Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:46, реферат
Современный социум представляет собой сложную и многоуровневую систему, изменение которой по определенному плану представляет собой одну из ключевых проблем обществознания. Большинство событий, происходящих в политике, экономике, культуре и частной жизни граждан, напрямую зависит от характера и успешности проводимой в данный момент политики в области социального планирования и управления.
Задачи исследования:
рассмотреть основные концепции, выдвинутые выдающимися мыслителями различных эпох;
выявить основные этапы развития социологии, охарактеризовать ее функции.
Введение ________________________________________________________стр.3
1. Предыстория социологии. Античный период.________________________стр.4
2. Средневековье и Новое время (XV–XVIII вв.) _______________________стр.8
3. Становление и развитие классической западноевропейской социологии стр.10
4. Функции социологии___________________________________________стр.11
Заключение _____________________________________________________стр.15
Список литературы ______________________________________________ стр.17
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818–1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812–1895) разработал концепцию общественно–исторической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.
Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.
Макс Вебер (1864–1920) – немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида – "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. "Идеальный тип, – писал Вебер, – это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов". Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности
4. Функции социологии
Социология тысячами
нитей связана с обществом. Это
обусловливает множество
Теоретико–познавательная – функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.
Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа.
В рамках данной функции выделяют:
а) Функцию социального
контроля, исполнение которой предполагает,
что социологические
б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса.
в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970–х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов.
Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких–либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально–демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан–Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.
Просветительская (образовательная) функция. Социология – это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по–новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития.
Социологические перспективы исследования субъектно–объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).
Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
В условиях быстрых и противоречивых процессов, происходящих в современном обществе, социологии управления надлежит внимательнее присматриваться к «потенциалу будущего», который содержится в сегодняшнем дне. Необходимо овладеть методиками, которые позволяют изучать не состояния, а процессы.
В данном контексте весьма важная предметная область социологии управления – кадровая политика. Как известно, кадры только тогда становятся решающим ресурсом или вообще проявляются как собственно кадры, а не просто «рабсила» или «человеческие ресурсы», когда создается система ориентиров и стимулов развития страны, т.е. когда обозначается и реализуется стратегическая программа кардинального преобразования существующих механизмов и форм деятельности и развертывания множества векторов принципиально новых, нестандартных возможностей для самореализации. В этой ситуации чиновнику для выполнения даже своих штатных функций, помимо определенных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимы дополнительные творческие способности, а именно: способность решать нестандартные, уникальные задачи, самостоятельно находить выход из критических ситуаций, беря всю ответственность за последствия на себя. В этом случае личностные, творческие мотивы получают эффективные формы синтеза с социально обусловленными потребностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе История становления и развития социологии управления