Изменение условий для проведения свободного времени: мнения горожан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы является, проблема свободного времени, обусловленое потребностями общества в становлении личности, самостоятельного субъекта в социальной и культурной деятельности.
В своей работе мы поставили перед собой следующие цели:
1. Свободное время и общие закономерности его использования.
2. Изменения условий для проведения свободного времени.
Задача: выявление рациональной структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расход.

Содержание работы

Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Свободное время и общие закономерности его использования…...4
1.1.Виды свободного времени…………………………………………5
1.2. Типы и примеры проведения свободного времени……………5-6
Выводы по 1 главе………………………………………………………7
Глава 2. Изменение условий для проведения свободного времени…………8
2.1. Условия для проведения свободного времени …………………8-9
2.2. Сравнительный анализ свободного времени жителей России
и США………………………………………………………………………..9-10
2.3. Показатели использования свободного времени: мнение жителей города Зеленодольска……………………………………………………….10-11
2.4. Тенденции изменения в проведении свободного времени…...11-12
Выводы по 2 главе……………………………………………………….13
Заключение …………………………………………………..………………….14
Список использованной литературы………………………..………………14-15

Файлы: 1 файл

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.docx

— 34.30 Кб (Скачать файл)

    Свободное время дифференцировано у мужчин и женщин. Прежде всего отметим, что у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин Однако в обоих случаях оно сокращается. У работающих женщин оно сокращается  примерно с 2 ч 07 мин до 1 ч 23 мин в рабочие дни; с 6 ч 02 мин до 4 ч 36 мин- в выходные. Возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, в садовом, дачном и других земельных участках, Свободное время населения сокращается и с возрастом. У  женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.

    В классификации затрат свободного времени мы выделили  следующие группы : посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т. п., прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия..

    Выделив классификация мы провели опрос среди жителей города Зеленодольска.Общая закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свободного времени, а на чтение - в среднем 1 0%. В выходные дни свободное время используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т. п. Если просмотреть  особенности бюджета времени у разных групп населения.То доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени.

    Среди членов опрошенных почти 20% составили учащиеся. Вот как распределилось свободное время у учащихся в возрасте 18-19 лет: его продолжительность в среднем за день составляет 4 ч 12 мин, в том числе; просмотр телепередач 1 ч 23 мин, чтение - 29 мин, посещение театров, концертов, музеев -4 мин, дискотек - 10 мин.

    На бюджет времени населения влияет сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в целом и особенно несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов.

2.4.Тенденции изменений в проведении свободного времени

    Изменения, происходящие в обществе, приводят к определенным сдвигам в проведении свободного времени и его структуре. Представляет интерес сравнение этих изменений в России и США. За рассматриваемый период у работающих мужчин в России (при небольшом уменьшении недельного фонда свободного времени)  25% затраты времени на образование.Однако общая тенденция динамики этого показателя противоположная. Эту тенденцию подтверждают и данные о степени участия в осуществлении видов деятельности, связанных с повышением образования и квалификации: у мужчин в России - 26%, в США - 5,1% . Такая же тенденция характерна и для работающих женщин: степень их участия составляет вРроссии-12,6%, в США - 4,7%, . Одновременно у женщин возрастают и затраты времени на участие в общественной деятельности, частота участия в ней. Увеличенное свободное время позволяет женщинам уделять значительно больше времени занятиям спортом и активными видами досуга почти 60% и в 2 раза -общению. Иначе обстояло дело у работающих жителей США. У них средние затраты времени на образование -у мужчин в 3 раза, а у женщин -почти на половину  больше России. Кроме того, мужчины в 3 с лишним раза больше времени уделяют на посещение зрелищ и участие в общественной деятельности. У женщин же помимо образования время на посещение зрелищ 83%, хотя средняя его величина составляет всего 1,1 часа в неделю. Пожалуй, гораздо чаще для досуговых занятий был характерен не рост, а уменьшение затрат времени. Так, у мужчин в России продолжительность посещения учреждений культуры и отдыха (в основном кинотеатров) 64%, участия в общественной деятельности -42%, занятий спортом и активного досуга -38%, чтения - 18%. То же самое характерно и для женщин (хотя у них свободное время больше в отличие от мужчин). Они расходуют меньше времени на повышение образования (в 4,5 раза), посещение учреждений культуры и отдыха. Приведенные данные свидетельствуют, на наш взгляд, об ухудшении использования свободного времени у работающего населения России. В США у работающих тоже происходит уменьшение средних затрат времени на ряд досуговых занятий: у мужчин -на чтение, слушание радио, телевидение, общение; у женщин -на спорт и активный досуг, общение, телевидение, пассивный отдых.

Вывод по 2 главе

Перед нами встала задача изучения воздействия свободного времени на всестороннее развитие человека. Дальнейшее уточнение поставленной проблемы свелось к осмыслению человеческого фактора и определению роли свободной деятельности в образе жизни человека. Однако решение было найдено только во взаимодействии свободного и рабочего времени. Нами делаются предположения, что свободная деятельность может выполнять компенсаторную функцию, давая выход нереализованному личностному потенциалу в непроизводственной среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В ходе изучения нашей темы, мы рассмотрели базовые понятия и основные определения. Выделили признаки свободной деятельности, а также специфику ее функций. Многие авторы рассматривают свободное время, как время свободное от какого -либо процесса. Нами рассмотрено свободное время, не только как время свободное от какого- либо процесса, но и не включающее обязательную деятельность или непреложные обязанности. Данное нами определение свободного времени, является базисным для определения его структурно-функциональной характеристики.

В изучении проблем  использования свободного времени  занимает его содержание и структура. Многие проявляют лишь слабый интерес  к духовной культуре, не осознают ее роли в своем развитии. Несмотря на то, что, для половины опрошенных первоочередная функция свободного времени это возможность духовного  и интеллектуального развития, в  деятельности рассматриваемого времени  преобладают формы сочетающие отдых  и развлечения. Формы с указанными функциями и большой объем  времени, затраченного на них, определяют недостаточный уровень развития именно в этот период времени. 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

1. Андреенков  В.Г. Патрушев В.Д. Показатели  использования временижителями  города. М.: ИСИ АН СССР, 1988, Вып. 3. С. 6-17.

2. Артемов В.А.  Социальное время: проблемы изучения  и использования. Новосибирск:  Наука, 1987.

3. Артемов В.А., Балыкова Н.А.: Калугина З.И. Время  населения города:планирование и  использование. Новосибирск: Наука, 1982.

4. Артемов В.А., Ростцев П.С., Артемова О.В. Опыт  лонгитюдного исследования использования  времени/ / Соц. иссл. 1999, №2. с. 106-117.

5. Бобков И.В.  Социальные ориентиры градостроительных  решений./1. Соц. иссл.:1986, № 3.

6. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного  человека. М.: 1998.

7. Водзинская  В.В. Активность личности в  сфере досуга// В сб.: Активность  личности в социалистическом  обществе. М.: Наука, 1976.

8. Воспитание  увлечением// Сост. Ляшенко А.Т.: М.: Молодая  гвардия, 1985.

9. Время и  его использование. М.: ИС АН  СССР, 1988.

10. Время населения:  динамика его использования. М.: ИС РАН, 1992. С.142.143.

11. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и  внерабочего времени. М.: Наука, 1972.

12. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Л.А. Черты  социалистического образа жизни:  быт городских рабочих вчера,  сегодня, завтра. М.: Знание, 1977.

13. Гордон Л.А., Римашевская Н.М. Пятидневная  рабочая неделя и свободное  время трудящихся (таганрогские  исследования). М.: Мысль, 1972.

14. Грушин Б.А.  Свободное время БСЭ. М.:Советская  энциклопедия, 1976.- Т. 23. с. 87.

15. Дмитриев А.В.  Комплексное социально-экономическое  исследование. Л.: Наука, 1978.

16. Дубсон Б.И.  Социально-экономические проблемы  свободного времени трудящихся  в условиях современного капитализма.  М.: Наука, 1980.

17. Евтеева Г.А.  Психолого-педагогические основы  использования свободного времени// Автореф. докт. дис. Л.: ЛГУД980.

18. Золотов А.В.  Норма свободного времени как  показатель социальноэкономического  развития/ / Соц. иссл. 1999, № 12. с. 71-77.

19. Мискевич А.Б.  Человек и свободное время:  мнение социолога. Минск:1. Наука  и техника, 1989.

20. Орлов Г.П.  Свободное время и личность. Свердловск: ypry, 1983.

21. Орлов Г.П.  Свободное время как социологическая  категория. Свердловск: ургу, 1973.

22. Патрушев В.Д. Как и с кем проводит свободное время горожанин?/1. Соц. иссл. 1986, № 4.

23. Патрушев В.Д.  Свободное время горожан в  1986 и 1995 годах// Соц.иссл. 1997, No? с. 44-50.

24. Рабочее и  свободное время (Материалы исследования  населения города). Кн. 1, 2,- М.: ИСИ  АН СССР, 1987.

25. Рабочее и  свободное время: организация  досуга трудящихся по месту  жительства// Сост. Заикин В.В. М.: Профиздат, 1981.

26. Стеббинс Р.А.  Свободное время: к оптимальному  стилю досуга (взгляд из Канады)/ / Соц. иссл. 2000, №8. с. 64-72.  
 
 
 
 


Информация о работе Изменение условий для проведения свободного времени: мнения горожан