История Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, структура, сущность? Представители древнего периода античного развития - Платон, Гераклит и др. - предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они анализировали эмпирические стороны своей жизни и приспосабливали некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки
3. Классическая европейская социология середины XIX - начала XX вв.
4. Краткий обзор становления социологии в России XIX - начала ХХ вв.
5. Основные направления зарубежной социологии ХХ века
6. Социология в России ХХ в.
7. Заключение
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию3.docx

— 39.68 Кб (Скачать файл)

Основные направления  зарубежной социологии ХХ века

На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему  идей, гипотез, концепций, теорий, методов  исследования и способов описания разнообразных  социальных реалий. При этом практически  все лидеры и представители современной  западной социологии довольно активно  использовали и используют идеи и  концепции социологов классического  периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как  определенный банк идей, обладающий самостоятельной  ценностью, и как идеи, которые  включаются в качестве активного  элемента в различные разновидности  современной западной социологии.

 

Эмпирическая  социология

  Наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие ценные для социологии постулаты позитивистского типа:

  • социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально - исторической действительности;
  • методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;
  • социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Наиболее яркое выражение  эмпирическое направление в западной социологии проявилось в американской социологии 1920 -1950 гг. Начало этому процессу положили представители чикагской  школы (Роберт Парк (1864-1944 гг.), Уильям Ф. Огборн (1886-1959 гг.)). Занимая доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 г., чикагская школа оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Базой для ее формирования стал первый в мире социологический факультет Чикагского университета (с 1892 г.), основатель и руководитель которого А.В.Смолл одновременно возглавил Американское социологическое общество.

 

Структурно - функциональный анализ

Или функциональный подход, - одно из наиболее важных и сложных направлений современно социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной действительности (при этом формулируется и определенная концепция самой теории). Основоположником структурно - функционального анализа принято считать американского социолога Толкотта Парсонса (1902 -1979 гг.) и его соотечественника Роберта Мертона (род. 1910 г.).

Основная роль функции заключается в том, чтобы  установить критерий важности динамических факторов и процессов внутри системы. Развитие общества и человечества  носит эволюционный характер.

 

Теория социального  конфликта.

Современная теория социального  конфликта возникла как реакция  на широкое распространение социологии позитивизма, ее теоретической основы - структурно - функционального анализа. Некоторая односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких, как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума, - вступала в заметное противоречие с иным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50-60 гг., социальными конфликтами  этого периода.

 

Социологические  концепции технократизма 

Исследование проблем  технократизма занимало и занимает существенное место в западной социологии. Глубокая теоретико - методологическая проработка вопросов, связанных с  разнообразием форм проявления технократического  сознания, его типов и носителей, позволяет раскрыть специфику этого  противоречивого феномена современной  цивилизации, показать его эволюцию и тенденции его развития.

Сам термин “технократизм” в буквальном переводе с греческого означает власть ремесла, искусства. В  ХХ в. понятием технократия нередко  обозначали слой научно - технических  специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества. Социология технократизма является детищем техногенной цивилизации. Главными ценностями этого подхода  выступают следующие:

    • основанная на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления;
    • приоритетная роль, отводимая технике, научно - техническому фактору в целом, трактовка научно - технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества;
    • рассмотрение научно - технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение научно - технического и социального прогресса.

  Мировоззренический фундамент технократизма в социологии основан на убеждении в том, что новая управленческая технократическая элита, придя к власти, будет руководствоваться научно - техническими знаниями, а не какими - либо частными социально - классовыми интересами, и сумеет стать “элитой знания”, “элитой достоинств”

 

 

 

 

Феноменологическая  социология

Большое воздействие на развитие ряда разделов современной социологии оказала так называемая феноменологическая социология, оригинальная версия которой  была разработана австрийским философом  и социологом Альфредом Шюцем (1899 - 1959 гг.) в работе “Фенеменология социального  мира” (1932 г.).

Он утверждал, что наше знание о мире являет собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, а также других индивидов, ибо позволяют делать заключения относительно неизвестных нам мотиваций этих других.

 

Концепция  социального  обмена

Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии бихевиоризма, с одной стороны, и  социологии, с другой, является теория социального обмена, большой вклад  в разработку которой внесли Д. Хоманс (род. 1910 г.) и П. Блау (род. 1918 г.).

В ее основе лежат следующие  основные принципы, которые являются существенными факторами динамики процесса обмена:

  • Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность;
  • Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обстоятельствам (компенсация полученных благ как необходимость для продолжения получения их именуется по Блау “пусковым механизмом” социального взаимодействия);
  • Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей власть располагают партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности;
  • С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается;
  • Чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы “справедливого обмена”;
  • Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы;
  • Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена.

 

 

 

Социальная жизнь, таким  образом, полна “дилемм”, решая  которые люди вынуждены менять стабильность и баланс одних отношений обмена на напряженность других, поскольку  все они стремятся к поддержанию  всего многообразия этих отношений.

 

Социометрия (микросоциология)

Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое  и прикладное направление социологической  науки, изучающее социальные и психологические  взаимоотношения личностей в  малых группах. Возникновение социометрии правомерно связывается с использованием специфических приемов изучения группового поведения людей в деятельности эмигрировавшего из Румынии в США психиатра и социолога Джекоба Морено (1892 - 1974 гг.).

По его мнению, “социометрическая  революция”, “применимая к любому типу общества прошлого и будущего”, должна начаться с изменения психологии и сознания людей, а осуществление  ее выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в  соответствии с их симпатиями и антипатиями.

Создание социометрии  явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки  за весь период ее существования. Внедрение  количественных методов в социологию существенно преобразило ее и  позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественнонаучного  знания.

 

 

Социология в  России ХХ в.

Историческая судьба социологии советского периода после Октябрьской  революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и  в области социологической теоретической  мысли и в области институализации  социологии происходили интенсивные  позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической  школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее  становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической  теории, которая была нацелена на утверждение  только собственных представлений  и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической  мысли. Октябрьская революция обострила проблемы социальной структуры общества. Эволюция классовых отношений находилась в центре внимания социологов самых различных направлений.

С началом массовой коллективизации  деревни марксистская социология оказалась  в необычном положении. Возникающие  новые социальные явления не поддавались  объяснению в традиционных понятиях. На изучение явлений общественной жизни, которое не соответствовало господствующей идеологии, которое вступало в противоречие с великой идеей, бал наложен запрет. Из научного обихода было изъято даже само слово “социология”, социология было объявлено буржуазным проявлением.

Возрождение социологии началось в конце 50-х гг. во времена так  называемой “хрущевской оттепели”. Оно происходило в период, когда  информация о реальном положении  советского общества была практически  засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические  исследования руководились идеологическим заказом, который отражал директивное  мнение высшей партийно-государственной  номенклатуры. Это и определяло стратегию  научных поисков, выбор объекта  эмпирического исследования, да и  саму судьбу социологии.

В середине 60-х годов появляются обобщающие итоги многих исследований. Важным шагом в институализации  социологии явилось издание в 1966 г двухтомника “Социология в  СССР” В эти годы в стране были созданы первые социологические  учреждения: отдел социологических  исследований в Институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  государственном университете. В 1962 г. была основана советская социологическая  ассоциация. В 1969 г. на базе отдела социологических  исследования Института философии  АН СССР был создан Институт конкретных социологических исследований (с 1972 г. - Институт социологических исследований, а с 1990 г. - Институт социологии АН СССР).

История становления и  развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического  идеализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение  проблем методологии и методики конкретных социологических исследований.

 

Заключение

 

Сегодня в России идет процесс  становления социологии как учебной  и научной дисциплины, и, как представляется, надо постараться с самого начала избежать того очевидного тупика, в  котором оказалась, например, западная социология.

  На Западе, как известно, уже в течение многих десятилетий нет четко выраженного деления общественных наук на философские, политологические, социологические, психологические и т. п., но при этом обсуждается - без видимых шансов на успех - вопрос о том, является ли и может ли быть вообще наукой социология, а суждения о предмете и методах этой отрасли обществоведения формулируются преимущественно на основе более или менее сознательного отказа от их рационального обоснования.

Отвечая на вопрос, каков  же предмет социологии, можно утверждать, что социология есть наука о состоянии, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения

 

Список литературы

 

Интернет источник: http://politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC


Информация о работе История Социологии