История становления и развития социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Современный социум представляет собой сложную и многоуровневую систему, изменение которой по определенному плану представляет собой одну из ключевых проблем обществознания. Большинство событий, происходящих в политике, экономике, культуре и частной жизни граждан, напрямую зависит от характера и успешности проводимой в данный момент политики в области социального планирования и управления.
Задачи исследования:
рассмотреть основные концепции, выдвинутые выдающимися мыслителями различных эпох;
выявить основные этапы развития социологии, охарактеризовать ее функции.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________стр.3
1. Предыстория социологии. Античный период.________________________стр.4
2. Средневековье и Новое время (XV–XVIII вв.) _______________________стр.8
3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии стр.10
4. Функции социологии___________________________________________стр.11
Заключение _____________________________________________________стр.15
Список литературы ______________________________________________ стр.17

Файлы: 1 файл

социология управления (1).doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Социология управления

На тему: История становления и развития социологии управления

 

Выполнил: студентка

Ф.И.О. Енина М.В.

Курс 1 (2с.г.)

Отделение заочное

Проверил преподаватель:

Ватолина Ю.В.

Ф.И.О.,звание, ученая степень

 

 

Санкт–Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ________________________________________________________стр.3

1. Предыстория социологии. Античный период.________________________стр.4

2. Средневековье и Новое время (XV–XVIII вв.) _______________________стр.8

3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии стр.10

4. Функции социологии___________________________________________стр.11

Заключение _____________________________________________________стр.15

Список литературы ______________________________________________ стр.17

 

Введение

Социология управления – пограничная наука. Она появилась  на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей, то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Цель – рассмотреть историю становления социологии управления как науки.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что управление в организациях – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает.

Основной проблемой  самой социологии управления является ее становление как отраслевой социологической  науки. Острота этой проблемы обусловлена глобальными цивилизационными процессами и трудностями налаживания систем управления в обществах, переживающих кризисные периоды своего развития (практическая сторона проблемы), и необходимостью разработки адекватного теоретического аппарата (научная ее сторона).

Эффективное управление в нестационарных ситуациях зависит  не только от способности их предвидеть, но и от готовности оказаться в  непредвиденной ситуации. Современное  общество слишком быстро меняется, что делает кризисы разного рода неотъемлемой частью социальной жизни, приспосабливающейся к существованию в условиях кризиса. Умение преодолеть уже возникший кризис или избежать прогнозируемого должно дополняться умением использовать кризис как источник развития, как некую продуктивную способность, делающую его полезным и функциональным. Темп перемен все возрастает, что позволяет говорить о том, что прогрессивное развитие всех сфер социальной жизни зависит от умения эффективно использовать имеющиеся факторы и ресурсы для достижения поставленной цели.

Современный социум представляет собой сложную и многоуровневую систему, изменение которой по определенному  плану представляет собой одну из ключевых проблем обществознания. Большинство  событий, происходящих в политике, экономике, культуре и частной жизни граждан, напрямую зависит от характера и успешности проводимой в данный момент политики в области социального планирования и управления.

Задачи исследования:

рассмотреть основные концепции, выдвинутые выдающимися мыслителями  различных эпох;

выявить основные этапы  развития социологии, охарактеризовать ее функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предыстория социологии. Античный период.

 Момент возникновения человеческого общества невозможно точно определить, но, во всяком случае, это произошло не менее чем 40 – 50 тыс. лет назад. И нет никакого сомнения, что с тех давних времён людей стали интересовать механизмы взаимодействия индивидов между собой, т.е. общественные отношения. Человек всегда пытался понять, как устроено общество себе подобных. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека и  на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в  рассуждениях ученых и мудрецов –  в мудрых советах по различным житейским вопросам.

Одними из первых, кто дал достаточно полные объяснения о строении общества, были античные философы Платон и Аристотель. Хотя, к социологическим исследованиям  эмпирического и прикладного  характера также можно условно  отнести и деятельность Сократа.

Платон был идеалистом и учеником Сократа. Он создал первый в истории  труд по общей социологии, которым  считается его сочинение «Государство». В этом труде Платон подчёркивал особую роль разделения труда и создал модель идеального общества, основанную на впервые в мире разработанной им теории стратификации. По этой теории любое общество делится на три основных страты (класса, сословия), которые существуют на паритетных началах.

Высшая страта – философы, мудрецы, управляющие государством; средняя, включающая воинов («силовой блок» по современной терминологии), – охраняющая общество от смуты и беспорядков; низшая – ремесленники и крестьяне, т.е. люди труда, поддерживающие государство материально. Отношения между стратами основаны на взаимном уважении и общности интересов, поскольку они должны служить идее справедливости. Справедливость же, по мнению Платона, заключается в том, что все граждане свободны, равны и счастливы.

Идеи государственного устройства, высказанные Платоном, основывались на этическом рационализме. Наилучшей формой правления он считал аристократию – власть избранных, наилучших представителей общества. Далее в порядке ухудшения располагаются тимократия – власть воинов, олигархия – власть богачей, и демократия – власть народа. Наихудшей формой правления Платон считал демократию, поскольку из неё обычно вырастает тирания, а тирания – самая отвратительная форма правления при которой царят произвол и насилие, несмотря на то, что тиран приходит к власти как народный избранник в условиях демократии. Примеров тому в истории предостаточно и по нынешний день.

Учеником и последователем Платона был Аристотель – крупнейший учёный античности, философ и энциклопедист, оставивший после себя огромное научное  наследие. В своём научном труде «Политика» Аристотель критиковал своего учителя с позиций защиты частной собственности, семьи и прав граждан. Он считал, что обобществление Платоном имущества, жён и детей ведёт к уничтожению государства, хотя был согласен с тем, что наихудшими формами правления являются олигархия, демократия и тирания. Частная же собственность не вредит обществу, но развивает здоровые эгоистические интересы. А при наличии коллективной собственности все люди, или их большинство, бедны и озлоблены. Опорой государства должен служить средний класс – класс собственников. Государство, по Аристотелю, лучше всего управляется тогда, когда:

1) бедняки имеют возможность  участвовать в управлении;

2) ограничиваются эгоистические  интересы богатых;

3) наиболее многочисленным  является средний класс.

Наилучшей мерой во всём Аристотель видел «золотую середину», а лучшим состоянием общества, защищающим его от застоя и разложения, он считал состояние войны.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Первых социологов античности, живших в V–IV вв. до н.э., называют социальными философами. Их взгляды принято классифицировать как донаучный этап развития социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Средневековье  и Новое время (XV–XVIII вв.)

Эпоху Возрождения можно  считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Данное время не ознаменовано какими–либо новыми значимыми подходами  к изучению общества, хотя отдельные мыслители и внесли весомый вклад в предысторию социологической науки. Так, итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469–1527), отталкиваясь от идей Платона и Аристотеля, пытался создать собственную теорию общества и государства, делая при этом акцент не на их структуру, функции и закономерности, а на поведение политического лидера и его роль в судьбе страны. Этот вопрос остаётся весьма актуальным и до нашего времени.

В своём главном произведении «Государь» Макиавелли утверждал, что только при сильном правителе можно создать независимое государство, свободное от чужеземного ига. При этом для упрочения государства допустимы любые средства (впоследствии политику, пренебрегающую законами морали, стали обозначать термином «макиавеллизм»). Макиавелли резко отрицательно относился к политике феодалов, приводившей к постоянным раздорам и препятствующей образованию единого государства. Но он опасался и «черни», отдавая симпатии средним и высшим слоям торгово–ремесленнического сословия, т.е. делал упор на лично свободный, обладающий частной собственностью средний класс. Важнейшей движущей силой общества Макиавелли считал политическую борьбу, являющейся видом социальной, классовой борьбы (социальные конфликты).

Особый интерес в предыстории социологии вызывают исследования так называемых «утопистов». Термины «утопия» и «социальная утопия» появились после написания английским гуманистом Томасом Мором (1478–1535) фантастического литературного произведения о несуществующей стране Утопии. В нём Мор описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства, и подвергнул критике институт частной собственности.

Идеи Т.Мора развили в дальнейшем итальянский поэт–философ Томмазо Кампанелла в произведении «Город Солнца» и английский социалист–утопист Джерард Уинстенли в книге «Новый закон справедливости». Они утверждали в своих книгах, что идеальное общество – это не мечта, а общественный строй достижимый в действительности. В этих воззрениях ранних утопистов отразились чаяния и грёзы людей об идеальном обществе и «Золотом веке» человечества. Несмотря на мистицизм и романтизм их социальных воззрений, они представляли зачатки трёх типов мировоззрений, определяемых в зависимости от их отношения к идеальному представлению о Золотом веке. Так, Мор в поисках Золотого века погружается в историю, тем самым открывая новый исследовательский метод исторического анализа в социологии – историзм. Кампанелла, наоборот, больше склоняется к поискам Золотого века в будущем и открывает метод умозрения, научно–художественного и теоретического конструирования, развиваемый в дальнейшем Сен–Симоном, Оуэном, Фурье и, в конечном счёте, в марксизме (где соединяется с историзмом). А Уинстенли своими поисками Золотого века в реальной жизни обусловливает зарождение идеи связи теории с жизнью – прагматизма.

Эта прагматическая идея в социологии о направленности исторического  и теоретического анализа на факты  самой жизни и поиск ответов  на её вопросы станет центральной  идеей русских социологов и политиков от А.Герцена до П.Сорокина и В.Ленина.

 

 

 

3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии

История свидетельствует, что социология в качестве отдельной  специальной науки начала признаваться научным обществом в 40–х годах XIX века после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

В системе О. Конта  обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии, он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной, или научной стадии человек отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости  формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. 

Информация о работе История становления и развития социологии управления