Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа
Актуальность выбранной темы является, проблема свободного времени, обусловленое потребностями общества в становлении личности, самостоятельного субъекта в социальной и культурной деятельности.
В своей работе мы поставили перед собой следующие цели:
1. Свободное время и общие закономерности его использования.
2. Изменения условий для проведения свободного времени.
Задача: выявление рациональной структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расход.
Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Свободное время и общие закономерности его использования…...4
1.1.Виды свободного времени…………………………………………5
1.2. Типы и примеры проведения свободного времени……………5-6
Выводы по 1 главе………………………………………………………7
Глава 2. Изменение условий для проведения свободного времени…………8
2.1. Условия для проведения свободного времени …………………8-9
2.2. Сравнительный анализ свободного времени жителей России
и США………………………………………………………………………..9-10
2.3. Показатели использования свободного времени: мнение жителей города Зеленодольска……………………………………………………….10-11
2.4. Тенденции изменения в проведении свободного времени…...11-12
Выводы по 2 главе……………………………………………………….13
Заключение …………………………………………………..………………….14
Список использованной литературы………………………..………………14-15
Свободное время дифференцировано у мужчин и женщин. Прежде всего отметим, что у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин Однако в обоих случаях оно сокращается. У работающих женщин оно сокращается примерно с 2 ч 07 мин до 1 ч 23 мин в рабочие дни; с 6 ч 02 мин до 4 ч 36 мин- в выходные. Возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, в садовом, дачном и других земельных участках, Свободное время населения сокращается и с возрастом. У женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.
В классификации затрат свободного времени мы выделили следующие группы : посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т. п., прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия..
Выделив классификация мы провели опрос среди жителей города Зеленодольска.Общая закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свободного времени, а на чтение - в среднем 1 0%. В выходные дни свободное время используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т. п. Если просмотреть особенности бюджета времени у разных групп населения.То доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени.
Среди членов опрошенных почти 20% составили учащиеся. Вот как распределилось свободное время у учащихся в возрасте 18-19 лет: его продолжительность в среднем за день составляет 4 ч 12 мин, в том числе; просмотр телепередач 1 ч 23 мин, чтение - 29 мин, посещение театров, концертов, музеев -4 мин, дискотек - 10 мин.
На бюджет времени населения влияет сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в целом и особенно несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов.
2.4.Тенденции изменений в проведении свободного времени
Изменения, происходящие в обществе, приводят к определенным сдвигам в проведении свободного времени и его структуре. Представляет интерес сравнение этих изменений в России и США. За рассматриваемый период у работающих мужчин в России (при небольшом уменьшении недельного фонда свободного времени) 25% затраты времени на образование.Однако общая тенденция динамики этого показателя противоположная. Эту тенденцию подтверждают и данные о степени участия в осуществлении видов деятельности, связанных с повышением образования и квалификации: у мужчин в России - 26%, в США - 5,1% . Такая же тенденция характерна и для работающих женщин: степень их участия составляет вРроссии-12,6%, в США - 4,7%, . Одновременно у женщин возрастают и затраты времени на участие в общественной деятельности, частота участия в ней. Увеличенное свободное время позволяет женщинам уделять значительно больше времени занятиям спортом и активными видами досуга почти 60% и в 2 раза -общению. Иначе обстояло дело у работающих жителей США. У них средние затраты времени на образование -у мужчин в 3 раза, а у женщин -почти на половину больше России. Кроме того, мужчины в 3 с лишним раза больше времени уделяют на посещение зрелищ и участие в общественной деятельности. У женщин же помимо образования время на посещение зрелищ 83%, хотя средняя его величина составляет всего 1,1 часа в неделю. Пожалуй, гораздо чаще для досуговых занятий был характерен не рост, а уменьшение затрат времени. Так, у мужчин в России продолжительность посещения учреждений культуры и отдыха (в основном кинотеатров) 64%, участия в общественной деятельности -42%, занятий спортом и активного досуга -38%, чтения - 18%. То же самое характерно и для женщин (хотя у них свободное время больше в отличие от мужчин). Они расходуют меньше времени на повышение образования (в 4,5 раза), посещение учреждений культуры и отдыха. Приведенные данные свидетельствуют, на наш взгляд, об ухудшении использования свободного времени у работающего населения России. В США у работающих тоже происходит уменьшение средних затрат времени на ряд досуговых занятий: у мужчин -на чтение, слушание радио, телевидение, общение; у женщин -на спорт и активный досуг, общение, телевидение, пассивный отдых.
Вывод по 2 главе
Перед нами встала
задача изучения воздействия свободного
времени на всестороннее развитие человека.
Дальнейшее уточнение поставленной проблемы
свелось к осмыслению человеческого фактора
и определению роли свободной деятельности
в образе жизни человека. Однако решение
было найдено только во взаимодействии
свободного и рабочего времени. Нами делаются
предположения, что свободная деятельность
может выполнять компенсаторную функцию,
давая выход нереализованному личностному
потенциалу в непроизводственной среде.
Заключение
В ходе изучения нашей темы, мы рассмотрели базовые понятия и основные определения. Выделили признаки свободной деятельности, а также специфику ее функций. Многие авторы рассматривают свободное время, как время свободное от какого -либо процесса. Нами рассмотрено свободное время, не только как время свободное от какого- либо процесса, но и не включающее обязательную деятельность или непреложные обязанности. Данное нами определение свободного времени, является базисным для определения его структурно-функциональной характеристики.
В изучении проблем
использования свободного времени
занимает его содержание и структура.
Многие проявляют лишь слабый интерес
к духовной культуре, не осознают ее
роли в своем развитии. Несмотря
на то, что, для половины опрошенных
первоочередная функция свободного
времени это возможность
Список используемой литературы
1. Андреенков В.Г. Патрушев В.Д. Показатели использования временижителями города. М.: ИСИ АН СССР, 1988, Вып. 3. С. 6-17.
2. Артемов В.А.
Социальное время: проблемы
3. Артемов В.А.,
Балыкова Н.А.: Калугина З.И. Время
населения города:планирование
4. Артемов В.А.,
Ростцев П.С., Артемова О.В. Опыт
лонгитюдного исследования
5. Бобков И.В.
Социальные ориентиры
6. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М.: 1998.
7. Водзинская В.В. Активность личности в сфере досуга// В сб.: Активность личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1976.
8. Воспитание увлечением// Сост. Ляшенко А.Т.: М.: Молодая гвардия, 1985.
9. Время и его использование. М.: ИС АН СССР, 1988.
10. Время населения:
динамика его использования. М.
11. Гордон Л.А.,
Клопов Э.В. Человек после
12. Гордон Л.А.,
Клопов Э.В., Оников Л.А. Черты
социалистического образа
13. Гордон Л.А., Римашевская Н.М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время трудящихся (таганрогские исследования). М.: Мысль, 1972.
14. Грушин Б.А.
Свободное время БСЭ. М.:
15. Дмитриев А.В.
Комплексное социально-
16. Дубсон Б.И.
Социально-экономические
17. Евтеева Г.А.
Психолого-педагогические
18. Золотов А.В.
Норма свободного времени как
показатель
19. Мискевич А.Б. Человек и свободное время: мнение социолога. Минск:1. Наука и техника, 1989.
20. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск: ypry, 1983.
21. Орлов Г.П.
Свободное время как
22. Патрушев В.Д. Как и с кем проводит свободное время горожанин?/1. Соц. иссл. 1986, № 4.
23. Патрушев В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах// Соц.иссл. 1997, No? с. 44-50.
24. Рабочее и
свободное время (Материалы
25. Рабочее и свободное время: организация досуга трудящихся по месту жительства// Сост. Заикин В.В. М.: Профиздат, 1981.
26. Стеббинс Р.А.
Свободное время: к
Информация о работе Изменение условий для проведения свободного времени: мнения горожан