Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:21, реферат
Значительная часть информации, необходимая для исследования, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. Существуют две группы методов анализа информации документов: традиционные, формализованные (контент-анализ).
Существует достаточно много определений контент-анализ. Одно из самых известных дано В.А. Ядовым. Под Контент-анализом понимается "перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой".
Глава 1
§ 1 История возникновения контент-анализ
§ 2 достоинства и недостатки
§ 3 Техника проведения контент-анализ
Глава 1
§ 1 История возникновения контент-анализ
§ 2 достоинства и недостатки
§ 3 Техника проведения контент-анализ
История возникновения контент-анализ
Значительная часть информации, необходимая для исследования, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. Существуют две группы методов анализа информации документов: традиционные, формализованные (контент-анализ).
Существует достаточно много определений контент-анализ. Одно из самых известных дано В.А. Ядовым. Под Контент-анализом понимается "перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой".
По Мангейму Д. и Ричу Р., «контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Контент-анализ снабжает нас методом - вернее, серией методов, - с помощью которого мы можем обобщать те или иные материальные проявления поведения и отношений различных типов политических субъектов.»
Метод контент анализа имеет длительную историю. Первые попытки осуществить анализ материалов газет относится ко времени исследований в области американской журналистики, проведенных в конце прошлого и начале нынешнего века. Началом социологического анализа личных документов принято считать исследование писем польских эмигрантов, проведенное Томасом и Знанецким в 20-е гг. XX в. Однако изучение условий переселения крестьян в Сибирь - анализ писем проводился еще в 80-90 гг. XIX в, русской земской статистикой.1
Как научный метод,
контент-анализ широко
Во время Второй мировой войны имел место самый, пожалуй, знаменитый эпизод в истории контент-анализа – это предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.
Вначале 60-х гг. Ж. Кайзер, французский журналист, разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих общее представление знания, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитие тенденций в публикациях СМИ.
Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление» методологии контент-анализ получило в работах Э. Морэн. Ввела в научный оборот термин «единица информации» - семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?». Это обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э. Морэн разрушила критерий однородности. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. 3
В нашей стране
еще в 20-е гг. велись исследования
содержания газет, писем в
Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Существует два вида контен-анализа: неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста. Такой подход позволяет выявить типы, качественных моделей содержания. Количественный основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста.4
Контент-анализ - один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего - текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и прочего. С помощью контен-анализа исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора, ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях.
Техника проведения контент-анализа
Контент-анализ может
быть использован для ответа на исследовательские
вопросы всегда, если имеется какой-то
материальный носитель информации, так
или иначе относящейся к
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. Первая это определение задач, объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор качественных и количественных единиц контент-анализа. Качественные единицы отвечают на вопрос, что надо считать в тексте, а количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их индикаторы в тексте. Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью.6
В качестве единиц контент-анализа могут выступать: слово, простое предложение, суждение, автор, герой, экземпляр книги. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими, охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования, взаимоисключающими, одни и те же части не должны принадлежать различным категориям, надежными между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории и уместными, соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию. При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Следующий этап кодирование всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется процесс квантификации, то есть перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Кодирование данных при контент-анализе обычно осуществляется с помощью достаточно простых анкет или компьютерных программ, в которых фиксируется каждое появление в анализируемом тексте искомой единицы.
После этого статистическая обработка полученных количественных
данных. Она осуществляется вручную или на ЭВМ. Обычно используются
процентные и частотные распределения, разнообразные коэффициенты корреляций и так далее. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, например, формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,
где f — число положительных оценок; n — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа. Последняя стадия интерпретация полученных данных на основе анализа и теоретического контекста исследования, верификация данных. Данные могут быть представлены с помощью разнообразных графических средств –диаграмм, графиков.
Контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. Относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста. . Показывает, что происходит, как часто, где и при каких обстоятельствах. Достоинством этого метода является возможность статистической обработки результатов анализа, так как в процессе его проведения определяются такие количественные, характеристики, как общий объем и частота внимания, уделяемые исследуемой категории анализа в каждом источнике. В качестве достоинства метода можно отметить также его высокую объективность, так как влияние личного мнения исследователя на результаты анализа минимальны из-за сильной формализации процедуры его проведения. Значительная формализация позволила использовать специальные компьютерные программы для проведения контент-анализа, поэтому трудоемкость его выполнения может быть очень низкой.
Метод контент-анализа является доростоящим, и отнимает достаточно большое количество времени. В качестве еще одного недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм, осознание данных при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.
Использование личных документов при контент-анализе ограничено. Такие материалы хороши для педагогических и психологических исследований. Получения достоверной информации из биографических, личных документах часто отражается не процесс, а лишь результаты. Особое внимание следует уделять проверке авторства документа, его подлинности.