Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Задачи контрольной работы:
-рассмотреть процесс функционирования избирательной системы;
-рассмотреть процесс трансформации избирательной системы;
-изучить субъекты выборов;
-проанализировать этапы избирательной кампании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Избирательный процесс: процессы функционирования
и трансформации избирательной системы………………………………………3
2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании………………………..5
3.Вопрос…………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

• самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;

• выдвижение группой избирателей;

• выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение как отдельных кандидатов, так и их списков (в зависимости от типа действующей избирательной системы).

Существуют определенные организационные.ограничения процедуры выдвижения кандидатов: кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам или несколькими избирательными объединениями; гражданин, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением, и наоборот. В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение избирательного залога. Избирательный залог — это денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов  (в процентах). Избирательный залог рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии. Например, на парламентских выборах в Великобритании избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, которые возвращаются при получении 5% голосов. Для крупной партии, выдвигающей своих кандидатов в различных избирательных округах, внесение за них залога вполне по силам. Однако это условие может заметно ограничить количество кандидатов, выдвигаемых от небольших партий.

В России предусмотрены два варианта действий:

а) в свою поддержку кандидаты могут собирать подписи. Их ко- 
личество на выборах различных уровней следующее: в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента РФ — не менее 2 млн подписей; в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы — не менее 200 тыс. подписей; в поддержку выдвижения кандидата или списка кандидатов на региональных и муниципальных выборах — устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории округа;

б) внесение избирательного залога. Его размер не может состав- 
лять более 15% от предельной суммы всех расходов из средств из- 
бирательного фонда кандидата или избирательного объединения.Внесение избирательного залога возможно на любых выборах, за исключением выборов Президента РФ.[4.324]

5.Предвыборная борьба. На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. В ее рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата. Все эти мероприятия в сумме также обозначаются термином «избирательная кампания», но уже в другом значении — как кампания кандидата или партии. Избирательная кампания в узком смысле слова — это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями в ходе выборов или непосредственно перед ними для достижения своих предвыборных целей. На первый взгляд, цель названных субъектов выборов одна — победа. Однако так обстоит дело далеко не всегда. Некоторые из участников избирательной кампании включаются в нее ради привлечения внимания или укрепления известности с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев кандидатов-соперников. Этот прием ориентирован на то, чтобы сбить с толку избирателей и снизить число голосов, поданных за соперника. Каковы бы ни были предвыборные цели кандидата или партии, избирательная кампания должна быть тщательно подготовлена, что предполагает прежде всего создание штаба кампании, разработку ее стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики избирательной кампании. Несмотря на распространенное убеждение, что «на выборах все решают деньги», сами по себе они не способны обеспечить победу в избирательной кампании. Чтобы с пользой израсходовать собранные средства, необходимо иметь продуманную стратегию и тактику.Финансирование выборов включает расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов. Речь идет о деятельности государственных органов, осуществляющих регистрацию избирателей и кандидатов (списков кандидатов), организацию избирательных участков и проведение на них голосования, обучение организаторов выборов и избирателей и т.д. Что касается финансирования избирательной кампании, то в этом случае подразумевается избирательная кампания в узком смысле слова. Соответственно, речь идет о финансовом обеспечении деятельности кандидатов и политических партий в ходе выборов. Важнейшей составляющей предвыборной борьбы между кандидатами или партиями являются агитационные мероприятия. Регламентации именно этой деятельности (наряду с вопросами финансирования) уделяется особое внимание в избирательном законодательстве: кто может выступать субъектом агитации, каковы ее формы, кому запрещено заниматься предвыборной агитацией, на каких условиях осуществляется использование эфирного времени и печатной площади на платной и бесплатной основе, каковы возможные ограничения политической рекламы в СМИ, каковы условия проведения агитации посредством массовых мероприятий, каким образом возможно использование в целях предвыборной агитации Интернета и т.д. Предвыборная агитация проводится в определенных хронологических рамках и может начинаться за определенное законом количество дней до даты голосования, со дня регистрации кандидатов, со дня официального объявления даты выборов и т.д. Особую роль в проведении избирательной кампании кандидата или партии играет ее финансирование. Говоря о вопросах финансирования, следует учитывать, что понятие «избирательная кампания», как уже отмечалось, имеет два значения. Расходы на кампанию кандидата или партии — лишь одна из составляющих финансового обеспечения избирательного процесса. Поэтому целесообразно разграничивать понятия «финансирование выборов» и «финансирование избирательной кампании».[3.98]

6.Голосование. Это кульминационный этап избирательной кампании, поскольку именно в процессе голосования осуществляется волеизъявление народа. И в теоретическом, и в практическом смысле важно найти ответ на вопрос, почему избиратели голосуют так, а не иначе. В настоящее время в политологии сложился ряд моделей, объясняющих электоральный выбор граждан влиянием различных факторов. Социологическая модель акцентирует внимание на факторе социальной дифференциации. В данном случае электоральное поведение объясняется социально-групповой принадлежностью избирателей (классовой, этнической, религиозной, территориально-поселенческой и т.д.). Однако в ситуации нарастания социальной дифференциации и формирования сложной мозаичной социальной структуры влияние данного фактора на политические предпочтения избирателей снижается, хотя его и не следует исключать. Если же рассматривать общества (к которым относится и Россия), характеризующиеся трансформацией социальной структуры, высокой социальной мобильностью, нарастанием маргинализации, то в данном случае прогноз электорального выбора граждан на основе социологической модели становится весьма затруднительным. В соответствии с социопсихологической моделью электоральный выбор определяется партийной идентификацией избирателей (ощущением близости к какой-либо партии), психологическими симпатиями в отношении определенных политических сил или лидеров. Прогнозные возможности этой модели ограничиваются общими тенденциями изменения отношения граждан к политическим партиям. Политико-коммуникативная модель строится на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на электоральный выбор граждан собственно избирательной кампании, комплекса коммуникативных (в юридической формулировке — агитационных) мероприятий, осуществляемых каждой из политических партий или отдельными кандидатами. В данном случае воздействие осуществляется через информирование избирателей о ходе предвыборной борьбы, обнародование рейтингов кандидатов и партий и результатов различных опросов общественного мнения, прямую политическую рекламу конкурирующих участников выборов. Исследователи отмечают, что воздействие на электоральный выбор коммуникативных мероприятий неоднозначно. И все же вследствие их влияния определенный процент избирателей меняет свои предпочтения. Это тем более справедливо в отношении тех, кто не имел предварительно сложившегося мнения, поскольку такие избиратели особенно восприимчивы к интенсивной политической агитации. Модель рационального выбора основана на предположении, что электоральное поведение индивида определяется его стремлением к достижению собственных целей. Поэтому избиратель голосует, руководствуясь лишь собственной выгодой от возможного прихода к власти определенной политической партии или кандидата. Развитием данного подхода является формула «ретроспективного голосования» М. Фиорины. В этом случае выбор избирателей определяется степенью их удовлетворенности деятельностью политических сил, находящихся у власти: если жилось хорошо— голосуют за представителей правящих сил, если плохо — за оппозицию. Участие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. Однако в современных демократиях (особенно это касается региональных и местных выборов) наблюдается снижение электоральной активности граждан, т.е. происходит нарастание абсентеизма. Абсентеизм— это уклонение граждан от участия в голосовании. Чтобы снизить уровень абсентеизма, используют различные меры: голосование по почте, голосование по доверенности, внедрение электронного голосования, расширение масштабов досрочного голосования, упрощение процедуры регистрации избирателей (в том случае, если она носит добровольный характер). В России участие граждан в голосовании является добровольным, и так же, как и в большинстве стран, наблюдается снижение электоральной активности. Если не брать в расчет выборы советского периода, когда явка избирателей составляла 99,9%, то пик электоральной активности пришелся на первые проводившиеся на альтернативной основе избирательные кампании.[3.101]

7.Определение результатов выборов. Избирательная кампания завершается подсчетом голосов и определением результатов выборов. Последнее осуществляется в зависимости от типа действующей избирательной системы. Указанные действия реализуются избирательными комиссиями. Российская избирательная система относится к числу тех, в рамках которых определяется такой минимум, или порог явки избирателей. В этом случае выборы могут быть признаны состоявшимися только тогда, когда в них приняло участие не менее оговоренного числа избирателей (в процентном соотношении). В противном случае назначаются повторные выборы. Установление порога явки избирателей можно рассматривать как вполне целесообразную меру. Ведь если в выборах приняло участие незначительное число избирателей, возникают сомнения, можно ли считать сформированные властные институты действительно представительными и вполне легитимными. Итоги голосования и результаты выборов согласно ст. 70, п. 9 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» могут быть признаны недействительными:

-при том условии, что нарушения, допущенные при проведении голосования или определении его итогов, не позволяют с достаточной степенью достоверности определить результаты волеизъявления избирателей;

-в случае, если итоги голосования или результаты выборов признаны недействительными на части избирательных участков, причем списки избирателей на этих участках должны включать не менее 1/4 от общего числа избирателей в соответствующем избирательном округе;

-по решению суда.

В этом случае также назначаются повторные выборы.

Процедура признания кого-либо из кандидатов избранным (а в случае голосования за списки кандидатов — избранными) не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и все действия оговорены в избирательном законодательстве. Однако даже если все предшествующие этапы избирательной кампании свидетельствуют о демократическом характере избирательной системы, на этом ее заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию — в случае фальсификации итогов голосования.[4.325]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Какие  избирательные комиссии в России формируются

в период избирательной компании и завершают  свою

деятельность  вскоре после опубликования результатов  выборов?

Подготовку  и проведение выборов депутатов  Государственной Думы, обеспечение  реализации и защиту избирательных  прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные  комиссии субъектов Российской  Федерации;

3) территориальные  избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;

4) участковые  избирательные комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы дали понятие  избирательной системы в РФ, рассмотрели  виды избирательных систем в РФ, дали понятие и рассмотрели принципы избирательного процесса в РФ, а также рассмотрели структуру и стадии избирательного процесса. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Избирательный процесс регулирует деятельность субъектов публично-правовых отношений по формированию легитимных органов публичной власти различных уровней (органов государственной власти, местного самоуправления, а в некоторых случаях - органов территориального общественного самоуправления). Избирательный процесс позволяет обеспечить связь непосредственной демократии с представительной. Через избирательный процесс реализуются конституционные права граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через избираемые ими органы. Избирательный процесс - один из основных институтов избирательного права, являющегося подотраслью конституционного права. Основные стадии избирательного процесса определяются законом: назначение выборов; регистрация избирателей и составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение итогов голосования и результатов выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов; выдача депутатского мандата и документа, подтверждающего избрание лица на выборную должность. Процесс формирования органов публичной власти посредством выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в нашей стране. Основной целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Белов С.А. Избирательна система как правовой институт: Учеб. пособие / С.А.Белов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 120 с.
  2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / И.В.Выдрин. – М.: Вузовский учебник,2009. – 240 с.
  3. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии: Учеб. пособие / Ж.Б.Скрипкина. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 174 с.
  4. Лучин В.О. Избирательное право Российской Федерации: Учеб. пособие / В.О.Лучин, В.Н. Белоновский, Т.М. Терехина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 672 с.

 


Информация о работе Избирательный процесс