Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:21, реферат
Значительная часть информации, необходимая для исследования, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. Существуют две группы методов анализа информации документов: традиционные, формализованные (контент-анализ).
Существует достаточно много определений контент-анализ. Одно из самых известных дано В.А. Ядовым. Под Контент-анализом понимается "перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой".
Глава 1
§ 1 История возникновения контент-анализ
§ 2 достоинства и недостатки
§ 3 Техника проведения контент-анализ
Анализ документов — важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
Введение
Степень разработанности
В нашей стране метод контент-анализа стал использоваться сравнительно недавно, где-то в середине XX века, но сейчас становится все более популярным. Началом социологического анализа личных документов принято считать исследование писем польских эмигрантов, проведенное Томасом и Знанецким в 20-е гг. XX в. Контент-анализ - один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего - текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и прочего. С помощью контен-анализа исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора, ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях.
В последнее время в отечественной научной среде наблюдается заметное повышение интереса к методу контент-анализа. Несмотря на то, что подчас бывает непросто найти книгу по данной тематике, интерес к данному способу интерпретации информации возрастает, проводятся дискуссии по теме, предлагаются решения, проводятся исследования. На сегодня помимо упоминания метода в работах монографического плана, посвященных общесоциологическим вопросам, а также в публикациях по теме коммуникации проблематика контент-анализа присутствует в профессиональной периодике: в журналах Журналистика», «Социологический журнал», «Социология – 4М», «Социологические исследования». Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно Алексеев А.Н., Вооглайд Ю., Вихалемм П., Грушин Б.А., Дридзе Т.М., Лауристинь М., Баранов А.В., Шляпентох В., Федотова Л.Н. и многие другие. Небольшие работы по контент-анализу можно найти сейчас и у студентов различных ВУЗов это работы Элеазера А.В. «Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа», Рытова А., «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова» и Четверикова С. «Контент-анализ экономической информации».
Цели курсовой работы. Первая цель конкретизируется через следующие задачи: 1) определить место контент-анализа в структуре методов социологического исследования 2) проанализировать сущность и специфику метода 3) описать процедуру проведения контент-анализа. Вторая цель конкретизируется в ряде следующих задач: 1) описать и сравнить программы политических партий 2)описать и сравнить стратегию и деятельность политических партий.
Исходя из поставленных целей в выпускной работе решаются следующие задачи:
1)определить место контент-
2)выявить, описать и
3)раскрыть возможности метода контент-анализа в современных политико-социологических исследованиях;
4)описать применение метода
контент-анализа в
Структура курсовой работы включает в себя: введение
Список литературы
1 Богомолова Н.
Н. Стефаненко Т. Г. Контент-
2 Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. – М.: КноРус, 2007. с.456
3 Манекин Р. В.
Контент-анализ как метод
4 http://www.ecsocman.edu.ru/db/
5 Шалак В. И. Современный контент-анализ. - М.: Омега-Л, 2004. с.272
6 Тони Л. Гэррод Д. Социология. – М.: Грант, 2000. с.680
7 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2004 с.567
8 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987
9 Федотова Л. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2001. – с.214
1 Манекин Р. В. Контент-анализ как метод исторического исследования –Д.: Информсервис, 1991.
2 Аверьянов Л. Я. Контент-анализ.- М.:КноРус, 2007. С.267
3 Манекин Р. В. Контент-анализ как метод исторического исследования –Д.: Информсервис, 1991
4 Аверьянов Л. Я. Контент-анализ – М.: КноРус, 2007 – С. 252
5 Мангейм Д. Б. Рич Р. К.Политология: методы исследования.- М.: Весь Мир-1997. С.270
6 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2004. С.219