Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:03, реферат
История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы. Каждому конкретно-историческому этапу развития социальной работы соответствуют свои концептуальные основы и своя практическая стратегия. Конец 20-го начало 21-го века в России и в мире в целом характеризуется тем, что на смену идеологии и практики социального призрения приходит идеология и практика социальной реабилитации.
Но в то же время было бы ошибкой приравнивать такой вид терапии к лечебной физкультуре. В российской практике многое из того, чем владеет оккупациональная терапия в странах Запада, имеется в арсенале медика, инструктора лечебно-физкультурного кабинета, дефектолога, с недавнего времени и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в его сферу компетенции. Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или
всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Особенно большое развитие оккунациональная терапия получила в Великобритании, а также в США. Что же является содержанием оккупациональной терапии и кто нуждается в ее услугах?
Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков.
Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок. Часто важным средством реабилитации для детей, которым необходимо улучшение координации зрения и рук, развитие мелкой моторики, для того, например, чтобы добиться успеха в школьных занятиях, становится игровая деятельность. На протяжении курса реабилитации статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в реабилитационной программе обсуждаются с членами команды, врачом, самим пациентом и его семьей. выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения есть как бы некий товарный знак оккупациональной терапии.
Таким образом, как направление в социальной реабилитологии оккупациональная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию (умывание, причесывание), и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования (вязание, шитье и т. п.).
Кому предназначена оккупациональная терапия?
Оккупациональная терапия необходима детям с проблемами, связанными со следующими диагнозами:
• недоношенность;
• церебральный паралич или мускульная дистрофия;
• отклонения в развитии, включая умственную отсталость, spina befida, врожденные аномалии;
• педиатрические заболевания, например, детский ревматический артрит;
• трудности в обучении (включая дислексию), школьная неуспеваемость;
• эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии.
Ранняя ОТ для детей с подобными проблемами позволяет:
• облегчить нормальное развитие и стимулировать ран-
нее обучение;
• развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
• достичь самостоятельности в жизненных навыках включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию;
ОТ необходима подросткам и молодежи с проблемами:
• семейной и социальной адаптации;
• алкогольной или наркотической зависимости, социо-патологии поведения, расстройства аппетита;
• неврологической недостаточности на почве травм, ранений головного и спинного мозга;
• ортопедических ограничений на почве несчастного
случая или заболевания;
• нервно-психических расстройств и трудностей в обучении.
ОТ для подростков и молодых людей позволит:
• улучшить сенсорику и моторику;
• увеличить мобильность, силу и выносливость;
• облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;
• стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;
• получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.
ОТ необходима также взрослым с проблемами:
• профессиональных травм, включая ампутации, повреждения рук, ожоги;
• сердечно-сосудистых заболеваний (включая инфаркт миокарда), периферийных сосудистых заболеваний;
• психических заболеваний, угрозы психическому здоровью (включая реакции на стресс), алкогольной и наркотической зависимости, депрессии и шизофрении;
• неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз.
С самых древних времен существования и вне зависимости от степени развития общества, всегда были и остаются люди, особо уязвимые в силу ограниченности своих физических или ментальных возможностей. И хотя отношение к таким людям существенно трансформировалось по мере социально-нравственного «взросления» человечества: изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними.
Однако, нередко, и по сей день в традиционном подходе понятие «человек с ограниченными возможностями» ярко выражает дефицит видения социальной сущности инвалида. Это ведет к тому, что люди с ограниченными возможностями попадают в положение социальной эксклюзии - исключения индивидуумов и групп из участия в социальном обмене.
В современной мире в сложном экономическом и социально незащищенном положении оказались многие группы населения, в том числе пенсионеры и инвалиды. Главная цель реабилитации этих групп состоит в том, чтобы на основе создаваемых государством, обществом и самим человеком условий получить возможность для участия в трудовой и общественно полезной жизни общества, а также в целом повысить качество жизни. Это возможно, если обеспечить доступность всех сфер жизнедеятельности человека, и, в первую очередь, сферу лечения и отдыха.
Важнейший субъект социальной защиты населения - государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Государство обеспечивает необходимый уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности граждан.
Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Однако такая поддержка не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводственному труду и создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов.
В обществе должны быть созданы условия - экономические, организационные, правовые, финансовые и другие - для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития необходимы юридические, экономические, моральные и другие мероприятия федерального и муниципального уровня. Значимым фактором при осуществлении социальной реабилитации является социальная работа, как взаимодействие и взаимовлияние индивида и общества, учитывая смысложизненные основания Бытия человека, также его место в мире, культуре, истории.
Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий окружающей его среды. В процессе контакта со средой происходит разрушение большей или меньшей части структурных элементов организма или тканей живого существа. При этом требуется полная регенерация — полное восстановление полученных повреждений при наличии высоких регенеративных способностей организма. Объектом для реабилитационного восстановления является ситуация при которой патологические изменения организма и систем уже вызвали или имеют ближайшую перспективу вызвать ограничение жизнедеятельности и социального статуса больного.
Основная цель реабилитации - это восстановление любых сторон жизнедеятельности и социального благополучия больного путём усиления репораторных способностей организма и создание таких условий среды, которые бы в наибольшей степени способствовали восстановлению обратимых и необратимых комплексных последствий заболеваний и травм. Реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к общественно-полезному труду.
Человек без инвалидности, но с нарушенным здоровьем, нуждается в восстановлении в той же степени, что и инвалид. Особые неблагоприятные условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других -снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Поэтому в рамках реабилитации автор диссертации рассмотрел психологическую, медицинскую и экологическую.
В рамках восстановления человека при помощи не только социальных ресурсов, но и природных, были проанализированы курортно-оздоровительная и туристическая виды реабилитации. Как известно, именно природа дает человеку силы для жизни, работы и развития. Автором подчеркнуто то, что сохранение биосферы и природных богатств является необходимым условием не только рекреации, но и выживания человечества. Основные моменты в вопросе экологической реабилитации, содержат в себе суть самой проблемы экологического дисбаланса на Земле. Нерациональное использование ресурсов, и продуктов переработки как раз и ведет к экологической катастрофе. Целью экологической безопасности является не только зашита здоровья населения, но и защита окружающей среды.
То, что в начале 21-го века озадачивает любого человека - экологический кризис - это напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в обществе с ресурсно-экологическими возможностям биосферы. Решение проблемы - в восстановлении баланса.
Современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. От безудержного и бездумного потребления природных ресурсов человечество должно перейти к политике сбережения, охранения, восстановления, реабилитации природного потенциала, при помощи которого общество живет, развивается, процветает.