Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:43, контрольная работа
Задачи контрольной работы:
-рассмотреть процесс функционирования избирательной системы;
-рассмотреть процесс трансформации избирательной системы;
-изучить субъекты выборов;
-проанализировать этапы избирательной кампании.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Избирательный процесс: процессы функционирования
и трансформации избирательной системы………………………………………3
2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании………………………..5
3.Вопрос…………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Избирательный процесс: процессы функционирования
и трансформации избирательной системы………………………………………3
2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании………………………..5
3.Вопрос…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….16
Введение
Термин «демократия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа». Однако совершенно ясно, что если афинская демократия с ее 10-15 тыс. граждан могла быть прямой в полном смысле этого слова, то в современном обществе правление народа может осуществляться лишь через избранных им представителей. Поэтому демократия сегодня немыслима без института выборов. Выступая в качестве центральной характеристики демократии, институт выборов является одним из приоритетных объектов современной науки. Изучение института выборов представляет интерес не только для научного сообщества, но и для обычного гражданина. В нашей стране более 100 млн. человек имеют право голоса. Многие ли из них способны квалифицированно разобраться в вопросах, связанных с избирательным процессом, и осознанно реализовать свое право? А ведь избирательный процесс напрямую влияет на уровень и качество жизни населения. Поэтому цель данной контрольной работы разобраться в процессе функционирования избирательной системы, для того, чтобы повысить свою политико-правовую культуру. Это должно помочь ориентироваться в реальных электоральных ситуациях, грамотно оценивать ход избирательной кампании исходя из политического и социально-экономического контекста, разбираться в механизмах воздействия со стороны «продавцов политического товара» и противостоять им.
Задачи контрольной работы:
-рассмотреть
процесс функционирования
-рассмотреть
процесс трансформации
-изучить субъекты выборов;
-проанализировать этапы избирательной кампании.
1.Избирательный
процесс: процессы
В современной литературе не всегда определяется категория избирательного процесса, а в исследованиях, посвященных этому вопросу, трактуют ее по разному. Представляется, что категория «избирательный процесс» должен определяться исходя из ее связи с категорией избирательной системы и многовариантности политических изменений. Соответственно можно сделать вывод: избирательный процесс – это деятельность политических субъектов, связанная с реализацией властных интересов и обеспечивающая формирование, функционирование и трансформацию избирательной системы.
Процесс функционирования
воплощает способность
В процессе трансформации
избирательной системы
Избирательный
процесс обязательно
В процессе функционирования избирательной системы осуществляется ее сохранение и воспроизводство как целостного объекта, чем достигается устойчивость системы. Однако поддержание определенного режима функционирования носит относительный характер и не означает абсолютной неизменности. Наоборот, в любой избирательной компании происходят постоянные изменения. С другой стороны, любая нынешняя компания будет отличаться от будущей. Но все эти изменения не выходят за рамки сложившегося порядка.[2.132]
Однако равновесное состояние избирательной системы не исключает изменений и другого рода – тех, которые ведут к изменению качественного своеобразия системы в целом или отдельных ее компонентов. Такие изменения осуществляются в процессе трансформации избирательной системы. Их темп и характер могут быть различными.
Преобразования, происходящие в процессе трансформации избирательной системы, могут быть классифицированы по различным основаниям. Учитывая, что избирательный процесс является разновидностью политического процесса, правомерно воспользоваться классификацией, принятой в отношении политических изменений.
Прежде всего необходимо обратиться к изменениям внутрисистемного и переходного типов. Эта типология основана на характере трансформации избирательной системы. Изменение избирательной системы как внутрисистемного, так и переходного типов осуществляется в виде реформ. Эту характеристику процесса трансформации избирательной системы следует рассматривать также с учетом включения последней в политическую систему. Изменения политической системы могут осуществляться и в ходе революции, и путем реформ. Но даже если политические преобразования носят революционный характер, изменения, касающиеся института выборов, правильнее будет рассматривать как реформы. Эти изменения могут быть весьма глубокими, коренными, всеобхватывающими (поэтому однозначное противопоставление революции и реформы условно), но все же они вполне осмыслены, проводятся мирно и «сверху» (со стороны властных структур).
Процесс трансформации российской избирательной системы в новейшей истории связан с модернизацией отечественной политической системы и общества в целом, начавшейся в середине 1980-х гг. Первостепенное значение в этом процессе имеет принятие новых правовых актов закрепляющих определенные правила электоральной игры. Исходя из этого, можно выделить три основных периода в процессе трансформации отечественной избирательной системы:
1988—1991 гг. — преобразования советской избирательной системы, происходившие в годы так называемой перестройки;
1992—1993 гг. — ряд весомых преобразований, обозначивших контуры избирательной системы постсоветского типа;
1994 г. — по настоящее время — изменения избирательной системы, базирующиеся на регулярном законодательстве.[1.75]
2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании
Функциональный
аспект системного анализа выборов
отражается в понятии «избирательная
компания» в широком его
-назначение выборов;
-регистрация избирателей;
-образование избирательных округов и участков;
-выдвижение и регистрация кандидатов;
-предвыборная борьба;
-голосование;
-определение результатов выборов.
1.Назначение выборов. Процедура назначения выборов может показаться простой формальностью. Однако именно на этом этапе обеспечивается реализация таких важных принципов выборов, как их обязательность и периодичность. Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию. Смысл процедуры назначения выборов — установление дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Например, голосование на федеральных парламентских выборах в США проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года, а голосование на президентских выборах — в этот же день каждого високосного года. В этом случае издание специального акта не требуется. Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату. В России порядок назначения федеральных, региональных и муниципальных выборов следующий.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором четыре года назад проходили предыдущие выборы. Региональные выборы (выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации) были унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день — воскресенье.
2.Регистрация избирателей. Чтобы прийти в день голосования и проголосовать, недостаточно просто обладать активным избирательным правом. Необходимо, чтобы гражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса (например, в Германии, Италии, Швеции и др.). Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.), и избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом. В России используется обязательная регистрация избирателей, которая осуществляется главой муниципального образования. Эти сведения направляются в территориальные (муниципальные) избирательные комиссии. На их основе составляются списки избирателей, отдельно по каждому участку.[4.323]
3.Образование избирательных округов и участков. Регистрация избирателей позволяет в итоге определить их общую численность на той или иной территории. Последнее имеет важное значение для образования избирательных округов и участков. Избирательный округ — это территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов. Российская избирательная система предполагает создание следующих избирательных округов:
а) одномандатные избирательные
округа — формируются при
проведении выборов в депутаты законодательных
органов власти
субъектов Федерации и представительных
органов местного са-
моуправления. Одномандатные округа формировались
также при проведении выборов в депутаты
Государственной Думы, начиная с первых
— в 1993 г. По новому закону на парламентских
выборах 2007 г. их создание уже не предусматривается;
б) многомандатные избирательные
округа — могут образовы-
ваться на уровне субъектов Федерации
или муниципальных об-
разований (причем избиратели голосуют
не за список кандидатов,
а персонально за каждого кандидата). Число
мандатов в таких
округах не должно быть более пяти. Так,
три из 22 депутатов Го-
сударственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа из-
бираются по одному трехмандатному округу;
14 из 28 депутатов
Сахалинской областной думы — по семи
двухмандатным округам;
18 из 36 депутатов Амурского областного
совета народных депу-
татов — по девяти двухмандатным округам;
в) единый избирательный округ — образуется
при проведении
выборов:
-Президента РФ;
-депутатов Государственной Думы;
-депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации, мандаты которых распределяются в соответствии с новым требованием Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» (ст. 35, п. 16) между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
-глав муниципальных образований;
-депутатов представительных органов местного самоуправления (если предусматривается выдвижение списков кандидатов).
При образовании избирательных округов
должна соблюдаться единая норма представительства. Это позволяет
обеспечить один из важнейших принципов
избирательного права — принцип равенства.
Поэтому избирательные округа должны
включать примерно равное число избирателей.
На практике нарезка абсолютно равных
по числу избирателей округов технически
неосуществима. Кроме того, при образовании
избирательных округов учитывается административно-
4.Выдвижение и регистрация кандидатов. Реализация пассивного избирательного права начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Важность этого этапа избирательной кампании определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и др. Все они обладают значительными исполнительными и законодательными полномочиями на соответствующих уровнях системы государственной и муниципальной власти. Извечная проблема демократии в связи с этим заключается в следующем: граждане, с одной стороны, искренне желают блага своей стране, а с другой стороны, не всегда могут «конвертировать» это стремление в конкретный выбор тех, кто своими политическими решениями этой цели добьется. Существуют различные способы выдвижения кандидатов: