Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:49, реферат
Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, структура, сущность? Представители древнего периода античного развития - Платон, Гераклит и др. - предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они анализировали эмпирические стороны своей жизни и приспосабливали некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.
1. Введение
2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки
3. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.
4. Краткий обзор становления социологии в России XIX - начала ХХ вв.
5. Основные направления зарубежной социологии ХХ века
6. Социология в России ХХ в.
7. Заключение
8.Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЗабГУ)
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет экономики и информатики
Кафедра информатики, вычислительной техники и прикладной математики
РЕФЕРАТ
«История Социологии»
Шифр зачетки
Выполнил: студент группы
ИВТз –
Проверил:______________
Чита 2013
Содержание
1. Введение
2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки
3. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.
4. Краткий обзор становления социологии в России XIX - начала ХХ вв.
5. Основные направления зарубежной социологии ХХ века
6. Социология в России ХХ в.
7. Заключение
8.Список литературы
Введение
Вся история развития человеческого
познания проявляла пристальное
внимание ответу на вопрос: что такое
общество, какова его природа, организация,
структура, сущность? Представители
древнего периода античного развития
- Платон, Гераклит и др. - предложили
много социологических
Платон (428 или 427-348 или 374 гг. до н.э.).
В философии Платона причудливо
переплетаются моменты
Общество и человек
рассматриваются как две
Нарушение социальной гармонии, ведет по его мнению, к появлению извращенных форм государственного устройства, среди которых выделяются такие, как олигархия, демократия и тирания.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
В ходе построения собственной социальной теории Аристотель стремился выявить истинную природу человека и общества. Государство есть не что иное, как совокупность граждан и общество.
Говоря о государстве, он подчеркивает, что “всякое государство – продукт естественного возникновения. Живое существо состоит, прежде всего, из души и тела. Из них по своей природе одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное”. После этих общих положений Аристотель просто не мог не прийти к выводу о том, что “одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.
Наилучшее государственное общение это то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности”.
Нарушение баланса сил между средними, с одной стороны, богатыми и бедными – с другой, способствовало переходам от хороших форм правления к плохим.
Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.)
Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Он не только обобщает идеи своих предшественников, но и дает теоретический образ существующего буржуазного общества, утверждая его идеалы о необходимости ограничение воли отдельных людей, подчинение их дисциплине гражданского общества, законам государства, которые признаны защищать благополучие людей и самого государства.
Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)
Его трактовка гражданского общества заключается в идее общества равных индивидов, в качестве собственников, взаимодействующих на рынке в соответствии с общим для всех законом, который не только предполагает, что эти индивиды морально признают друг друга свободными и равными, но и предполагает также существование политических и юридических институтов, защищающих права этих индивидов. Гражданское общество по Гегелю это сфера реализации особенных, частных целей и интересов.
Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки
Предшествующий XIX в. этап развития
мировой философской и
Традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.
Возникла насущная
потребность формулирования
Становление социологии
как самостоятельной науки
Ответом на эти социальные запросы послужили работы О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича и др.
Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.
Новая наука об обществе зарождалась не только на базе общих рассуждений о сущности социальных явлений, сохранения теории теологического происхождения общества, но и на основе анализа статистических данных, на основе более тщательной проработки самих логических приемов, с помощью которых анализировались эти явления:
Ломбер Адольф Жак Кетле
(1796 – 1874)
Выдающийся франко-бельгийский ученый: математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции.
Творчество социальных статистиков XIX в. - один из редких примеров преобразующего влияния социальных наук на естественные. Их исследования способствовали становлению статистической физики.
Кетле был социологом-прикладником,
сознательно ограничивая
Он привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности.
Кетле выделил два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов:
Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики изменить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы.
Карл Маркс (1818 –1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
Концептуальной основой марксистской социологии стала идея материалистического понимания истории.
Материалистическое понимание истории исходит из действительных предпосылок.
Люди постоянно находятся между собой в постоянных производственных отношениях, в процессе которых они производят:
Что же такое общество, какова не была его форма? Материалистическое понимание истории говорит, что это продукт взаимодействия людей.
Анализируя в “Капитале” состояние современного (XIX в.) капиталистического общества на примере Англии К.Маркс основывался на реальной статистике этой страны.
Социологическая концепция
марксизма привела к появлению
множества различных
Краткий обзор становления социологии в России XIX - начала ХХ вв.
Как и в мировой социологии
в Росси действовала
Предсоциологический этап
Вплоть до XYIII века социальная
мысль функционировала в
Особое место в становлении русского социального мышления занимает первая четверть XIX века. Мыслители первой половины XIX века (П.И.Пестель (1793-1826 гг.), А.И.Галич (1783-1848 гг.), Н.И.Надеждин (1804-1856 гг.), П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.)) фактически закладывают программу социологического поиска, которая будет реализована во второй половине XIX века - начале ХХ века, тем самым определив европейский путь развития российской государственности.
Вторая половина XIX века
- время стремительного перехода
России на рельсы
Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития социологии.
Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального развития.