Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:35, контрольная работа
Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.
Введение 3
1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной
работы 4
2. Особенности культурной политики передовых стран Запада 7
3. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в
России 11
Заключение 21
Список литературы 22
По истечении срока выплат пособий по безработице человек имеет право получать специальное «социальное пособие» из государственных средств, которое очень невелико: чуть выше размера доходов, официально определяемого как черта бедности. Продолжительность получения социального пособия, как правило, не ограничена.
В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, – хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы.
Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа – социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы8.
Заключение
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Вместе с тем, и сейчас бедные и беднейшие не являются приоритетными группами для оказания социальной помощи.
Учитывая различие категорий бедности и причин бедности (не зависящие от человека жизненные обстоятельства, среда, физиологические причины, или, напротив, апатия, лень, элементарное нежелание менять уклад жизни), приоритетным направлением социальной политики должна стать адресная помощь на местах, более точное определение адресатов помощи. Лишь 10% выделяемых материальных ресурсов предназначены для «адресной помощи», остальное – поддержка категорий и учреждений. А все социальные службы открещиваются от «недостойных бедных» («опустившихся», экономически пассивных, алкоголиков), не желая каким-либо образом влиять на ситуацию. А на реформирование системы оказания адресной помощи уйдет на меньше десяти лет.
Список литературы
1. Дуликов, В.З.
Социально-культурная работа
2. Курбатов, В.И. Социально-культурная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 395 с.
3. Новак, Е.С. социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 172 с.
4. Тетерский, С.В. Введение в социально-культурную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
1 Новак, Е.С. социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. С.19
2 Новак, Е.С. социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. С.21
3 Тетерский, С.В. Введение в социально-культурную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. С.86
4 Тетерский, С.В. Введение в социально-культурную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. С.88
5 Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие / В.З. Дуликов. – М.: МГУКИ, 2003. С.117
6 Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие / В.З. Дуликов. – М.: МГУКИ, 2003. С.119
7 Тетерский, С.В. Введение в социально-культурную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. С.184
8 Тетерский, С.В. Введение в социально-культурную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. С.188
Информация о работе Изучение социально-культурной работы за рубежом