История становления отечественной и зарубежной практики социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:03, реферат

Описание работы

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы. Каждому конкретно-историческому этапу развития социальной работы соответствуют свои концептуальные основы и своя практическая стратегия. Конец 20-го начало 21-го века в России и в мире в целом характеризуется тем, что на смену идеологии и практики социального призрения приходит идеология и практика социальной реабилитации.

Файлы: 1 файл

REFERAT_tema_1 (1).docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Социальная реабилитация»

Тема: История становления отечественной и зарубежной практики социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

         

 

 

 

 

Выполнили: Григорьева В.В.

Яблокова Т.А.

 

 

Преподаватель: Шелия А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Ярославль 2014

 

Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы. Каждому конкретно-историческому этапу развития социальной работы соответствуют свои концептуальные основы и своя практическая стратегия. Конец 20-го начало 21-го века в России и в мире в целом характеризуется тем, что на смену идеологии и практики социального призрения приходит идеология и практика социальной реабилитации.

Новая стратегия социальной работы вовсе не означает, что идеология и практика социального призрения отвергается полностью. Социальное призрение остается необходимостью и в дальнейшем. Но уже сегодня абсолютизация этого подхода не имеет оправдания. Дело в том, что социальное призрение акцентирует свое внимание на удовлетворении минимально-жизненных потребностях человека. Вопросы адекватной самореализации личности остаются вне поля зрения социального призрения. Изменившиеся материальные и духовные условия социальной работы делают возможным и необходимым переход к новой стратегии, сущность которой есть социальная реабилитация. В ее свете клиент выступает не только как нуждающийся, в определенном минимуме жизненных средств. Клиент предстает как личность, которой свойственен определенный потенциал самореализации в труде и в сфере гражданских отношений общества. Содержание этого коренного перелома в системе социальной работы и отражено в предмете и проблематике данной учебной дисциплины.

В связи с переходом идеологии и практики социальной реабилитации, возникла необходимость соответствующего кадрового обеспечения государственных и общественных служб социальной работы. При этом традиционный опыт не всегда сегодня оказывается результативным. Существенные изменения происходят в самой системе социальной работы. Как веление времени стоит сегодня вопрос о профессиональной подготовке социальных работников нового типа. Учебная дисциплина под названием "Социальная реабилитация" и предназначена для того, чтобы обеспечить профессиональную подготовку социальных работников, способных воплощать в жизнь программы социальной реабилитации клиентов. Реабилитология (в общем смысле) - наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности (это признаки любой науки) связаны с процессом, называемым реабилитацией.

Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio - восстановление) означает: 1) восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в том числе в административном и судебном порядке; 2) применение к подсудимым (прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, не связанных с лишением свободы, в целях их исправления; 3) комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов [29, с. 21].

Из приведённого выше определения реабилитации видна необходимость выделения её видов (форм). Чаще всего говорят о психологической, педагогической, медицинской реабилитации. Это действительно важнейшие виды реабилитации, но они не охватывают всего этого процесса.

Для научного решения вопроса о видах реабилитационных процессов (классификации) необходимо нахождение соответственных оснований. Такими основаниями могут быть, с одной стороны, виды восстановления (доброго имени, прав, здоровья), с другой - объекты реабилитации (разные возрастные группы и категории населения: инвалиды, пожилые люди, ветераны военной службы, дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, лица с наркологической зависимостью и др.). В первом случае имеются в виду правовая (юридическая), педагогическая, медицинская и другие виды реабилитаций, в том числе социальная (в узком смысле) реабилитация.

Профессор П. Д. Павленок полагает, что представители отраслевых, конкретных научных дисциплин не всегда указывают (и учитывают) этот вид реабилитации. В то же время социальная реабилитация имеет важнейшее значение в жизнедеятельности людей. Ведь это - восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни обществ. В содержательном плане социальная реабилитация, по существу, включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации. И в этом случае она может рассматриваться как социальная реабилитация в широком смысле, т. е. включающая все основные виды жизнедеятельности людей.

 

Глава 1. Исторический аспект взаимоотношений лиц с физическими недостатками и общества в течение XVI – нач. XX ст.

       В течение всей своей истории  общество сталкивалось с людьми, которые имели проблемы со  своим здоровьем, как физическим, так и психическим. Развивалось  общество, и менялись его взаимоотношения  с такой категорией людей. Начиная с 16 века общество разделило названых личностей, что имели проблемы со своим здоровьем, на инвалидов, увечных и калек.

       Поскольку основная и большая  по количеству категория, что  имела проблемы со своим здоровьем, возникла после войн и боевых  действий, то главное внимание  уделялось бывшим воинам, которые  имели ранения, увечья, болезни, полученные во время боевых действий.

        Эта часть бывших воинов, которая  имела проблемы со своим здоровьем, получила название «инвалид». Этот  термин – «инвалид» - начали использовать  во Франции по отношению к  воинам, которые отслужили в армии, имели заслуги перед государством  и были неспособными нести  службу из-за увечья, ранений, дряхлости.

       Более пяти столетий государство  разделяло людей, которые имели  проблемы со своим здоровьем, на две группы. Первую группу  составляли инвалиды, которые отслужили  в армии и имели проблемы  со своим здоровьем вследствие  ран, увечья или дряхлости. Во  вторую группу были выделены  дети, взрослое население. Которые  никогда не проходили службу  в армии, и имели увечья, болезни, полученные от рождения, дома  или на производстве. Эту группу составили увечные и калеки. 

        В древней Греции инвалиды  вместе со своими семьями содержались  за счет республики. Римляне надавали  инвалидам земельные участки  и денежное содержание. Инвалидам  была отведена роль уважаемых  в обществе людей, и они имели  достаточно развитую систему  социального обеспечения («призрения»). Король Франции Франциске (1515 – 1547 гг.) издал указ обеспечивать пенсиями  и размещать инвалидов в замках  за заслуги перед Францией. Последователями  короля Франциске относительно социального обеспечения инвалидов стали правители Англии, Германии, Австрии. Король Франции Генрих IV (1616 г.) начал строить инвалидные дома (Hotel des Invalides) для старых и тяжело раненых инвалидов. Вслед за Францией начали строить инвалидные дома в Англии, Германии, Австрии и затем России.

     Кроме  инвалидных домов, во Франции  и Германии создаются инвалидные  роты, которые исполняли роль  учреждений социального обеспечения («призрения»), отчасти они служили  воинскими частями, что выполняли  разнообразные функции внутренней  службы. Инвалидные роты просуществовали  в Европе до 1874 г.

      В России Петр I (1720 г.) издает указ  размещать бывших военнослужащих, которые имеют увечья или болезни, в монастыри или богадельни  для пребывания или ухода за  ними в «шпиталях» - приютах для «призреваемых», с предоставлением им пожизненного содержания с предоставлением гарнизонного оклада. Во времена Екатерины II инвалиды размещались в городах с предоставлением им квартир и пенсионного содержания. Роль социальных учреждений, где размещались бывшие военнослужащие – инвалиды, выполняли инвалидные роты при гарнизонных батальонах.

     Вторая  категория людей с проблемами  здоровья – увечные и калеки  имели  возможность находиться  в богадельнях, домах призрения  или приютах, где им обеспечивали  уход и ночлег. Впервые богадельни  и приюты для увечных и калек  появились при Иване Грозном (1551 г.)

     Богадельни  и приюти, просуществовали в России  до 1918 г. и весь этот период  выполняли функцию учреждения, где  увечные и калеки получали  уход и ночлег. Эта категория  людей не имела статуса уважаемых  лиц и не получали пенсий  и не получала пенсий и других  социальных благ.

        В отношении общества к инвалидам  и увечным с калеками можно  увидеть  различия в финансировании  пенсионного, материального обеспечения  инвалидов и содержания богаделен, приютов и домов призрения в России.

     Инвалиды  имели государственную поддержку. В России с 1814 г. пенсионное обеспечение  инвалидов проводилась за счет  инвалидного капитала, который формировался  из средств, которые поступали  от конфискаций, налога – от  кораблей, что приходили в порты, денежных наград, при получении  орденов и медалей; из средств  за получение земли в пожизненное  владение – от 1 ½ копейки до 7 ½ за десятину, за получение  аренды на землю – от 1 до 3% с прибыли за год, за получение  беспроцентных кредитов одноразово 5% от всей суммы; от денежных  удержаний, которые накладывались  военными судами, отчислений от  призовых денег, сборов от получения  заграничных паспортов – с  каждого паспорта и за срок  его действия; из денег, что остались  от умерших, убитых нижних чинов, если они не оформили завещание.

      Богадельни содержались за счет  средств церкви. Для увечных и  калек создавались дома призрения, которые контролировались Приказом  общественного призрения. Дома призрения  содержались за счет прибыли  от коммерческой деятельности, от  частных и случайных пожертвований. В приютах для молодежи создавались  ремесленные мастерские для получения  будущей профессии и коммерческой  деятельности. В 1898 «по мысле и желанию» императрицы Марии Федоровны было создано опекунство для глухонемых взрослых и детей. В Москве и Санкт - Петербурге были организованы для них мастерские, дома трудолюбия. Опекуны искали для глухонемых работу и помогали в проведении коммерческой деятельности.

    Историю возникновения реабилитации лиц с физическими недостатками, как комплексного подхода в медицинской и социальной сфере, необходимо вести от 1832 г., когда в Мюнхене (Бавария, Германия) Йоган Эдлером фон Курц создает институт воспитания для увечных одноруких мальчиков с целью предоставления им образования, равной к образованию народной школы, научить ремеслам или «свободным профессиям», под медицинским контролем и лечением. С 1874 г. в этом заведении стали обучаться увечные однорукие девочки, которые овладевали шитьем, вязанием и ведением домашнего хозяйства. До 1897 г. в Германии было создано 8 школ подобных Мюнхенскому институту, в которых обучалось 550 увечных.

      В 1872 г. пастор и филантроп Ганс  Кнудсен (Копенгаген, Дания) создает общество помощи калекам, ортопедическую клинику, профессиональную школу для обучения и мастерскую для работающих калек. Результаты работы Копенгагенской школы было обнародованы на Международном конгрессе врачей в Копенгагене в 1884 г. Опыт работы с увечными и калеками получил положительный отзыв со стороны врачей, и вскоре они начали его  внедрять для помощи лиц с физическими ограничениями в скандинавских странах (Швеция, Норвегия).

     В  Петербурге (1895 г.) Комитет Красного  Креста, на основе опыта пастора  Ганса Кнудсена, создает приют – школу для увечных, приют для взрослых калек Петровского Общества и Василиеостровского отделения Общества опекунства бедных и больных.

      Дело в том, что мероприятия  по лечению увечных и калек, их трудового обучения и социальной  адаптации в XIX – нач. XX ст. как  в Европе, США, так и в России, проводились за счет средств  меценатов и общественных организаций, где особое место занимало  Общество Красного Креста. Все  больницы в России принадлежали  двум организациям: ¾ больниц  находились под патронатом Российского  Красного Креста и ¼ - в ведомстве  Российской армии.

      Особенностью  развития формирования  реабилитации лиц с физическими  недостатками в России было  то, что за достаточно развитой  системой меценатства, организаторы  приютов – школ для увечных  и калек сталкивались с проблемами  получения помещений для организации  приютов и наличия подготовленных  специалистов среди преподавателей, воспитателей для работы с  калеками. Эту проблему всегда  рекомендовали развязывать за  счет увечных и калек, которые  хорошо учились в приютах и  имели достаточные знания для  обучения других.

      Рассматривая исторические факты  формирования реабилитации лиц  с физическими и умственными  недостатками, необходимо отметить  российских психиатров, которые  внедрили в лечебное дело трудовую  терапию. В середине  XIX ст. доктор  Сандлер, в Московской Преображенской психиатрической больнице, организовал мастерские для больных и использовал их труд на сельскохозяйственных работах. Такое использование труда считалось отличной постановкой лечебного дела.

Информация о работе История становления отечественной и зарубежной практики социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями