной  оболочке и посредством религиозных  формул пыталась решать социальные проблемы, в основном связанные с задачами политического самоопределения общества.

Особое место в становлении  русского социального мышления занимает первая четверть XIX  века. Мыслители первой половины XIX века (П.И.Пестель (1793-1826 гг.), А.И.Галич (1783-1848 гг.), Н.И.Надеждин (1804-1856 гг.), П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.)) фактически закладывают программу социологического поиска, которая будет реализована во второй половине XIX  века - начале  ХХ века, тем самым определив европейский путь развития российской государственности.

 Вторая половина XIX века - время стремительного перехода  России на рельсы индустриальной  цивилизации, что обострило старые  социальные проблемы и выявило  массу новых. 

Процесс самоопределения  социологии завершился, как и в  Европе и Америке, к началу 20-х  годов XX века. В контексте понимания  предмета социологической науки  достаточно четко просматриваются  три исторических этапа развития  социологии.

  • Первый этап - 1860-1890-е годы XIX века. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины.
  • Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века. В это время утверждается позиция, что социология есть одна из многих социальных наук, она имеет собственный предмет исследования и своеобразие задачи.
  • Начало XX - 50-е гг. ХХ века - третий этап в развитии русской социологии.  

Это время четкого предметного  самоопределения социологии как  общей теории социального развития.

 

 

 

 

Информация о работе История Социологии