Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:35, контрольная работа
Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.
Введение 3
1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной
работы 4
2. Особенности культурной политики передовых стран Запада 7
3. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в
России 11
Заключение 21
Список литературы 22
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Институциональные предпосылки
становления и развития
работы 4
2. Особенности культурной
политики передовых стран
3. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в
России 11
Заключение 21
Список литературы
Введение
Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.
Исторически социальная
работа выросла из филантропической
(благотворительной) деятельности, которой
занимались различные религиозные,
общественные, а позднее и
Важно отметить,
что сегодня социальная работа в
России и за рубежом как разновидность деят
Целью контрольной работы является изучение социально-культурной работы за рубежом.
1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы
На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительны ми организациями. Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма, который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатации, массовым обнищанием лиц наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса.
Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства, и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.
Говоря о генезисе социальной работы, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, его следует соотнести с уходящей корнями в социобиологические свойства человека способностью к альтруистическому поведению, с другой – с социокультурными условиями, в которых эта профессия начала институализироваться.
При таких условиях в модернизирующихся странах происходят закономерные изменения культурных феноменов, из которых для рассматриваемой темы значимы следующие:
1. Переход от общинной формы социальной жизни к более пили индивидуализированной.
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофссснональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано плюрализацией групп интересов в обществе, предполагающей необходимость не столько управлять их активностью, сколько искать компромиссы между преследуемыми ими целями.
3. Переход от обычного нрава как регулятора общинных от-ношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение. Такое изменение обусловлено возрастанием степени открытости модернизирующего общества, где легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом.
В то же время совершенно очевидно, что их социализация в меняющихся условиях необходима как для их собственного выживания, так и для упорядочения более широкого социокультурного контекста. Именно такая необходимость в модернизирующихся обществах обуславливает возникновение социальной работы как профессии, связанной с рациональной и целенаправленной помощью плохо адаптированным людям. Причем данная деятельность ориентирована не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся, то есть не на благотворительность, но в первую очередь на расширение сферы социального участия этих людей, на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям. Таким образом, современную социальную работу в целом можно охарактеризовать как рациональный альтруизм культурно компетентных граждан в отношении социализации неадаптированных членов общества через вовлечение их в социальное участие1.
Во-первых, это социальное обеспечение, то есть финансовая и материальная помощь нуждающимся членам общества. Она пред-полагает официальные, в принципе, безличные отношения между оказывающими и получающими помощь. Во-вторых, это оказание помощи людям, нуждающимся в пси при решении проблем социокультурного характера или связанных со здоровьем. Здесь между оказывающими и принимающими помощь с необходимостью складываются межличностные отношения. Каждое из указанных на-правлений деятельности образует специфический крут структурных и функциональных особенностей позиции, занимаемой в обществе институтами социальной помощи и поддержки. Оценка их социальной эффективности предполагает выделение фундаментальных общих параметров, позволяющих осуществлять диагноз и прогноз содержания и направленности их функционирования.
Говоря об институт тональном статусе социальной работы, можно выделить преимущественно государственный, общественный и смешанный типы. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля пат определением количества членов общества, нуждающихся в помощи, и ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи. Негативные его аспекты связаны, прежде всего, с тем, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.
Общественная
организация или
Если ответственность за помощь, нуждающимся возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама но себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля2.
2. Особенности культурной политики передовых стран Запада
Как и социальная
работа, культурно-досуговая
В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.
Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999-2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
- изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;
- утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
- особая форма приватизации в секторе культуры;
- возрастание экономического фактора культуры;
- возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;
- отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения3.
При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).
Аналогичные данные содержатся
в книге Саймона Манди «
Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.
Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, говорит С.Манди, оказать поддержку, а затем отойти в сторону». Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
Поскольку отрасль культуры
и культурно-досуговой
Государственно-бюджетный
сектор является в большинстве государств
основным. Средства на культуру закладываются
в ежегодные бюджеты
Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов4.
Поскольку управление – это, прежде всего, распределение ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции – 51 %, в Норвегии – 56 %, в Швеции – 54 %.
Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.
Таким образом,
основная часть работы по организации
досугово-рекреационной
3. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России
Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.
Информация о работе Изучение социально-культурной работы за рубежом